Урок математики в 4-м классе по теме "Закрепление знаний об устной и письменной нумерации трёхзначных чисел"

Разделы: Начальная школа


Цели: закреплять:

  • понимание значения цифры в записи числа в зависимости от места;
  • умения  производить действия на основе знаний о нумерации;
  • умения решать задачи, примеры, уравнения.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Проверьте, друзья,
Готовы ли вы начать урок?
Всё ли на месте,
Всё ли в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь.

2. Сообщение темы и цели урока

– Ребята, нашему классу пришло письмо, а от кого – отгадайте:

Это сказочный старик,
Из кувшина он возник.
Узнают его везде,
Его сила в бороде.
Он волшебник, чародей.
Как зовут его?
Узнай скорей!  (Хоттабыч)

Чтение письма:

О, наимудрейшие юные математики! Давным – давно я изобрёл ценнейший напиток мудрости. Человек, который отведает хотя бы глоток напитка, сможет убедиться, что он стал сообразительным и справится со многими трудными задачами и примерами. Я знаю, что вы любите меня и я вам подарю этот напиток, если вы исполните все мои задания. Не бойтесь трудностей! Счастливого пути, мои юные друзья!

3. Устный счёт. Фокус

Задумайте любое число                                            4
Увеличь его в два раза                                              4 х 2 = 8
К результату прибавь 1                                             8 + 1 = 9
Полученное умножить на 5                                      9 х 5 = 45
Отбрось все цифры, кроме последней                     5
Оставшееся число умножь само на себя                 5 х 5 = 25
Сложи цифры результата                                          2 + 5 = 7

Получилось число 7, о нём мы поговорим позже.

4. Арифметический диктант.

Сравнить числа:

24      42                24    23                240         420              204   =   204    

Замени числа суммой разрядных слагаемых:   232,   322,   222

278 = 200 + 70 + 8
120 = 100 + 20

Сумму чисел  720  и  80  уменьшить в 4 раза
Разность чисел  650  и  500  увеличить в  5 раз
Частное чисел  240  и  увеличить на  320
Произведение чисел  90  и  уменьшить на  400

Девочки расскажут нам о числе  7
В древности число было предельным числом.   в значении «все».
Об этом нам говорят пословицы:

Семь бед – один ответ.
Лук – от семи недуг.
На седьмом небе.
Семеро одного не ждут.

Так родилась и семидневная неделя. Число  7 стало священным, его считали магическим. Объяснялось это тем, что человек воспринимает окружающий мир через  7  отверстий в голове: 

2 глаза
2 уха
2 ноздри
1 рот
 /  7

Киев построен на  семи холмах. В радуге 7 цветов. И на свете 7 чудес. В музыке 7 нот. Люди с числом имени 7 становятся лидерами и учителями высокого класса – это дети с именами Ваня, Максим, Люся. Но для этого нужно много трудиться.

5. Ребусы. Магический квадрат

Определить возраст. Старик Хоттабыч просит определить его возраст: вот такие данные он даёт. В его возрасте 4 цифры. Начинаем с единиц.

Ребус:    Д, ИВА                                                    2 ед.

Десятки:   ( 9 х 9 + 9  –  10 ) : 2  =  40                  4 ед.

Сотни:   магический квадрат

 200   400   300
400   300   200
 300   200   400

– Является ли этот квадрат магическим?
– Какая сумма получается по вертикали? Горизонтали? ( 900 )

Тысячи: 
Цифра эта так вкусна, из двух бубликов она? ( 8 )

8942 =  8 т. 9 с. 4 д. 2 ед. = 8000 +  900 + 40 + 2

6. Решение задачи

– В семье у старика Хаттабыча дядюшек 325 человек, братишек  115 человек, а сестрёнок вдвое больше, чем братишек. Какова семья?

Д. – 325 ч.
Б. – 115 ч.                                          ?
С. – ?, в 2 раза больше, чем

1)  115 х 2 = 230 (ч.) – сестрёнок
2)  325 + 230 = 555 (ч.) – сестрёнок и дядюшек
3)  555 + 115 = 670 ( ч.) – вся семья

Выражением:      (115 х 2) + 325 + 115 = 670 (ч.)

Ответ: всего в семье  670 человек

7. Устное решение задачи

Однажды встретил старик Хаттабыч своего друга и спрашивает его?
– Алладин, сколько тебе лет?
– А тебе?
– Мне – 8.942 года
– А мне вот сколько: если взять последние две цифры  (42) разделить пополам = 21 взять 1 от 21 да 100 дес. Вот и получится мой возраст.

(42 + 21 + 7) =  (70 + 1000) = 1070 лет.

8. Геометрический кроссворд: построй пирамиду.

  Луч
  Отвес
17 см        Локоть       17 см
Линейка

Окружность
Прямоугольник

15 см

1. Фигура, у которой все углы прямые. (Прямоугольник)
2. Линия, у которой нет ни начала ни конца. (Окружность)
3. Простой инструмент для проведения линий.  (Линейка)
4. Мера длины, используемая древними египтянами.  (Локоть)
5. Инструмент, используемый другими египтянами при строительстве пирамид.  (Отвес)
6. Часть прямой линии, имеющая начало в определённой точке. (Луч)

            Р = 17  х 2 + 15 = 49 см = 4 дм 9 см
            Р = 17 + 17 + 15 = 49 см = 4дм 9 см

9. Самостоятельная работа

Используя числа  Х,  12,  4  и их знаки действия – составь уравнения:

Х + 4 = 12                               12 – Х = 4
Х  х  4 = 12                              Х  : 4 = 12

Учебник чтр. 145 № 4 – самостоятельно

10. Итог урока

Выставление оценок.

Вручение напитка.