"Рождество Христово". Интегрированный урок музыки и ИЗО

Разделы: Музыка


Пояснительная записка

В первом полугодии в 5-м классе начинается изучение изобразительного искусства, в курсе которого рассматривается умения  обучающихся выявлять в произведениях народных художественных промыслов связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство материала, формы и декора. Тема Народные праздничные обряды  является итоговой в первой четверти.  Главная трудность заключается в том, что она изобилует новыми терминами, включает большой по объему фактический иллюстративный  материал, а также рассчитана на умения обучающихся составлять панно, открытки, коллажи.
Весь курс обучения в 5 классе посвящен  изучению декоративно-прикладного искусства в жизни человека. На первом уроке  идет знакомство с древними  образами в народном искусстве, на втором знакомство с убранством русской избы и её внутренним миром. На последующих уроках дети знакомятся с  конструкцией и декором предметов народного быта, русской народной вышивкой, народным праздничным костюмом. Обобщающим уроком четверти является итоговый урок по теме Народные праздничные обряды, на который отводится один час. Дети должны в конце четверти получить полное представление о древних корнях народного искусства и выполнить панно или открытку, коллаж.   Чтобы урок был более интересен допустимо использование инновационных технологий, что вызывает активный интерес к творчеству. Материал урока позволяет вырабатывать навыки и умения  выполнять  рождественскую открытку, развивает эстетический вкус, интерес к истории народного творчества. Предлагаемый вашему вниманию план – конспект включает в себя подробное описание деятельности педагога и обучающихся на каждом этапе урока. В плане показано использование приемов развития умений обучающихся работать в группах индивидуально и  создавать открытку, исполнять игровое пение   закличек.  К плану-конспекту прилагается УМК ученика, который содержит план работы в группах, текст стихотворения, русских пословиц о Рождестве,  словарные слова, шаблоны фигур ангелов.

Тема урока: Народные праздничные обряды. Рождество Христово.

Цель: ознакомление учащихся с народными христианским праздником – Рождеством Христовым  и его историей.

Задачи:

  • Образовательная: познакомить обучающихся с христианским праздником и его историей.
  • Развивающая: научить выполнению  открытки.
  • Воспитательная: прививать любовь к народной культуре, ее традициям и обычаям.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Форма урока:  урок-практикум.

Место урока: восьмой обобщающий урок первой четверти.

Словарная работа:

  • Открыткаэто почтовая карточка для открытого (без) конверта письма с  художественным изображением.
  • Колядка – это песня, исполняемая во время обряда коляды.
  • Коляда – это старинный рождественский и святочный обряд – хождение по домам с поздравлениями и песнями.
  • Сочельник  – это сложенная в форме пирожка лепешка с начинкой (сочень с творогом).
  • Икона – предмет коленопреклонения, живописное изображение Бога.

Оборудование:

  • Библия [Текст]. – Международный издательский центр православной литературы, М.:1995. – 1371с.
  • рисунки – образцы с образами ангелов;
  • рушник;
  • икона Божьей матери;
  • подсвечник со свечой;
  • гирлянды для украшения кабинета;
  • снежинки из бумаги;
  • пословицы о Рождестве;
  • музыкальное сопровождение (классическая музыка, колокольный звон).

Оснащение для обучающихся:

  • фломастеры;
  • гелиевые ручки;
  • простой  и цветные карандаши;
  • новогодние аксессуары;
  • клей;
  • шаблоны фигурок ангелов;
  • бумага;
  • заготовки открыток с текстом рождественской песни;
  • русские народные костюмы;
  • крупа гречневая для обряда Колядования.

Оформление доски: дата, тема урока, домашнее задание, словарные слова, пословицы, рисунки с образами ангелов.

На столе обучающихся: учебно-методический комплекс.

ХОД УРОКА

Деятельность педагога Деятельность обучающихся
УЭ-1

Мотивация учебной деятельности обучающихся

– Здравствуйте, ребята

 Дети входят в класс под звон колокола
УЭ-2

Актуализация темы урока

Учитель музыки:
Сегодня у нас необычный урок, у нас хорошее настроение, говорить мы будем о Рождестве Христове – церковном зимнем празднике.
Учитель ИЗО:
Зима. Земля, реки, лес – все укрыто снегом. Все кругом погружено в сон. Замерли травы, кусты, деревья. Замерли, но не умерли. Под снежным покрывалом они таят могучую силу жизни: силу роста и цвета.
Учитель музыки:
– Кто из детей и взрослых не любит эту пору и дни, когда в доме появляется ёлка, её наряжают в цветные шары, колокольчики и бусы, зажигают на ней гирлянды огней? Обычай украшать на Рождество свои дома ёлками или зелеными ветками пришел из Европы. Его ввел царь Петр I.
Учитель ИЗО:
– Рождество в России праздновали радостно и весело. Накануне праздника украшали дома и улицы. Магазины, лавочки и рынки бурлили: все покупали подарки и угощения к празднику. Это предвещало праздничное настроение. И у нас сегодня праздник – Рождество Христово. На уроке вы будете певцами-исполнителями, художниками-оформителями и поэтами – чтецами.
Учитель музыки:
Ребята, дома надо было подобрать стихи о Рождестве, что интересного можете почитать?
1 ученик:
Канун великий Рождества…
Сойдет с улыбкой кроткой вскоре…
2 ученик:
Вот в небе вспыхнула звезда…
Вздохнет спокойный и веселый…
Учитель музыки:
Рождественский пост начинался самым голодным. С утра никто ничего не ел, даже за стол не садился. Все готовились к Рождеству: пекли пироги с горохом, картофелем, сочни с ягодами. Поэтому день перед Рождеством назвали сочельником или сочевником.
Ученики о Рождестве: 
На Рождество любили дети рядиться. Наряжались попом, цыганом, надевали странные маски. Девочки рядились в мальчиков, а мальчики в девочек. Рядились в животных: коней, коз, медведей, журавлей. Рядились и нечистой силой: кикиморой, Бабой Ягой, чертом. Существует очень много пословиц о Рождестве.
Учитель ИЗО:
В Сочельник и рождественскую ночь люди зажигали и ставили на окна свечи, на улицах жгли костры, чтобы «согреть новорожденного Иисуса Христа».
Учитель музыки:
Люди ходили по городу и стучали в те дома, где в окнах были зажжены свечи. Они шутили, плясали  и устраивали представления, пели рождественские песни, славили Христа. Самое веселье – это святки. Они наступают после Рождества и длятся до крещения. Не было ни одного праздника на Руси, который ба не был связан с интересными событиями, обрядами. А чтобы вы подарили Иисусу Христу?

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики читают стихи

УЭ-3

Учитель музыки:
Познакомимся с песней

Учащиеся рассматривают текст песни
 УЭ-4

Знакомство с открытками

Учитель ИЗО:
– Кроме песни, ребята, мы можем подарить в праздник рождественскую открытку.
– Как выглядит магазинная открытка? Открытку можно отнести к печатной графике, то есть их печатают, штампуют, а затем они появляются в магазине. Но перед этим её оформляет художник – оформитель. Главным образом нашей рождественской открытки будет образ  ангела. Ангел – это спаситель человеческой души. Принято считать по поверьям, что ангел приносит счастье, удачу, добро. Достаточно взмахнуть ангельским крылом, как сбываются мечты молящегося. С этих пор художники стали рисовать ангелам крылья. Ангелов рисуют на иконах в лучезарных лучах. Это обычно образ девочки и мальчика, юноши – чистые души.
Икона – это живописное изображение Бога, предмет коленопреклонения. Замечательный художник Александр Иванов писал картины об Иисусе Христе, в том числе картина «Явление Христа народу».
Обратите внимание, что люди преклоняются и смиряются пред образом Иисуса Христа. Картина полна цветущих красок, цвета жизни и умиротворения. 

 

 

 

 

Учащиеся рассматривают репродукцию картины А. Иванова Явление Христа народу

УЭ-5

Практическая работа

Учитель ИЗО:
Задание:
Придумать название своей открытке и использовать шаблон ангела девочки и мальчика.
Материал для работы – фломастеры, гелиевые ручки, новогодние аксессуары, клей, бумага

 

 

Учащиеся работают над изготовлением открытки, используя шаблон

УЭ-6

Обобщение и систематизация знаний

Подведение итогов урока

1. Чьи работы понравились?
2. Что особенно понравилось на уроке?
3. О каком празднике мы сегодня говорили?
4. Какие словарные слова запомнили?

 

 

 

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

УЭ-7

Рефлексия

– Какое настроение Вы получили от творческой работы?
Какие чувства у Вас вызывает данный урок?

 

 

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

УЭ-8

Домашнее задание

Дома можно доделать открытки и подарить их близким.
1) Благодарю всех ребят за совместную работу.
2) За создание доброжелательной обстановки.

– Спасибо за урок!

 

 

Учащиеся прослушивают информацию о домашнем задании

Литература для учителя:

1. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека [Текст]: / Н.А.Горяева, О.В.Островская. – М.: Просвещение, 2008. – 192с.
2. Вострикова И.Т. Формирование художественной культуры учащихся средствами интеграции искусств [Текст]: / И.Т.Вострикова. – Кемерово, 1997. – 92с.
3. Рождественская новогодняя открытка  [Текст]: //  Мурзилка, 2007. №12  – 23с.
4. Красота своими руками [Текст]: // Юный художник. – 2005. –  №6. – 48с.
5. Эстетическое воспитания школьников на занятиях кружка декоративно-прикладного искусства [Текст]: // Воспитание школьников. – 2003. –  №8. – 32 с.
6. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе [Текст]: /А.С. Хворостов. –  М.: Просвещение, 2002. – 300с.

Приложения:

Приложение 1  Словарные слова
Приложение 2  Текст  стихотворения  «В Сочельник…» 
Приложение 3  Пословицы о Рождестве
Приложение 4  Песня.  С Рождеством Христовым
Приложение 5  Песня   Рождественское чудо
Приложение 6  Репродукция иконы А. Рублева. Троица
Приложение 7  Репродукция иконы Воскресение
Приложения 8  Древняя фреска. Ангел
Приложение 9  Шаблоны образцов ангелочков