Урок в 4-м классе: "Открытия и закрытия в географии"

Разделы: Начальная школа


Тема: «Открытия и закрытия в географии»

Цели:

  • Дать общее представление о двух взаимосвязанных процессах в становлении и развитии географии: накопление географических сведений первопроходцами – путешественниками и научно-теоретическом поиске ученых.
  • Развивать экологическое мышление, формировать экологическую грамотность.
  • Развивать эмоционально-волевые, нравственные качества личности.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

Просмотр кадров запуска космического корабля.

– Космический корабль выведен на околоземную орбиту. Один оборот вокруг Земли корабль совершает за 1 час. Много работ проводят космонавты в космосе, и  одна из главных – исследование нашей планеты.
Кругосветное путешествие за 60 минут!
– А было время, когда на это уходили годы. Давайте вспомним историю географических открытий.

II. Проверка домашнего задания

Выходят «путешественники» по одному.

Х. Колумб. Угадайте, кто я?
– Предполагают, что мое открытие произошло в южной части Западного полушария.
Говорят, о моих молодых годах мало, что сохранилось в истории. Как будто бы я родился в итальянском городе Генуя. Вероятно, с юности был моряком и как утверждают – талантливым. К 30-м годам перебрался в Португалию. Изучая морские карты и древние книги, я убедился, что Земля – шар и если плыть на запад через Атлантический океан,  можно приплыть к берегам  Восточной Азии, и затем в Индию. Свой план я предложил португальскому правительству.
Плыть на маленьких хрупких суденышках через океан, о котором никто ничего не знал! Какое безумие! Португальский король отверг мое предложение. Тогда я перебрался в Испанию. После долгих лет борьбы, унижений и разочарований мне удалось склонить на свою сторону испанского короля и королеву, которые очень нуждались в золоте и в новых богатых землях.
Наконец, на последнем приеме у короля и королевы разрешение на экспедицию получено, они назначают меня своим адмиралом, вице-королем и главным правителем всех островов и материков, которые мною будут открыты.
Итак, год 1492. Три каравеллы отправились в плавание от берегов Испании. Умеренный ветер надувал паруса кораблей, и они стремительно двигались по бескрайнему водному простору на запад. Открытый океан пугал моряков, – ведь так далеко они еще никогда не плавали!
Несколько трудных недель продолжался путь по океану. Уже начал назревать бунт матросов. Но вдруг с мачты корабля «Санта Мария» впередсмотрящий прокричал: «Земля! Вижу Землю!»
Корабли подошли к берегу большого острова. Здесь моряков встретили красивые рослые люди с медно-красной кожей.
С моей легкой руки их стали называть индейцами, т. к. я был уверен, что достиг берегов Индии. Только после моей смерти стало известно, что я открыл  новую часть света.
– Что еще вы можете обо мне рассказать? (Ответы учащихся)

Д. Кук. А мое первое открытие произошло на юго-востоке восточного полушария. Кроме того, я открыл пятый континент.
– Так кто, же я?
– А что еще вы знаете обо мне?
Да, в 1768 году, на корабле «Индевар» я со своей командой отправился из Англии, пересек Атлантический океан, обогнул Америку и вышел в Тихий океан.
Здесь мы бросили якорь у острова Таити и в течении месяца изучали природу острова, жизнь и быт населения. Затем взяли курс на юго-запад и после 40-дневного плавания подошли к незнакомой земле, с высокими, покрытыми снегом цепями гор. Это была Новая Зеландия.
Затем подошли с востока к берегам Австралии, первыми исследовали и обозначили на карте ее восточное побережье.
Мое первое кругосветное путешествие длилось чуть меньше трех лет.
В следующем своем кругосветном путешествии я пытался достичь Южного материка. Однако, пробиться сквозь льды нам не удалось. Мы повернули на Север, сделав вывод, что Южного материка вообще не существует.

Учитель. Отважные исследователи, пробиваясь в самые недоступные места, решали многие географические загадки. Не обошли эти проблемы и Россию. И, например, одна из огромных заслуг великого Петра I – организация экспедиций для исследования восточных и северных окраин России.

В. Беринг. Сам я датчанин (показ страны Дания)
Но был на службе Российского флота. По приказу Петра 1 должен был проверить соединяются ли между собой материка Азия и Америка. И вот в начале 1725 года моя команда в составе 25 человек покинула Петербург на 25 груженых санях. К середине следующего лета экспедиция преодолела путь в 8 000 км.
Трудным был путь. Через реки переправлялись на плотах, а снаряжение и продовольствие приходились переносить на руках.  реки сковало льдом, все снаряжение погрузили в сани, в которые впряглись люди. От мороза и голода у членов экспедиции подкашивались ноги. Многие не выдержав трудностей бежали. Оставшиеся ели кору кустарников, встречавшихся на пути, кожу от сапог. Целых 7 лет экспедиция добиралась до Охотска. И осенью 1735 года на воду были спущены два корабля «Святой Петр», который вел я и «Святой Павел»,командовал которым Алексей Ильич Чириков. Оба корабля отправились на поиски американских берегов. Но во время шторма суда разбросало и они расстерялись.
Команда «Святого Павла» вернулась к российским берегам. А моя команда, после месяца плавания, приблизилась к неизвестной земле. Это был американский берег.
Тем самым наша команда доказала, что между Азией и Америкой есть пролив.
– Как же он называется? Покажите его.

Учитель. Итак, в начале 19 века на океанские просторы устремился русский флот.
В 1803 году началось первое в его истории кругосветное плавание под командой  Ивана Федоровича Крузенштерна. В этом походе готовились кадры будущих капитанов и адмиралов, имена которых остались не только в истории страны, но и на картах мира.

Ф.Ф. Беллинсгаузен. Я был самым молодым участником плавания того.
А затем, 20 лет спустя вместе с Михаилом Петровичем Лазаревым,  отправились к Южному полюсу, к точке, где сходятся меридианы. Сто дней заняло непрерывное плавание. Наша команда трижды пыталась  подойти к самой земле, но льды не пускали. Пришлось вернуться в  Австралию. После месячного отдыха мы вновь пошли на юг. Вскоре пересекли полярный круг и  увидели гористое побережье материка, которое назвали берегом Александра I, тогдашнего российского императора. Все основательно проверив, мы убедились. Что это Южный полярный материк – Антарктида.
И все предположения о несуществующей земли Д. Кука были опровергнуты.
Итак, нами была открыта шестая часть света – Антарктида.
– Кто же я?
– Какой географический объект назван моим именем? Покажите.

III. Работа над новым  материалом

– Итак, на картах Земли уже не осталось белых пятен. Она вся была открыта. Но всегда ли земля была такой, какой нам представляли путешественники-исследователи?
Вот какой представляется наша Земля много млн. лет назад. (Показ дрейфующих плит).
– Плиты перемещаются очень медленно – за год всего на ширину ладони. Но этого достаточно, чтобы за миллионы лет континенты перемещались на огромные расстояния.
– Почему же Земля так изменяется?
– Какие гипотезы выдвинули ученые в разное время?
(Рассказ учащихся о четырех гипотезах., с. 136-137)
– Да, истинность той или иной гипотезы вы сможете установить в старших классах, т. к. для этого надо изучать физику, химию. Но вывод можно сделать заранее, что все эти 4 гипотезы исходят из того, что Земля – не комок мертвой породы, и что она изменяется в соответствии со своими законами. И вот, к чему приводят эти изменения мы должны сегодня узнать.

– Путешественники-исследователи предлагают нам это угадать, разгадав кроссворд.

(Учитель читет задания, дети разгадывают кроссворд).

Л

А П Е Р У

З

     
      Г А Г А Р И Н
    Д Р Е Й К      
    К О П Е Р Н И К
            Ы      
А Н Т А Р К Т И Д А
    Г Е Н Р И Х    
      А З И Я      

1. Французский мореплаватель посетил Дальний Восток. Он не только открывал, но и «закрывал земли».
2. Первый, совершивший кругосветное путешествие за 108 мин.
3. Английский пират, совершивший кругосветное путешествие и посвященный в рыцари.
4. Ученый, создавший и доказавший гелиоцентричекую систему мира, т.е. Солнце – в центре вокруг которого вращаются планеты.
5. Какую часть света открыли Лазарев и Беллинсгаузен.
6. Имя основателя, первой Морской академии, который сам не совершал ни одного путешествия.
7. Часть света.

– Мы как-то привыкли к словосочетанию «географические открытия»: Колумб открыл Америку, русские мореплаватели – Лазарев и Беллинсгаузен – Антарктиду и т. д. В общем, географических открытий на Земле сделано было много. Но бывают, оказывается, и географические «закрытия». И не всегда этот плод человеческой деятельности.
– Например, на современной карте мы не увидим некоторых заливов Каспийского моря, таких, как Комсомолец, Гасан-Кули, Кайдак.
– Что же произошло?
Дело в том, что Каспий в 70-е годы ХХ века сильно обмелел: уровень воды в нем понизился более чем на 2 метра и по дну бывших заливов можно было ходить пешком. Там, где когда-то плескались волны и разливались пароходные гудки, воцарилась безводная степь. Напрасно на географической карте вы будете искать следующие города и озера. Послушаем их.

(Выходят дети, изображающие «закрытые» географические объекты).

1) Озеро Зайсан

На новой географической карте вы не найдете меня. А когда-то я числилось среди крупных озер нашей страны. Находилось я в Казахстане среди хребтов Южного Алтая и Тарбагатая почти на высоте 400 метров над уровнем океана. Около 100 километров в длину и 30 километров в ширину. Вы спросите, куда же я делось?
– Утонуло. И нахожусь сейчас на дне огромного искусственного водохранилища на Иртыше.

2) г. Молога

А я и несколько десятков сел и деревень находимся тоже на дне водохранилища – Рыбинского, которое образовалось с постройкой гидроэлектростанции.

3) г. Турткуль

Я бывшая столица Каракалпакии, был построен в 8 километров от реки Амударьи, но начиная с 1925 года воды реки стали размывать восьмикилометровую полосу. К 1950 году подошли к самому городу. Отдельные участки стали обрушиваться в реку. Спасти меня было невозможно. И Меня перенесли в г. Нукус.

(Путешественники читают телеграмму)

– А вот какую телеграмму прислали исследователи Антарктиды в адрес Международного географического общества:

«26-27 МАРТА 1959 ГОДА ОСМОТРЕЛИ РАЙОН МЕЙСИС-АЙЛЕНД И СУЭЙНС-АЙЛЕНД. ПРИ ХОРОШЕЙ ВИДИМОСТИ, ОСМОТРЕНА ПЛОЩАДЬ ОКЕАНА ТОГО РАЙОНА, ГДЕ УКАЗАНЫ НА КАРТЕ ОСТРОВА, СВЫШЕ 14 ТЫС. КВ. МИЛЬ. ОСТРОВОВ НЕ ОБНАРУЖЕНО ПОЭТОМУ ОТВЕТСТВЕННО УТВЕРЖДАЕМ, ЧТО ТАКОВЫХ НЕ СУЩЕСТВУЕТ».

– Да и пришлось с карты Антарктиды удалить эти острова, хотя нанесены на карту они были еще 100 лет назад. Подобные географические закрытия произошли с рядом островов в северном Ледовитом океане.

(Звучит музыка к кинофильму «Земля Санникова»).

– Из какого фильма эта музыка?
– Что же произошло в нем?

Долгие годы между учеными шли споры, существует ли эта земля?
Земля Санникова названа так по имени охотника-промысловика Якова Санникова, увидевшего когда-то очертания неизвестной земли. Русский геолог Эдуард Васильевич Толль поверил, что такая земля существует, и летом 1901 года возглавил экспедицию, которая отправилась на ее поиски. Экспедиция закончилась трагически: участники ее погибли.
Академик Владимир Афанасьевич Обручев верил, что Земля Санникова существует. И именно он написал увлекательный научно-фантастический роман «Земля Санникова». Однако наши полярники доказали, что Владимир Афанасьевич ошибался.
Острова возникают и исчезают не только в Северном ледовитом океане. На земном шаре известно много загадочных, таинственных островов.
Например, около острова Эпи (Новые Гебриды) есть остров-призрак. Он регулярно выплывает из воды и затем… исчезает. Площадь этого острова около 1 квадратного километра. Остров не имеет названия, вернее, их у него было много – при каждом появлении очередной владелец давал ему свое название. Но… остров неизменно скрывался под водой, чтобы через некоторое время возникнуть снова.
Подобное происходит и в Средиземном море: в начале XVIII века в результате извержения вулкана возник вулканический остров. Итальянцы назвали его Юлия, англичане – Грехэм, а испанцы – Фернандес. Пока между этими государствами шел спор о его принадлежности, остров скрылся в морской пучине. В 1950 году он снова появился, но через некоторое время опять исчез.
В 1952 году во время извержения подводного вулкана в Тихом океане недалеко от Японских островов появился остров, поверхность которого стала возвышаться над водой на 200 метров. Просуществовав немногим больше года, остров скрылся под водой. И таких примеров можно привести много.

IV. Итог урока

– В заключение скажем, что, помимо географических открытий, бывали и впредь будут происходить и географические «закрытия». Безусловно, будут меняться очертания берегов, а следовательно, появляться и исчезать новые заливы, проливы, острова; будут меняться очертания некоторых внутренних морей, будут появляться и исчезать острова.
Жизнь нашей планеты идет своим чередом. Так было тысячелетия назад, так будет всегда.

– А сейчас, я предлагаю вам на минутку задуматься, вспомним все, что происходило на этом уроке и выдвинуть свою гипотезу о том, что особенно смогло заинтересовать наших гостей, о чем бы им захотелось снять фильм.

– Нарисовать планету, какой вы её оставите далеким потомкам