Обобщающий интегрированный урок (биология и информатика) в 6-м классе по теме "Корень, стебель, лист"

Разделы: Биология, Информатика


Цели урока:

  • Обобщить знания, полученные на уроках биологии при изучении темы “Корень, стебель, лист”. Обобщить и конкретизировать знания о строении и функциях корня и побега. Показать целостность растительного организма, взаимосвязь корня с побегом.
  • Формировать навыки работы с натуральными объектами, таблицами, гербарием
  • продолжить развитие навыков работы с информационными технологиями; развивать умения самостоятельной работы, работы в малых группах;
  • показать возможности применения информационных технологий на уроках биологии;
  • развивать логическое мышление, познавательный интерес, компьютерную грамотность;
  • воспитывать информационно грамотную личность;
  • соблюдать гигиенические нормы и технику безопасности при работе на ПК. Приемы деятельности:

Оборудование:

  • творческие работы учащихся
  • персональные компьютеры (10 штук);
  • видеопроектор.

Программное обеспечение:

  • 1С: Репетитор. Биология (CD);
  • MS PowerPoint (презентация);
  • Графический редактор PAINT

Оформление доски: тема урока, основные понятия, творческие задания учащихся.

ХОД УРОКА

1 этап. Организационный момент (3 мин)

Инструктаж по ТБ во время работы на компьютере № 21

Учащиеся садятся к компьютерам. Урок проводится в форме игры. Каждый ученик должен правильно ответить на поставленные вопросы и показать свои знания. При этом зарабатывать для своего дерева листочки. Дерево с листочками заранее на предыдущем уроке информатики нарисовано с помощью графического редактора PAINT  и размещен на рабочий стол файлом Rezultat. За правильный ответ ученик получает зелёный листочек, за неточный ответ — желтый. Эти листья прикрепляются на ветки деревьев. В конце урока подводятся итоги (подсчет количества листьев на каждом дереве) и выставляются оценки.

2 этап. Вводная часть (4 мин)

Ребята, мы сегодня должны доказать взаимосвязь корня, стебля и листьев. А теперь вам следует решить такую задачу:
Более 300 лет назад учёный Ван Гельмонт проделал опыт с растениями. Он взял глиняный сосуд, насыпал в него 80 кг почвы, предварительно высушенной, и посадил ивовую ветку весом 2,25 кг. Поверхность почвы прикрыл, чтобы туда не попадала пыль из воздуха. Растение поливали дождевой водой в течение 5 лет. Через 5 лет выкопали иву, очистили от почвы и взвесили. Ива весила 66 кг. Ван Гельмонт решил, что прибыль веса у ивы произошла за счёт воды. Правильный ли вывод сделал Ван Гельмонт?

3 этап. Практичяеская работа учащихся (14 мин.)

1. Учащиеся рисуют на графическом редакторе  PAINT  листочки деревьев с различными жилкованиями (какие знают) и подписывают под ними названия дерева. При этом дети применяют для закрепления изученного материала различные инструменты графического редактора. И сохраняют в свои папки в папках общие документы, и учитель у себя на компьютере может оценить. Затем дети копируют и ставят соответствующие листочки на своем дереве.
2. Учащиеся должны нарисовать различные виды корневых систем и нарисовать под ними названия соответствующих растений.
3. Учащиеся должны нарисовать различные виды стеблев и нарисовать под ними названия соответствующих растений.

4 этап (6 мин.)

Далее учащиеся работают с заранее подготовленными презентациями. После работы учитель оценивает каждый слайд и дети вставляют соответствующие листья).

Запустить Презентацию.

«Корень»

Задание 1. Определить виды корней и виды корневых систем. Учащиеся пишут на презентациях рядом с цифрами соответствующие названия с помощью инструмента «надпись». (Презентация, слайд 3)

Задание 2. Определите видоизменения корней (Презентация, слайд 4)

Задание 3 (описание опыта). Как можно доказать, что корни поглощают воду из почвы?

1. Какие видоизменения корней нам известны? (Мы знаем, что бывают следующие видоизменения корней: корнеклубни, корневые бактериальные клубеньки и корнеплоды).
2. Учитель показывает корнеплод моркови и свеклы. Что это такое? (Это корнеплоды свеклы и моркови).
3. Из каких зон корня образуются корнеплоды? (Корнеплоды образуются из зон всасывания и проведения).
4. За счет чего образуются корнеплоды? (Корнеплоды образуются за счет наличия в этих зонах запасающих тканей, где способны откладываться питательные вещества).
5. Откуда в корень поступают питательные вещества? (Питательные вещества поступают в корень из надземной части и поглощаются корневыми волосками из почвы).
6. Какие нам известны виды корней? (Нам известны: главный, боковые, придаточные виды корней).
7. Какие типы корневой системы нам известны? (Нам известны мочковатая и стержневая корневые системы).
8. Какая корневая система называется стержневой? (Стержневой корневой системой называется такая корневая система, у которой хорошо выражен главный корень, расположенный в центре, и от него отходят боковые корни).

Задание 4. Рассмотреть рисунок. Какие виды корней обозначены цифрами 1-3? (Презентация, слайды 5, 6, 7, 8)

5 этап. Обобщающие вопросы по биологии (6 мин.)

Учитель.Сейчас давайте с Вами вспомним...

1. У всех ли растений корневая система выглядит одинаково? (Нет, не у всех растений корневая система выглядит одинаково).
2. Как Вы считаете, какая корневая система лучше удерживает растение в почве: мочковатая или стержневая? Почему? (Обе корневые системы одинаково удерживают растения в почве, поскольку стержневая корневая система у растений с высоким стеблем, а мочковатая у растений с низким стеблем и на разных почвах они развиваются по разному).
3. А как же объяснить, что на болоте из почвы вырывает сосны, если у них стержневая корневая система? (У сосен на болоте отмирает главный корень из-за избытка влаги и недостатка воздуха, поэтому их корневая система становится поверхностной и сильный ветер может их повалить).
4. Где используется возможность деревьев хорошо удерживаться в почве и зачем? (Это способность деревьев используется при укреплении берегов оврагов, т.к. если не укреплять берега, то овраги будут увеличиваться, будет разрушаться почва).
5. Каково значение корня в жизни растений? (Корень служит растению для: укрепления в почве; поглощения питательных веществ; всасывания воды).

Учитель.А сейчас ребята, подумайте над строками стихотворения и сделайте выводы.

Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются.
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти, и жить не станут.
Как ни тонок, неприметен под землею корешок,
Но не может жить на свете без него любой цветок.

6. Исправление биологических ошибок в тексте

– Сейчас я буду читать Вам текст, в котором есть биологические ошибки. Текст я буду читать по отрывкам и у кого-то (должен спросить каждого члена группы) буду спрашивать, есть ли в данном отрывке ошибка или нет. Если есть ошибка, то ее нужно исправить.

ТЕКСТ:

При прорастании семени, первым появляется зародышевый корешок, который затем превращается в главный корень. / Только у него1 можно выделить такие зоны как: зона деления, зона роста, зона всасывания, зона проведения ./ Они различаются не только по местоположению, но и по строению клеток. / Самые маленькие клетки располагаются в зоне проведения2, а самые большие в зоне деления3. / В зоне проведения 4 самая большая поверхность соприкосновения с землей, так как здесь всасываются питательные вещества. /Далее они передаются во все клетки растения. Поверхность же в зоне всасывания увеличивается за счет корневых волосков. / Корневой волосок – это вырост корня, состоящий из нескольких клеток5. /Корень способен увеличивать длину и при этом не получать повреждений. Лучшему продвижению корня в земле способствует корневой чехлик...

6 этап (8 мин.)

Учащиеся работают на слайдах. Дописывают недостающие названия.

«Листья»

Задание:  Назовите основные части листа. На втором рисунке какой процесс происходит? (Презентация, слайд 9)

Задание: Определите простые и сложные листья (Презентация, слайд 10)

Задание: Назовите эти растения и определите жилкование листьев (написать на рисунках) (Презентация, слайд 11)

Задание: Выпишите цифры сложных и простых листьев Работа на слайде (Презентация, слайд 12)

 «Стебель»

Задание:  (работа учащихся со своими спилами деревьев). Рассмотреть поперечный спил древесного стебля. Ответить на следующие вопросы: Сколько лет этому стеблю? Как вы определили возраст дерева? Одинакова ли толщина годичных колец? Если нет, то объясните почему? (Презентация, слайд 13)

Задание: Определите типы стеблей (Презентация, слайд 14)

Задание: Работа на слайде. Написать названия типов стеблей (Презентация, слайд 15)

7 этап. Домашнее задание (2 мин.)

Написать рассказ о пользе растительности в жизни человека.

8 этап. Подведение итогов урока (2 мин.)

Вывод: Все органы растения тесно связаны между собой: жизнедеятельность одного органа находится в прямой зависимости от жизнедеятельности других органов, организм живёт как единое целое. Поэтому повреждение какой-либо части организма (корня, побега) может привести растение к гибели.

На этом уроке мы познакомились с очень важным законом экологии, что всё в мире связано между собой и оказывает влияние на человека. А человек, в свою очередь, влияет на природу. Природа – наш общий дом: и для растений, и для животных, и для человека.