Интегрированное занятие на тему: "Русские богатыри"

Разделы: Музыка


Цели и задачи: Развивать познавательный интерес детей к русской истории, закрепляя знания о героях русских былин в литературных, художественных и музыкальных произведениях, в памятниках архитектуры. Воспитывать чувство патриотизма через разнообразные виды искусства. Создать соответствующий эмоциональный настрой разнообразными музыкальными средствами и жанрами.

Предварительная работа.

  1. Рассказ воспитателя о былинных богатырях.
  2. Знакомство с картинами великих художников.
  3. Прослушивание отрывков из музыкальных произведений: ария Бояна из оперы М. Глинки “Руслан и Людмила”, хор “Славься” из оперы “Жизнь за царя”, “Вставайте люди русские!” С. Прокофьева.
  4. Знакомство с разными литературными жанрами: былины, стихи, пословицы.
  5. Знакомство с памятными местами города, о которых шла речь на занятиях.

Оборудование.

Репродукция картины В. Васнецова “Богатыри”, отрывок из “Богатырской” симфонии А. Бородина, “Русские богатыри. Былины” в пересказе для детей И. Карнауховой.

Ход занятия.

Дети вместе с воспитателем входят в изостудию. Их встречает кукла Гудоша.

Гудоша: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Гудоша, сегодня я приглашаю вас в музей. А кто из вас знает, что такое музей?

/Ответы детей/

Гудоша: Правильно, в музеях собраны очень редкие вещи и предметы, которых мы не встретим в повседневной жизни. Знакомясь с экспонатами музея, мы узнаем о прошлом нашего народа. В музее можно увидеть старинные изделия и костюмы

/Гудоша обращает внимание на картины/

А собрание картин называется “Картинная галерея”, там на каждой стене висят полотна великих живописцев. Они бережно хранятся там долгие годы, и каждый может взглянуть на картину, задержаться у той, что особенно понравилась.

Остановимся у картины В.Васнецова “Богатыри”. Рассмотрите ее внимательно. Кого на Руси называли Богатырями?

/Ответы детей/

Гудоша: Да, кто смел, отважен, силен, благороден, добр, могуч, кто в минуту опасности приходит на помощь. А вы знаете имена былинных Богатырей?

/Ответы детей/

Гудоша: В былинах сохранились имена великих русских богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича. Художник написал картину красками на холсте, а композитор Александр Бородин сочинил симфонию, которую назвал “Богатырская”. Послушайте фрагмент этого произведения.

/Звучит музыка/.

Гудоша: Какая музыка? Какие чувства она вызывает?

Дети: Чувство гордости. Рисует битву, показывает мощь и мужество русских воинов, веру в победу. Музыка суровая, тревожная, взволнованная, сумрачная, быстрая в момент скачки. Передает бег коней.

Гудоша: Какие музыкальные инструменты создали такой образ?

Дети: Струнные, духовые и ударные музыкальные инструменты.

Гудоша: Какие музыкальные краски использует композитор?

Дети: Композитор использует различную динамику, темп быстрый и медленный, тембровое звучание инструментов.

Гудоша: А вот былина об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. В ней богатыри как бы нарисованы словами; читаешь текст, а перед глазами возникает картина:

Выезжали на Сафат-реку
На закате красного солнышка
Три могучих брата названных:
Что Добрынюшка свет Никитович
Да Илья Муромец,
И меньшой брат Алеша Попович.
Перед нами раскинулось поле чистое,
А на том поле дуб стоит…

И сразу представляешь бескрайний простор, богатырей, едущих на дозор, да еще увидишь кроваво-красную полосу заката, могучий, подстать богатырям дуб, возле которого они остановились на мгновение. В чем отличие картины и музыки?

Дети: Язык слова отличается от языка музыки и красок; выезжают, мчатся – в движении. На картине Богатыри стоят.

Гудоша: Итак, картина, симфония, былина. Какое из этих трех произведений оказалось для вас наиболее понятным, доступным? Почему?

/Ответы детей/

Гудоша: Пожалуй, картина. В самом деле, к картине подошел и сразу увидел, что изобразил художник. Каким языком?

Дети: Красками. Художественным языком.

Гудоша: Потом – былина. В ней богатыри тоже как бы нарисованы, только словами.

Дети: Языком слова. Литературным языком.

Гудоша: Сложнее всего понять содержание симфонии. Но А. Бородин назвал свою симфонию “Богатырская” - и нам понятно, что в его музыке прославляется могучая сила и справедливость русского народа.

Возможно, не зная названия произведения, кто-то представит себе не богатырей, а грозный океан или шум векового леса, но не порхающую бабочку или журчание ручейка.

Эти три произведения относятся к разным видам искусства – живописи, литературе, музыке. Но если мы сравним эти три произведения, мы увидим не только различия, мы обнаружим в них много общего. Прежде всего – содержание. И поэт, и художник, и композитор – каждый своим языком рассказал нам об одном и том же: о славных богатырях, оборонявших от врагов русскую землю.

А теперь я предлагаю вам самим изобразить русских богатырей такими, какими их представляете вы.