Урок по русскому языку, 2-й класс ("Школа–2100"), тема: "Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • Формировать навыки безошибочного написания сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу;
  • Закреплять навыки работы с предложением, различение правил на слух;
  • Развивать орфографическую зорькость, обогащать словарный запас;
  • Воспитывать любовь и уважение к родному языку, к предмету.

Оборудование:

  • карточка с написанными буквами ж, ш, ч, щ, а, и, у;
  • демонстрационные рисунки сказочных героев-поросят Нафа, Нифа, Нуфа и их домика;
  • пять конвертов для заданий;
  • учебник: русский язык.

Презентация

Ход урока

I. Организационный момент.

У. Сегодня мы с вами отправимся в гости к сказочным героям. А к кому? Догадайтесь. Вот стоит домик с тремя окошками, но они прикрыты. Только три загадочные буквы (И, А, У) выглядывают. Открыть окна и познакомиться с хозяевами мы сможем если поднимемся по ступенькам лесенки. Для этого надо внимательно и правильно выполнить задания из конвертов, оставленных на ступеньках с названиями планирующими нашу работу на уроке.

Доска оформлена:

Ж, Ш, Ч, Щ
И, А, У

5. Я Знайка (исправь ошибки – работа в парах)
4. Я тренируюсь ( составление предложений к фотографиям- слайд)
3. Я пробую (выделение слова на правило)
2. Я готов (услышь звук)
1. Я справлюсь ( чистописание, словарная работа – слайд)

II. Сообщение темы урока.

1. Чтобы прочитать задания в конвертах, надо вспомнить правильное написание букв, которые и подскажут тему нашего урока. (В руках учителя вырезанные буквы Ж, Ш, Ч, Щ.)

А) –Все друзья мои решили:
Эту букву пишут, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя. (буква Ч)

Б) – Играющий щенок,
Кверху лапками он лег. (буква Щ)

В) – Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом точно жук
Издаёт жужжащий звук. (буква Ж)

Г) – Ах, табуретка хороша!
Перевернул –
И буква Ш!

2. Вот эти буквы показывают тему нашего урока: Слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу. Эти сочетания подскажут нам правила грамотного письма.

Момент чистописания. (слайды)

Открываем тетради и записываем число и «Классная работа» (слайд 3)

а) Прежде, чем вы начнете писать красиво в тетради, скажите: Чем или кем вы представляете свою ручку?
б) Напоминаются гигиенические навыки при письме, а дети их выполняют.
в) Учитель на доске показывает образец написания сочетаний жш, чщ. (слайд 4)
г) Написание буквосочетаний: жи ши ча ща чу щу (слайд 5)

Так кто мне скажет тему нашего урока? (смард. доска, слайд 6)

1-я СТУПЕНЬ. Я СПРАВЛЮСЬ

Итак, у нас на доске появились первые буквы нашей темы урока: Ж, Ш, Ч, Щ.

У. – Какие это буквы?

Д. – Согласные, шипящие.

– Вы уверенно справились с этим заданием. Вот уже стоите на первой ступеньке. А устоите ли на ней, выполняя следующие задания?

д) Написание слов с этими буквосочетаниями. (слайды)

1) – Я сейчас загадаю вам загадку, а вы попробуете отгадать.

Голова огнём горит,
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу:
Лампы нет – я посвечу. (слайд 7)

Какие орфограммы встретились? Как проверить безударную гласную?

Посмотрите внимательна на картинку, есть ли ещё слово по нашей теме)

Давайте запишим их. (смард. доска)


Свеча, шишка

2) – Слушайте следующую загадку:

Эти маленькие крошки
Рады даже хлебной крошке,
Лишь зажгутся фонари
В норке прячутся они. (слайд 8)

Посмотрите, нет ли здесь слов на орфограмму?

Давайте запишем слова. (смард. доска)


Мыши, чайка

3) Загадка:

У неё во рту пила.
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котёл попала. (слайд 9)


Шука, ёршик (2 значения – речная рыба с колючими плавниками, щётка для чистки бутылок)

III. Работа по закреплению материала

2-я СТУПЕНЬ. Я готов (с выделением звуков)

1. Задания на устное упражнение в распознавании звуков.

– В конверте дана карточка со словами, с которыми нам хозяева домика предлагают поиграть. Я читаю слово, а вам нужно поднять руку, если услышите в слове шипящий звук. (Чернила, цветок, широкий, цена, жар, звон, цель, стол ,стул, домик ,пружина, лист, чучело )

Дети, выполняя условия игры (поднятие руки на шипящий звук), упражняются в распознавании звуков.

– Вы прекрасно справились с этим заданием. Вот уже стоите на третьей ступеньке

3-я СТУПЕНЬ. Я пробую (нахождение слова на правило)

2. Задание из следующего 3 конверта поможет подняться на ступеньку выше.

(смард доска)

1) – Клубок, да не пушистый,
Колючий, да ершистый.
           Клубок, да не пуш_ стый,
Колючий, да ерш__стый.

Д. Ёжик. (слайд 10)

Выделите слова на знакомые буквосочетания.

Д. Пушистый, ершистый.

Дети записывают в тетрадь, выделяя ЖИ и ШИ отгадку и найденные на слух слова

не пушистый, ершистый, ёжик.

2) – Часовщик прищурил глаз: (слайд 11)
 Чинит часики для нас.

Часовщик, прищурил, часики (найдите однокоренные слова, разберите по составу) (смарт доска)

3. Физ. минутка (слайд 12)

ши-ши-ши ты руками помаши!
жи-жи-жи лево-право покажи!
ча-ча-ча руку тянем до плеча.
ща-ща-ща кулаками повращать!
чу-чу-чу головой кручу.
щу-щу-щу на полу поищу!

4-я СТУПЕНЬ. Я ТРЕНИРУЮСЬ

А сейчас конверт с четвертой ступеньки (составление предложений к фотографиям)

4. Развитие речи. (работа с деформированным текстом)

Употребление слов с изучаемой орфограммой для составления предложений.

Грядущий праздник. (23 февраля, 8 марта) Кого поздравим?

Наших девочек и мальчиков. Составим о них предложение. Деформированное предложение появляется на мониторе, как подпись к фото. Найти и подчеркнуть орфограмму, выполнить дополнительное задание.

– Но прежде, чем записывать предложение, давайте вспомним, как на письме нужно их оформлять? (слайд 13)


чудесные, самые, девочки, наши

Наши девочки самые чудесные. (поставить ударение)

(слайд 14)


 Наташа, задачу, печальная, решала

Печальная Наташа решала задачу. (указать кол-во букв и звуков)

(слайд 15)


 части, машину, на, всю, разобрал, Богдан

Разобрали всю машину на части.

5. СТУПЕНЬ. Я ЗНАЙКА (контроль знаний).

– Выполнили много различных заданий на правильное написание сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. И наверно уже догадались, какие сочетания выглядывают в окна нашего домика. Я буду открывать окна, а вы проговариваете правила.

А кто же хозяева этого домика? А чтобы открыть дверь и познакомиться с ними, вам надо выполнить последнее задание из конверта с самой верхней ступеньки. Вы уже всё знаете, умеете и я уверена, что вы все справитесь с тестом на доске. (слайд 16)

  1. Спишите с доски в тетрадь слова исправляя ошибки если они есть. На смард. доске слова:
    пружына, чюдо, шина, чайник, рощя, щука.

  2. Вы теперь все Знайки и можете проверить не только свою работу, но и работу товарища. Проверьте выполнение задания вашим соседом по парте. Исправьте ошибки, если найдёте и похвалите друга за хорошо выполненное задание (идет взаимопроверка).

IV. Итог урока

Учитель на доске выставляет рядом с домиком рисунки поросят с буквами И, А, У в кармашках костюмов.

– Ребята, вот и хозяева домика вышли к вам. Кто они?

Д. Три поросенка.

– У одного из них буква И, как его зовут?

Д.- Ниф. (Проговаривают правило на ЖИ-ШИ)

– Нифу очень понравилась ваша активность. А вот поросенок с буквой А, какое у него правило?

Д.- Наф. (Проговаривают правило на написание сочетаний ЧА-ЩА)

– Нафу понравилось ваше внимание. А правило следующего героя с буквой У какое?

Д.- Нуф. (Проговаривают правило на ЧУ-ЩУ)

(слайд 17, смард. доска)

Пора закончить наш урок, закрыть свои тетрадки.

Надеюсь знания пойдут вам впрок, и будет всё в порядке.