Урок русского языка по теме "Слог, слово". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель урока: уточнение представлений учащихся о слогах как частях слова; обучение делению слов на слоги.

Обучающие задачи:

  • актуализировать знания обучающихся о слоге и слове;
  • научить различать в слове количество слогов по количеству гласных.

Развивающие задачи:

  • развивать наблюдательность и умение делать выводы по итогам наблюдений;
  • активизировать и расширять словарный запас обучающихся:
  • способствовать развитию познавательного интереса у обучающихся, логических общеучебных умений и навыков, мыслительных операций, разных видов памяти.

Воспитательные задачи:

  • продолжить развивать положительные личностные качества (ответственность, самостоятельность, чувство взаимопомощи, доброжелательности);
  • формировать навыки саморегуляции поведения, умения работать в коллективе, развивать коммуникативные навыки.

Методическая цель урока: показ приёмов организации урока с использованием деятельностного метода, приёмов, способствующих здоровьесбережению младших школьников.

Оборудование: схемы – опоры, карточки для индивидуальной дифференцированной работы, карточки со словарными словами, карточки – сигналы обратной связи.

План урока:

  1. Организационный этап (1-2 мин)
  2. Ориентировочный этап (5-6 мин)
  3. Целеполагающий этап (5 мин)
  4. Операционно-исполнительный этап (20 мин)
  5. Рефлексорно-оценочный этап (2 мин)

Конспект урока

  Деятельность учителя Деятельность учащихся

I. Организационный этап.

  Учитель читает стихотворение Есенина.

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду.

- К нам тоже прилетел кленовый листочек, но он пока белый. В конце урока мы посмотрим, каким он будет по окраске.

 
  - Если вам будет трудно, я вам помогу.  

II. Ориентировочный этап.

  т и ц л к р а я п у

Учитель спрашивает:

- Что записано на доске?
- На какие две группы можно разделить эти буквы?
- Чем гласные буквы отличаются от согласных?

Учитель добавляет, что при произношении гласных нет преград, а согласных – преграды зубы, губы, язык.

- Буквы.

- Группы: гласные и согласные буквы.

- Гласные при произношении поются, а согласные нет.

Приложение № 1 пти плы ули цы вут ца жи

- Что записано на второй строке? (Обратить внимание на детей, которые делают в этих соединениях ошибки). Запишите их.

- Что можно составить из слогов?

- Найдите и подчеркните слоги, где все согласные твёрдые. Докажите свой выбор.

- Слоги. Дети записывают слоги к себе в тетрадь.

- Слова.

Дети доказывают.

  - Используя эти слоги, составьте слова. Дети составляют слова из слогов.
Приложение № 1 - Какие слова у вас получились? Птицы, плывут, улица
  - Какое слово лишнее? Докажите. Почему? - Лишнее слово улица в нем три слога.
  - Запишите эти слова к себе в тетрадь. Дети записывают слова к себе в тетрадь
  - Какую работу выполняют гласные в словах? - С помощью гласных можно определить количество слогов в слове. Есть правило, сколько в слове гласных столько и слогов.
  - Зажгите огоньки, разделите слова на слоги. Дети работают в тетради. Один ребёнок работает на индивидуальной доске.

Проверка.

  - Что можно составить из слов? - Предложение.
Приложение № 1 - Пока мы работаем вместе, у доски работает … Один ребенок составляет из слов предложение (золотая наступила осень).
  - Составьте с одним из слов предложение, для этого вы можете использовать иллюстрацию. Дети составляют предложения (устно).
  - Вспомнить правила предложения. Проверка работы ребёнка, который работал у доски.

- Мне нужно было составить предложение из слов.
- Предложение пишется с большой буквы, в конце ставится точка.

  - Запишите это предложение к себе в тетрадь.  
  Подводится итог этого этапа урока ответом на вопрос:

- Какую роль выполняют гласные в словах?
- Оцените свою работу по тому, как вы старались и аккуратно её выполнили.

Дети:

Гласные образуют слог, а из слогов можно составить слова.

- Самооценка чистописания.

Физкультминутка для глаз.

(По офтальмотренажёру или по зрительно-двигательным траекториям: “Лодочка”, “Радуга”, “Комар”, “Яркое солнышко”)

III . Целеполагающий этап.

  - Мы повторили, какую роль выполняют гласные буквы, из слогов составляли слова, а из слов предложения. Используя слова-опоры, сформулируйте тему нашего урока. Дети:

- Тема нашего урока “Слог, слово”. Будем учиться делить слова на слоги и различать в слове количество слогов.

IV. Операционно-исполнительный этап.

  1. “Открытие” детьми нового знания.

Учитель предлагает детям открыть учебник и прочитать вопрос Почемучки (с.56)

- На какой вопрос мы уже можем ответить?

Чтение правила.

- Что такое слог? Найдите ответ в правиле.

Дети читают вопросы:

- Что такое слог?
- Как узнать, сколько в слове слогов?

Дети:

- Мы можем определить количество слогов в слове по гласным.

Дети читают правило (один, хором).

    Один ученик получает карточку с индивидуальным заданием и выполняет его на индивидуальной доске.

Записаны слова: сорока, ворона, малина, собака, река.

Раздели слова для переноса.

Приложение № 1 Учитель предлагает выполнить упражнение № 99.

- Какие слова у вас получились?
- Что общего между этими словами?

- У вас на партах лежат сигнальные карточки с гласными буквами: а и о. Я вам показываю слово, а вы мне карточку с буквой, которую надо писать.

- Запишите слова к себе в тетрадь, вставьте самостоятельно пропущенную букву, поставьте ударение и подчеркните безударную гласную.

Дети читают задание упражнения.

Ведётся работа в парах.

Ответы детей: сорока, ворона, малина, собака, река.

- Эти слова словарные.

Дети показывают карточки с буквами.

Дети записывают слова.

  Оцените свою работу.

- Правильно ли вы записали слова. Вот ещё один листочек опустился к вам в тетрадь.

Самооценка.
  Осуществляется фронтальная проверка выполнения индивидуального задания, которое ученик выполнял на доске.

- Как по-другому можно было перенести эти слова?
- Докажи. Какое правило надо вспомнить, чтобы правильно выполнить задание?

Ребёнок, выполнявший индивидуальное задание, объясняет:

- Мне нужно было слова разделить для переноса, для этого нужно было вспомнить правило, что слова переносятся по слогам.

  Продолжение выполнения упражнения.

- А теперь самостоятельно составьте предложение, пока вы будете делать задание в тетради, у доски работает …

- Кто составил другое предложение?

- Кто не смог спишите с доски.

Дети составляют из слов предложение самостоятельно и записывают его.

Один ученик работает у доски.

Проверка.

  Оцените свою работу Самооценка
  Подведение итога работы:

- Назовите слова из предложения, в котором 2 слога, 3 слога.

- Что такое слог?
- Как узнать, сколько слогов в слове?

Дети отвечают на поставленный вопрос.
2. Словарно-орфографическая работа.

В предыдущем задании повторили словарные слова, а сегодня мы ещё познакомимся с одним словом.

Чтобы я тебя повёз,
Мне не надо есть овес,
Накорми меня бензином,
Да копытам дай резины
И поднявши вихрем пыль,
Побежит …. (автомобиль)

Для уборки урожая на поля я выезжаю
И за несколько машин там работаю один.

(Комбайн)

Полотно, а не дорожка.
Конь, не конь – сороконожка
По дорожке той ползёт,
Весь обоз один везёт.

(Поезд)

За трактором по полю ходит она.
Отборного ей насыпают зерна.
А где её след чуть заметней ложится,
Там буйно потом урожай колосится.

(Сеялка)

- Какие виды транспорта используют осенью для работы в поле?
- Что делает комбайн? Сеялка?

Дети стоят около своих парт и показывают отгадки (иллюстрации висят на стенах класса)
  - Как можно эти отгадки назвать одним словом?
- Поставьте ударение в словах.
- Какая есть ещё орфограмма?

Учитель на доске записывает слово.

- Как можно назвать маленькую машину? Запишите слово на следующей строчке.

- Назовите профессию человека, который управляет поездом? Запишите слово на следующей строчке.

- Какие это слова? Докажите.

Выделите корень во всех этих словах.

Проверка.

м а ш и н а

ЖИ – ШИ пиши с буквой И. Слышим [Ы], а пишем И.

Дети записывают слово в тетрадь.

м а ш и н к а
м а ш и н и с т

Однокоренные. Сходны по смыслу и имеют одинаковую часть – корень.

  Оцените свою работу. Самооценка.
Физкультминутка

Игра называется “Слог, слово”

  • Слог – хлопаете в ладоши.
  • Слово – приседаете.

Слова для игры: птица, из, лес, на, по, цена, от, оса, у, школа, под.

3. Обучающая самостоятельная работа.
  Учитель предлагает задания трёх уровней сложности.

Уровень А.

Расставить буквы в правильном порядке, чтобы получились слова, выделить гласные.

Уровень В.

Расставить буквы в правильном порядке, чтобы получились слова, разделить слова для переноса.

Уровень С.

Расставить буквы в правильном порядке, выписать слова, которые нельзя переносить и привести пример своего слова.

Уровневая дифференциация.

Даются следующие слова:

ЛЕЗОК, КАР, АВОС, МОС, АКТИЛУ

Дети пишут: КОЗЁЛ, РАК, СОВА, СОМ, УЛИТКА

Двое детей работают на индивидуальных досках (уровень В, уровень С)

  Проверка работы. Дети отвечают.
  Учитель задаёт такой вопрос:

- Как вы думаете, для чего нужно делить слова на слоги?
- Эту работу мы с вами продолжим на следующих уроках.

Дети отвечают:

- Для того чтобы переносить слова с одной строки на другую.

  Оцените свою работу. Самооценка

V. Рефлексорно-оценочный этап.

  Учитель задаёт вопрос:

- Вспомните, какую учебную задачу мы ставили в начале урока?
- А теперь давайте посмотрим, в какой цвет окрасится наш листочек:

Возьмите красные магниты те, у которых на полях 5 листочков прикрепите их на наш кленовый лист; зелёные те, у кого 4 листочка; жёлтые те, у кого 3 листочка.

Дети отвечают.

Дети прикрепляют магниты на кленовый листок.

  Домашнее задание:

1. Выполнить упражнение № 100, стр. 57
2. Выполнить упражнение № 101, стр. 57

Свободный выбор задания.