Конспект урока по русскому языку. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока: развивать умение употреблять большую букву в географических названиях.

Задачи урока:

  • Развивать умение применять на практике правила написания имен собственных; закрепить умение точно употреблять большую букву в географических названиях в устной и письменной речи;
  • Развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщения на основе соответствующего теме языкового материала; развивать умение обосновывать свой ответ; способствовать развитию речи, обогащению словаря учащихся; развивать мелкую мускулатуру рук;
  • Воспитывать любовь к родному краю, стране, Родине.

Оборудование: мультимедийный пректор, индивидуальные дифференцированные карточки, пазлы с изображением Москвы, карточки с лицами “ Словарь - настроений”

Ход урока

1. Организационный момент.

- Добрый день, ребята! Рада вас видеть. Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. У вас все получится! Вы готовы? Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем себе удачи.

2. Сообщение темы и целей урока.

У. Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в один из главных городов нашей страны и ответим на последний вопрос, поставленный перед вами по теме “Слово – имя собственное”

Слайд 1

У. Наша страна – Россия.
У. А как называлась наша страна в стародавние времена?
Д. Она называлась Русь
У. А почему назвали так нашу страну? Послушайте, что пишет об этом писатель Романовский:

“Короткое – в один слог всего! – а какое просторное и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами. Ученые высказали много соображений, что оно обозначает, и кто из ученых прав, а кто – нет, я не знаю. Да и никто, наверное, не знает. Положа руку на сердце, я считаю, что у слова РУСЬ много значений, как притоков у великой русской реки. Русь. Русские. Россия. Россияне. Не мне одному представляется, что эти слова родственны словам: русло, то есть ложе реки, по которому оно течет, русалка – сказочная обитательница рек и озер с прекрасным лицом и рыбьим хвостом, роса и производное от нее слово росяница – обильная, толстая роса, лежащая поутру на травах и деревьях. Иными словами, Русь – это сторона, где много рек и озер, а русский – это человек, живущий у воды”.

У. Как можно назвать все эти слова?
Д. Это слова – синонимы.

Слайд 2

У. За время путешествия по стране мы продолжим знакомство:

  • Со словами - именами собственными;
  • Вспомним их правописание;
  • Откроем для себя новые места в нашей большой стране.

3. Чистописание.

У. А начнем мы как всегда с минуты чистописания. Как вы считаете, ребята, какая главная задача минуты чистописания?
Д. Я думаю, что главная задача - научиться писать правильно, красиво, верно соединять буквы.
У. Сначала выполним упражнение для развития мелкой мускулатуры рук “Пальчики”
У. Сегодня я приготовила для вас следующие соединения

Ро Мо Ро Мо

У. Что общего в характеристике первых букв в этих соединениях?
Д. Это согласные, звонкие, непарные, сонорные.
У. Подумайте, почему я написала 2 раза одинаковые слоги?
Д. Я думаю потому, что разные соединения у буквы о.
Д. Буква О может присоединяться к другим буквам как верхним, так и нижним соединением.
У. Сейчас мы напишем эти соединения у себя в тетрадях.
У. Проверьте свою посадкУ. Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Дифференцированная работа по степени помощи.

1 группа – по образцу обводят.
2 группа – написан 1 образец в тетради, дальше повторяют сами.
3 группа – самостоятельно записывают в тетрадь.

4. Словарная работа. Работа в парах.

У. Как вы думаете, какие слова можно составить из слогов, которые вы записали?
Д. Я думаю, что это слова – Россия, Москва, …

(Если дети называют нарицательные имена существительные, то мы обращаем внимание на заглавные буквы в этих соединениях)).

У. У каждого из вас на партах лежат пазлы. Вы должны собрать из них картинкУ. Говорят: “ Ум хорошо - а два лучше”. Поэтому я вам предлагаю поработать парами.
У. Что у вас получилось?
Д. У нас получился город.
У. Чтобы узнать, какой это город надо перевернуть каждый элемент картинки.
У. Куда же мы с вами отправимся сегодня на уроке?
Д. Мы отправимся в город Москва.
У. Что вы уже знаете об этом городе?
Д. Я знаю, что это столица нашей Родины, это – главный город страны.

Слайд 3

У. Почему слово Москва написано с заглавной буквы?
Д. Потому, что это название города.
Д. Я думаю, что слово Москва – это имя собственное.
У. Давайте сделаем вывод.
Д. Название города - имя собственное, пишется с заглавной буквы.
У. Совпадает ли произношение этого слова с его написанием?
Д. Нет. Не совпадает 1 слог. Мы говорим М[а]сква , а пишется Москва.
У. Правильно, ребята. Эта буква находится в слабой позиции, проверить ее нельзя. Эту букву нужно запомнить, значит – это слово словарное. Постараемся запомнить написание этого слова. Для этого внимательно посмотрите на экран.

Слайд 4

У. В Москве есть кольцевая дорога. МКАД - автомобильная кольцевая дорога, проходящая приблизительно по границе города. Если внимательно посмотреть, то можно увидеть, что МКАД напоминает букву О.

У. Еще существует нулевой километр ,откуда идет отсчет расстояния. Если внимательно посмотрим, то опять увидим букву О.
У. Запишем в тетради с комментирование слово Москва, сделаем транскрипцию этого слова и запишем количество букв и звуков в этом слове. Какое соединение использовали?
Д. Верхнее соединение Мо.
Д. Москва [М а с к в а] – 5 б., 5 зв.
У. Продолжите предложение: Столица России – …. .
У. Ребята, как вы думаете, почему слово Россия тоже написано с большой буквы?
Д. Потому, что это название страны.
У. Сделайте вывод.
Д. Название страны – имя собственное, пишется с заглавной буквы.

5. Объяснение нового материала.

Слайд 5

У. Слово Москва является не только названием столицы нашей Родины, но и является названием реки, которая протекает в этом городе. Река Москва является левым притоком реки Оки. Начало свое берет из болот. А река Яуза – левый приток реки Москвы.

У. Будьте внимательны, река Москва, река Яуза. Что вы заметили?
Д. Я заметил, что название рек написано с большой буквы
У. Так какой можно сделать вывод?
Д. Название рек – имя собственное, пишется с большой буквы
У. Запишем в тетрадь с комментирование – река Москва, река Яуза.
У. Город Москва – очень большой город. В нем много различных улиц, площадей, проспектов.

Слайд 6

У. Самая главная площадь столицы - Красная площадь. Красная площадь – наиболее известная площадь Москвы, главная площадь столицы, расположена в центре города. Красная – значит “красивая”, и это действительно так.

У. Запишем в тетрадь с комментированием – Красная площадь.

У. К западу от нее находится Московский Кремль, где находится наше правительство; к востоку ГУМ, Китай-город; к северу – Исторический музей и Собор Казанской иконы Божией Матери; к югу Покровский собор

У. Самая длинная пешеходная улица в Москве – Арбат.
У. Один из самых больших проезжих проспектов, назван в честь полководца М. Кутузова.
У. На что вы обратили внимание при просмотре этих слайдов?
Д. Я обратил внимание на то, что название улиц и площадей написаны с заглавной буквы.
У. Какой же можно сделать вывод?
Д. Название улиц, площадей, проспектов – имена собственные, пишутся с заглавной буквы.
У. А кто сможет продолжить этот ряд?
Д. Я считаю, что это могут быть название озер, морей, океанов, сел, деревень. Это тоже имена собственные и пишутся они с большой буквы.

6. Физкультминутка.

7.Закрепление изученного материала.

У. Ребята, Москва – это огромный город. В нем очень легко заблудиться, потеряться, поэтому в этом городе, да и в других больших городах, существует справочная служба. Как вы думаете, от какого слова оно образовалось?

Д. Я думаю, что оно образовалось от слова справка.
У. Справка – сведение о чем-нибудь, полученная кем-нибудь после поисков, в ответ на запрос.

У. В справочной службе вам расскажут, как проехать на нужную вам улицу; как найти нужного вам человека, если вы не знаете, где он живет. Сейчас мы с вами попробуем составить справку и найти нужного человека. Каждый из вас получил свое задание, с которым вы должны справиться.

Дети выполняют задание. Дифференциация по степени сложности.

3 группа

1 вариант 2 вариант
Запишите Фамилию имя и отчество человека Запишите название страны, города и улицы
(а,А)лександр

(Н,н)иколаевич

(а,А)стапов

страна (р,Р)оссия

город ( М,м)осква

улица ( п,П)ирогова

2 группа

1 вариант 2 вариант
Угадайте имя отчество и фамилию человека,

вычеркнув лишние данные

Запишите адрес человека
(и,И)ванович

(л,Л)идия

(к,К)ирилл

(н,Н)иколаевич

(п,П)етрова

страна (р,Р)оссия

река (о,О)кА

город (Д,д)зержинск

улица Пирогова

1 группа

1 вариант 2 вариант
Запишите имя отчество и фамилию человека Запишите адрес человека
(д,Д)жон

(а,А)лексей

(О,о)сипова

(п,П)етрович

(Д,д)емидов

(с,С)мит

(Р,р)ека (м,М)осква

(д,Д)еревня (с,С)молино

(г,Г)ород (м,М)осква

(у,У)лица (м,М)инина

(с,С)трана (Ф,ф)ранция

(с,С)трана (Р,р)оссия

Слайд 7

У. Давайте проверим, какие варианты у вас получились. Кто кого искал?
У. Сделаем вывод.
Д. Все имена собственные пишутся с большой буквы.

Слайд 8

8. Итог урок.

  1. Какие слова являются именами собственными?
  2. Как они пишутся?
  3. Почему их называют именами собственными?

У. Что нового узнали на уроке? Чему научились.
У. Понравился ли вам урок? У вас есть карточки с изображением человечков. Покажите того человечка, какое у вас настроение сейчас.
У. Мне очень понравилась ваша работа на уроке. А я ухожу с урока вот с таким настроением.

Слайд 9