Анализ лирического произведения по опорным "ключевым" образам на примере стихотворения М. Лермонтова "Парус". 6-й класс.

Разделы: Литература

Класс: 6


Цель:

  • Познакомиться с новым способом анализа лирического произведения;
  • В ходе анализа постигнуть философскую глубину лирического стихотворения М.Лермонтова “Парус”.

Вступление.

М.Ю. Лермонтов. Поэт необыкновенной силы и таланта. Ему было 28 лет, когда жизнь его трагически оборвалась. Но, несмотря на такой короткий срок, он оставил нам большое количество прекрасных стихов. Перелистывая томик стихов, понимаешь, как одинок был этот поэт, мотив одиночества и печали постоянно звучит в его стихах. Почему?

Вопрос: Когда ребята всем бывает одиноко? (когда вас не понимают, не любят, когда нет родителей, друзей).

Да, разные причины. Одиночество испытывал Лермонтов с детства, он рано потерял мать, с отцом его разлучила бабушка, которая любила внука безумно. Детство прошло в Тарханах. Лермонтов любил рисовать, много читал, лучшие учителя учили его в детстве, бабушка приглашала в дом мальчиков и девочек, которые играли с Мишелем. Он говорил по-французски, по-немецки, увлекался математикой, играл в шахматы, на фортепьяно, скрипке. Он поступает в пансион при Московском университете. Здесь Лермонтов начинает писать и становится признанным поэтом.

В 1830 году Лермонтов поступает в Московский университет. 1832 год знаменателен для Лермонтова. Он переезжает в Петербург для продолжения образования. В этом году, в августе, на берегу Финского залива он пишет стихотворение “Парус”, однако опубликовано оно было лишь после смерти поэта в 1841 году.

Давайте вспомним факты из биографии М. Лермонтова.

Казалось бы все хорошо, но одиночество было: смерть матери, отдаление отца, были товарищи по играм, но не было близких друзей, не было братьев и сестер, а потом будет одиночество взрослой жизни.

Иногда кажется, что гениальное стихотворение родилось в одно мгновение. Так ли это?

Первый пейзаж с парусом Лермонтов создал в одиннадцать лет. Это была небольшая акварель, созданная на Кавказе (озеро, горы, берег, заросший кустарником, деревья и одинокий парус).

Через пять лет он пишет ещё одну акварель “Морской вид с парусом” (Парус на фоне моря). Это произойдет уже в Петербурге. Образ “Паруса” намечен и в стихотворении “Желание” (1832год). Во второй строфе его он пишет:

Дайте мне челнок досчатый
С полугнившею скамьей,
Парус серый и косматый,
Ознакомленный с грозой.
Я тогда пущуся в море
Беззаботен и один,
Разгулялось на просторе
И потешусь в буйном споре
С дикой прихотью пучин.

В этом же году восемнадцатилетний юноша пишет и стихотворение “Парус”.

Почему же он неоднократно обращается к этому образу, возможно ответ на этот вопрос мы найдем в ходе нашей работы?

Анализ стихотворения

I четверостишие

1. Какая картина представляется вам во время прочтения первых двух строф?
2. Давайте найдем “ключевой” образ. (парус)
3. Какие эпитеты использует автор в обрисовке этого образа? (одинокий в тумане)
4. В каком состоянии он находится (в состоянии поиска трудного “одинокий” “ в тумане” да еще и неизвестна цель “что ищет?”, “ что кинул?”.
5. Каким рисуется море? (голубое, безбрежное, контраст парус и море).
6. Какие контрасты используются автором. (“море (безбрежное)<>парус (одинокий); ищет <>кинул; далекий <>родной” пространственное одиночество паруса).

II четверостишие

1. Какую картину природы создает поэт в первых двух строках?

Пейзаж бури. Отсутствие эпитетов, простые предложения, передают динамику движения. Звуки “св”, “чн”, “скр” передают звуки бури.

Почему “играют” (не бушуют) слово снижает картину бури, причем это слово ставится на первое место. Подумайте?

2. Какой мотив продолжается в 3 и 4 строфе? (3 и 4 строфы развертывают мотив “что ищет” и “что кинул”?). Направленность и цель поиска остается неизвестными.
3. Как вы понимаете значение слова “увы” , с каким чувством оно произносится. (Сожаления. Буря не приносит ему избавления от неудовлетворенности существования)
4. Как звучит черновой вариант? (Здесь прямо указывается бесцельность поиска. В окончательном варианте отмечается, что парус не ищет счастья, ибо его нет ни в покое, ни в буре.

5. С какой целью слово “счастье” повторяется дважды. (Двукратное повторение слова “счастье”, безусловно, выделяет его как одно из центральных ценностей значимых понятий.).

III четверостишие

В последнем четверостишие заключен основной заряд.

1. Какая картина рисуется в первых строках? (картина покоя) (парус помещен теперь между небом и землей, контраст закреплен “под” – “над”). Появляются эпитеты, “светлей лазури”, передающие цвет. Глагол движения пропущен, сказуемых нет.

Почему поэт отказывается от первоначального порядка слов. (Он акцентирует внимание на пространственных предлогах, что усиливает ощущение всеохватывающей красоты).

2. Какой вывод делается в последних двух строках? Неожиданный, резкий контраст. Неизвестность и трудность пути. Возможность покоя, ведут не к отказу от движения, а к стремлению вперед, к борьбе. Нет отказа от бури. Резкий контраст между первыми и последними строфами.

Мы с вами отметили ключевые образы : “парус”, “покой”, “буря”. Но как вы думаете, кому принадлежат мысли, чьими глазами даются нам картины природы?

Лирический герой:

  • Это он, как и парус, одинок;
  • Это он находится в состоянии поиска;
  • Это он стремится найти гармонию;
  • Это он стремится достичь счастья через движение.

Последние строки характеризуют внутренние переживания. Вечная неудовлетворенность препятствует счастью человека, а, возможно, это и есть счастье, само движение, жажда деятельности.

Лирический герой не может установить равновесие между “мятежным внутренним миром” и “миром внешним”. Неудовлетворенность настоящим, значимость исканий, стремление к гармонии - над этими проблемами и заставляет нас задуматься поэт.

Работа над выразительным чтением.

  1. Давайте поработаем над выразительным чтением. Создадим партитуру стиха.
  2. Вспомним, о чем мы не должны забывать, приступая к выразительному чтению.
  3. Создайте партитуру (самостоятельная работа).
  4. Выразительное чтение 2-х учащихся, сравнение.

(Дома закончить до конца.)

Словарная работа.

Мятежный –

  1. Причастный к мятежу, поднимающий мятеж.
  2. Тревожный, неспокойный, бурный.

Покой –

  1. Неподвижность, отсутствие движения.
  2. Состояние тишины, отдыха, бездеятельность, отсутствие беспокойства.

Лазурь –

  1. Светло-синий цвет, синева.
  2. Краска светло-синего цвета.

Гармония – согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь.

Контраст – резкая противоположность.

  1. Пространственное одиночество паруса.
  2. Направленность и цель поиска остается неизвестной.
  3. Всеохватывающая красота мира.
  4. Трагедия вечного несогласия, неудовлетворенность.

Художественные средства.

Эпитет – красочные определения;
Инверсия – нарушение порядка слов;
Цезура – пропуск ударного слога;
Анафора – единоначалие, повторение звуков, слов;
Антитеза – противопоставление;
Метафора – слово употреблено в переносном значении по сходству (шляпка гриба);
Аллитерация – повтор согласных звуков;
Стопа – сочетание одного ударного и безударных слогов.

Приемы выражения чувств:

  1. Междометия;
  2. Обращения;
  3. Повторы;
  4. Паузы.

Запись на доске (Приложение).