Урок по МХК с использованием ЭСУН "История искусств" по теме "История развития кинематографа"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели урока:

  • формирование представлений о понятии кинематограф
  • познакомить учащихся с историей развития кинематографа, вызвать интерес к достижениям мировой культуры.
  • проанализировать условия и причины возникновения кинематографа

Оборудование: электронное средство учебного назначения « История искусств», фильм «Огни большого города» в главной роли Ч.Чаплин, презентация «История кинематографа»

На доске надпись: ««…страшно видеть это серое движение теней, безмолвных и бесшумных. Уж не намёк ли это на жизнь будущего? Что бы то ни было - это расстраивает нервы. Этому изобретению, ввиду его поражающей оригинальности, можно безошибочно предречь широкое распространение». М.Горький

Ход урока

1. Организованный момент

2. Изучение нового материала

Учитель:

Если глаза это зеркало души, то кинематограф это зеркало нашей жизни. С момента появления кинематографа появилась возможность видеть зеркальное отображение истории. Кинематограф сохранил в себе и передал миллионам людей практически все моменты нашей истории.

Но мало кто задаётся вопросом: «А какова же история кинематографа?» Историю появления и развития кинематографа мы сегодня и узнаем.

-Кто может назвать имя человека, который изобрел кинематограф?

-Как назывался первый фильм?

-Кого считают «королем немой комедии»?

Своим появлением в мире кинематограф произвел настоящий фурор. Его считали настоящим чудом, началом новой эпохи в истории человечества. Движущиеся картинки вызывали бурю эмоций у представителей абсолютно всех слоёв общества. У кого-то восхищение, у кого-то удивление, а у кого-то даже страх.

Давайте, мы прочитаем эпиграф к нашему уроку (учащиеся читают эпиграф)

Как мы можем убедиться, Горький был прав, кинематограф получил чрезвычайно широкое распространение

Сегодня сложно представить, что в момент своего появления кинематограф не имел ничего общего с искусством и являл собою диковинное техническое изобретение, предназначенное для показа на вертикальном белом экране фотографических снимков в движении, даже изобретатели аппарата «Синематограф» братья Огюст и Луи Люмьер не предполагали, что их детище ожидает такое великое будущее.

(информация из ЭСУН «История искусства»)

Создание аппарата для съемки и проецирования «движущихся фотографий»

братьями Луи и Огюстом Люмьер в 1895 г. положило начало успешному развитию кино в XX в. Первый фильм « Прибытие поезда». За сто с небольшим лет кино достигло потрясающих успехов, стало одним из популярных и любимых искусств, своеобразным символом XX в.

На нашем уроке мы обратимся лишь к знаменательным вехам в истории киноискусства XX в., выдающимся именам и шедеврам миро­вого кино.

(информация из ЭСУН «История искусства»)

Первые шаги кинематографа

На первом сеансе братьев Люмьер присутствовал человек, кото­рый поверил в будущее кинематографа гораздо больше, чем его первооткрыватели. Этим человеком был фокусник и иллюзионист Жорж Мельес. Именно он сделал следующий шаг в истории киноискусства. Получив отказ братьев Люмьер на

приобретение их киноаппарата, он вскоре по собственным чертежам заказал камеру и приступил к производству фильмов с короткими бытовыми сценка­ми. Очень скоро он понял возможности нового зрелища и значительно расширил их, используя свой талант иллюзиониста. Его главное открытие — эффект «стоп-кадра». Одним из первых Мельес сделал попытку перейти от черно-белого к цветному кино. С помощью обыкновенной кисточки он кропотливо, раскрашивал все пленку, он даже попробовал соз­дать звуковое кино: записал синхронно голос певца на валик фонографа. Очень скоро фильмы Мельеса перестали пользоваться спросом. В дальнейшем кино пошло по пути объединения достиже­ний братьев Люмьер и Жоржа Мельеса. Значительных успехов в этом добился американский режиссер Дэувид Уорк Гриффит. Он заявил о себе как мастер массовых и психологических сцен, использование символики. К сожалению, и этого талантливого режиссера постигла неудача.

(информация из ЭСУН «История искусства») <Приложение 1>

Вопросы учащимся:

  • Почему изобретения первых режиссеров не получили дальнейшего развития?
  • С какими проблемами пришлось столкнуться братьям Люмьер, Мельесу, Гриффитту?

Учитель:

Столкнувшись с большими проблемами развитие кинематографа, не остановилось, потому что уже по первым шагам было понятно, что за этим видом искусства будущее.

Великий немой

В начале XX в. первые шаги начинает делать отечественное кино. Пер­вые российские фильмы — это документальная хроника, филь­мы-репортажи, запечатлевшие коронацию русского царя Николая II, маневры эскадры в Черном море, эпизоды последних лет жизни Л. Н. Толстого, военные окопы и лазареты в годы Первой мировой...

В начале века снималось и игровое кино. Вслед за этим стали появляться новые кинематографические работы отечественных режиссеров: А. А. Ханжонкова, Я. А. Прота­занова, В. И. Пудовкина.

Настоящим открытием стал фильм Сергея Михайловича Эй­зенштейна «Броненосец «Потемкин» (1925), создан­ный к двадцатилетию первой российский революции. До сих пор этот фильм, получивший огромное количество международных при­зов, дипломов и наград, возглавляет список «лучших фильмов всех времен и народов». Причина такого успеха — гениальность его ре­жиссера.

Эйзенштейн внимательно следил за новейшими достижениями мирового кинематографа: они пригодились ему во время съемок фильма. Но главное завоевание Эйзенштейна — это искусство монтажа. Используя опыт Гриффита, он пошел значительно дальше американского режиссера.

(информация из ЭСУН «История искусства») <Приложение 2>

Величайшим открытием немого кино стало творче­ство «короля комедии»

Чарльза Спенсера Чаплина. С первого же появления на экране в 1915 г. он покорил сердца зрителей. Блистательный успех Чарли Чаплина был определен сочетанием тра­гического и комического, серьезного и смешного, ре­альности и фантастики. На экране он создал образ «ма­ленького человека» с печальными глазами, в узком коротком пиджаке и широких штанах, потрепанной шляпе-котелке и с гиб­кой тросточкой в руках. С помощью великолепных мимики и жестов он мог передать ши­рочайший спектр человеческих переживаний, сделать смешной лю­бую, даже самую серьезную, ситуацию.

Выдающийся мастер немого кино, Чарли Чаплин с болью пере­живал наступление эры звукового кино. Но остановить ход истории и развития техники уже было не в его силах.

С киноэкранов звук зазвучал еще на рубеже 20—30-х годов. У зрителей, привыкших к титрам, к комментариям специальных актеров за экраном, к музыке таперов или целых оркестров, со­провождавших демонстрацию фильма, появилась воз­можность услышать живой звук, синхронно звуча­щую с игрой речь актеров.

Первый звуковой фильм «Певец джаза» был снят в Америке в 1927 г.

Огромные прибыли от проката положили начало массовому выпуску звуковых фильмов.

Первым отечественным звуковым фильмом стала «Путевка в жизнь» (1931) режиссера Николая Экка.

Эпоха «великого немого» приближалась к концу. <Приложение 3>

  • Почему звуковое кино вытеснило немое кино?
  • Как вы считаете, почему кинематограф становиться очень быстро самым популярным видом искусства XX века?

3. Закрепление нового материала.

Решение кроссворда на тему: «Кинематограф»

< Приложение 4>

На экране демонстрируются вопросы к кроссворду.

4. Заключительный этап урока. Просмотр фильма « Огни большого города» в главной роли Чарли Чаплин. Вывод.

5. Домашнее задание.

Подготовить сообщение о развитии отечественного кинематографа.

Изготовить афиши к любому фильму.