Конспект занятия по малому фольклорному жанру "Встреча со старушкой-веселушкой"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • учить детей вслушиваться в ритм и мелодию поэтического текста частушки;
  • развивать интерес к художественному слову, к играм с рифмой;
  • помочь детям полюбить частушку и научиться понимать ее смысл;
  • воспитывать желание и умение участвовать в расширении этого жанра, умение выразить чувства, переживания, симпатии с помощью уже написанной или сочинения новой частушки;
  • воспитывать чувства юмора.

Оборудование: магнитофон, кассета «Частушки», русский народный костюм, корзинка, косынки, платочки, кепки, трещетка, игрушки: балалайки, гармошки. Контурные изображения балалайки, вырезанные из картона.

Ход занятия

1. Звучат частушки в грамзаписи.

Примерные частушки:

– С неба звездочка упала
А петух наш встрепенулся,
Закричал: «Ку-ка-ре-ку!»

– На столе лежит арбуз,
На арбузе – муха.
Муха злится на арбуз,
Что не лезет в брюхо. (выключить)

2. Вход старушки-Веселушки.

(Воспитатель в русском народном костюме с корзиной. В корзине: косынки, кепки, игрушки, платочки, вырезанные по контуру балалайки.)

Старушка-Веселушка поет частушку:

– Кто сложил такие байки?
Кто частушки сочинил?
Ты, поди, теперь узнай-ка,
Кто он был и где он жил.

3. Рассказывает о частушке.

Частушка – это удивительный жанр. Новых сказок, былин уже не возникает. А частушки и сегодня сочиняют и взрослые и дети.

Впервые появилась частушка в середине XVIII века. Это было очень давно. И теперь люди во время свадеб, гулянок, ярмарок часто поют частушки.

– (Поют) Кто сказал – частушки вроде,
В наши дни уже не в моде?
Да и дело разве в моде,
Если любят их в народе?!

В них люди рассказывают о своей жизни, работе, об отношениях с другими людьми, высмеивают частушки-зачины:

– Так живи, частушка, всяко!
Под гармошку и струну!
Надо нам, друзья, однако,
Спеть сегодня хоть одну!

Спеть частушки-концовки.Зачины поют, когда только начинают петь, а концовки в конце исполнения частушек

– мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали!

Или:

– У частушек есть начало,
У частушек есть конец.
Кто частушки наши слушал,
Прямо скажем-молодец!

Показывает, что она принесла. (косынки, платочки, кепки) Предлагает детям спеть частушки, надев косынки, кепки.

– Я начну исполнять, а вы продолжите.

– Я в Рязани поживаю
Сушки, пряники жую,
Я частушек много знаю
И сейчас для вас спою.

– Ты играй повеселее,
Балалайка три струны!
Подпевайте, кто умеет,
Не стесняйтесь, плясуны!

(Дети исполняют частушки, которые знают, которым научились от родителей, бабушек)

4. Знакомство с частушкой.

–  Вы пропели частушки, которые слышали от взрослых. Но есть частушки детские, которые отражают интересы детей. Д/и. «Волшебная кепка» (кому наденут кепку, тот поет частушку):

а) – Про ребят и про игрушки.
Сочинили мы частушки.
Прежде, чем их записать,
Стали петь их и плясать.

б) – В синем небе ходят тучки
Будет дождик или град.
Оля просится на ручки
По дороги в детский сад.

в) – Вот рассеянная Клава –
Башмаки не разберешь.
Это левый или правый?
Может быть наоборот.

Частушки сочиняют и дети и взрослые. Иногда на мотив частушек исполняются дразнилки, поговорки, небылицы-перевертыши. Такие песенки вызывают радостный смех детей(«Федя-бредя…», «Иван-болван…», «Ваня-Ваня, простота…» и другие).

5. Многие современные детские поэты тоже сочиняют частушки.

Вот какие веселые частушки сочинил В. Берестов: (исполняют девочки с гармошками, балалайками)

а) Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрешки
И одна Матрешечка.

б) Как у нашей у Хохлатки
Нынче вывелись цыплятки,
А из одной скорлупочки
Матрешки вышли в юбочке.

И еще много интересных и красивых частушек на эту тему есть у него.

6. Давайте и мы попробуем сочинить частушки. Подберите слово-рифму.

Д/и. «Доскажи словечко»

а) У нас в садике цветы
Небывалой … (красоты).
Чтобы они цвели всегда,
Нужно солнце и … (вода).

б) На высокой на осине
Созревают … (апельсины).
А на низенькой березе
Расцветают … (розы).

в) Мы веселые детишки
Любим мультики и … (книжки).
Мы весь день хотим играть,
Но не любим днем мы … (спать).

7. Итог занятия.

С чем мы сегодня познакомились? Что такое частушка? Кто придумает частушки? Можем ли мы сочинять частушки?

Постарайтесь к следующей нашей встрече выучить новые частушки. А чтобы легче вам пелось, я дарю всем балалайки. Раскрасьте их красивыми цветами. Они будут напоминать вам о нашей встречи.

(Прощается и уходит).