Проектирование моделей развивающей среды в ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Современное образование находится на новом этапе развития – идет его модернизация. В первую очередь это проектирование развивающей среды, так как на развитие ребенка в значительной степени оказывают влияние наследственность, воспитание и среда.

Наш детский сад работает по программе “Детство”. В соответствие с программой определили обогащение развивающей среды.

В зависимости от расписания занятий дети занимаются в специально оборудованных кабинетах: ИЗО, художественного труда, экологии, математики, комнате русского быта, бассейне, фитобаре, солевой комнате, музыкальном зале, спортивной зале, кабинете психолога, логопеда. Эти помещения дети посещают вместе со своими воспитателями, поэтому смена обстановки, разнообразие общения, высокий уровень педагогического мастерства специалистов дают возможность детям провести каждый день в детском саду разнообразно, динамично.

Для занятий детей по изобразительной деятельности в детском саду организовали изостудию <Рисунок 1>. Любому посетителю достаточно одного взгляда, чтобы понять, что при оформлении этого помещения учитывались требования совершенного дизайна. И это тоже важно для формирования хорошего вкуса у ребенка. Изостудия оснащена не только обычными мольбертами, столами “солнышко”, но и натюрмортными подиумами, скульптурами малых форм (обязательными атрибутами художественной мастерской), натюрмортным фондом. Отдельные скульптуры, картины размещены на привлекающем глаз фоне. Есть здесь и постоянно действующая экспозиция детских работ.

Не секрет, что при отсутствии нужной предметной среды у ребенка исчезает стремление узнавать новое, возникает апатия ко всему окружающему. Для того чтобы привлечь внимание дошкольников к искусству, в изостудии воссоздана не только атмосфера художественной мастерской, но и дух музейного зала. Здесь можно познакомиться с духовно-прикладным искусством, которое представлено детскими работами. Широко используются традиционные приемы изготовления филимоновской, дымковской, тверской игрушек. Особенно выразительны произведения ребят с использованием различных росписей: гжельской, хохломской, Городецкой.

Большое значение для развития мелкой моторики, тактильных ощущений детей имеет занятия лепкой, используя различные материалы: пластилин, тесто, глина <Рисунок 2>. Обучение барельефной скульптуре проводится преподавателем ИЗО на занятиях кружка “Лепим, фантазируем, играем” как на образцах декоративно-прикладного искусства, так и на образцах мировой художественной культуры.

Занятия в изостудии дают детям представление о многогранности и безграничном разнообразии окружающего мира, учат быть любознательными, наблюдательными, ведь именно взору художника в обыденном открывается прекрасное.

В специально оборудованном кабине художественного труда рядом с профессиональным педагогом каждый ребенок может попробовать свои силы в работе с различными материалами, собранными в этом кабинете <Рисунок 3>. Еще в самом начале, перед открытием кабинета, был определен ряд задач, которые можно решать с его помощью: создание условий для конструктивной, познавательной и исследовательской деятельности детей, развитие их художественно-эстетического восприятия, в процессе работы с бумагой, природными и нетрадиционными материалами.

При планировке комнаты учитывалось то, что работающая зона труда должна быть доступна каждому ребенку, Так как в этом кабинете у детей формируется привычка работать самостоятельно. Материалы поместили в пластиковые контейнеры, коробки, которые размещены на стеллажах и легко открываются самими детьми. Каждому виду материалов отведено отдельное место. Они систематически обновляются в зависимости от детского интереса, от умений и навыков, от личных увлечений, половых особенностей детей. Материалы располагаются так, чтобы ими было удобно пользоваться; это помогает детям быстрее готовиться к работе, приучать их порядку. Для формирования у дошкольников интереса к самостоятельному изготовлению поделок проводятся конкурсы и выставки оригинальных поделок (совместно с родителями). Работами детей украшается интерьер детского сада. Это формирует у дошкольников интерес к изготовлению поделок, создается эмоциональный настрой на этот вид деятельности.

Ближе познакомиться с историей и бытом русского народа помогает созданная в детском саду комната русского быта. Здесь собрано большое количество предметов старинной утвари, одежда, образцы декоративно-прикладного искусства.

Необходимость создания такой комнаты в детском саду было обусловлено тем, что многие современные дети с трудом понимают литературные произведения, которые в детстве читали не только их бабушки и дедушки, но даже мамы и папы. Что такое “ушат”, в который заглядывала Федора из сказки К. Чуковского, или “коромысло” из загадки о радуге?

Старинные вещи расположились в бывшей прихожей – раздевалке, где на большой русской печке (сделанной из фанеры), на большом столе (накрытом старинной скатертью) выставлены экспонаты. Здесь и вышитые картины, и кружевные подзоры, и старинные полотенца, рушники. На полках разместились кувшины, крынки, ложки, кружки. У окна стоят две настоящие прялки с седелкой и куделькой из настоящей волны. В расписном сундуке лежат красивые национальные сарафаны, платья, платки, лапти. Чугунки, ухваты, рубель, валек, самовар, утюг, чапля, коромысло – все это подарено родителями, их друзьями, знакомыми, которые побывали в гостях у детского сада.

Все это дети могут увидеть и сравнить с теми предметами, которыми люди пользуются в быту сегодня. Самое примечательное то, что здесь ни на одном предмете нет надписи “руками не трогать”.

Во время занятий педагоги используют предметы народной культуры, рассказывают о судьбе, их назначении, о правилах обращения с экспонатами, учат культуре поведения. Так воспитываются интерес и трепетное отношение к истории, прививается воспитанникам детского сада любовь к культуре, стремление уважать и сохранять наследие предков <Рисунок 4> .

Художественно-эстетическое воспитание и развитие дети нашего дошкольного учреждения продолжают в музыкальном, театрально-танцевальном зале. В нем начинается (или продолжается) процесс формирования личности ребенка, который может себя творчески выразить в танце, в музицировании, в пении, в театральной роли <Рисунок 5>.

Помещение зала оформлено с большим вкусом. Помимо музыкальных инструментов (пианино, аккордеон, баян) зал содержит возможность использовать народные и электроинструменты. Зал оборудован сценой – подиумом по ширине торцовой стены зала, занавесом (из плотной и легкой ткани), закулисным помещением. Одна из стен зала облицована зеркалами и оборудовано балетным станком для занятий детей хореографией <Рисунок 6>.

В зале предусмотрены световые эффекты, используются при этом зеркальные шары, елочные гирлянды, прожектор и т.д. В зале находятся красочные стулья для детей, большие кресла для взрослых.

Общий стиль зала выдержан в классическом стиле. Убранство зала меняется смотря по обстоятельствам, для этого широко используются декорации, панно с изображением леса, замка, игрушек и т.д. Рядом с залом имеется костюмерная, гримерная, со всеми необходимыми атрибутами и материалом. Дети с большим удовольствием посещают музыкальный зал. В театрализованных представлениях принимают участие дети всех возрастных групп. Воспитанники детского сада владеют такими видами театров как: би-ба-бо, театр “марионеток”, “кукольный”, “настольный”, “теневой”, “пальчиковый”, “тростевые куклы”, “куклы – люди” и т.д. Принципы единства художественно-эстетического развития детей на основе синтеза искусств, которого придерживаются педагоги, последовательно реализуется в праздниках и развлечениях.

Для формирования элементарных математических представлений оборудован кабинет математики. Здесь находятся 5 столов для занятия подгруппы детей. Большое количество дидактического материала размещено на навесных полках, которые не занимают много места и красиво смотрятся. Воспитателем-предметником изготовлено более 100 дидактических игр для развития логического мышления дошкольников: “Кубики для всех”, “Сложи узор”, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, “Волшебный квадрат”, “Геоконт”, “Танграм”, “Волшебные яйца”, разные схемы, упражнения, задачи-шутки и т.д. На занятиях воспитатель часто использует сюжеты, сказочные образы, поэтому доска, наборное полотно, фланелеграф приобретают образ ковра самолета, избушки Бабы Яги и т.д. Это повышает интерес детей к занятиям и усвоению программного материала.

Для коррекционной работы в детском саду образован кабинет психолога и два кабинета логопедов <Рисунок 7>.

Кабинет психолога в последнее время стал неотъемлемой частью детского сада. Это связано, прежде всего, с тем, что меняется отношение как к роли человека в обществе, так и к личностному самоопределению. Ребенок получает огромное количество информации. Эмоциональные перегрузки, недостаток внимания со стороны родителей, трудности адаптации к условиям детского сада – все это объясняет необходимость создания особой среды, в том числе и кабинета психолога, где малыш чувствует себя комфортно, учиться думать и осмысливать свои поступки, легче приспосабливаться к миру взрослых. На сравнительно небольшой площади, отведенной под кабинет, созданы педагогом-психологом комфортные условия для ребят, пришедших на занятия и тестирование, родителям и педагогам, получающим консультацию, а также самому психологу. В кабинете психолога дети могут заниматься за столиками с хохломской росписью или в уютных, по-домашнему оформленных креслах <Рисунок 8>.

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте – игра. Занятия психолога проходят в игровой форме. Поэтому не случайно шкаф заполнен различными играми и игрушками.

В нашем детском саду стилем обучения давно стало партнерство. Каждый малыш рассматривается как личность со своими нравами, педагоги же лишь помогают ей раскрыться, реализовать свои возможности. Поэтому дошкольники с удовольствием посещают и кабинеты логопеда со своими речевыми проблемами. Здесь также их ждет интересный дидактический материал: более шестидесяти тематических подборок иллюстраций размещены на стеллажах, здесь и любимые персонажи из знакомых сказок и мультфильмов: “Незнайка”, “Волшебное дерево” и другие.

Для развития у детей экологически грамотного, бережливого отношения к окружающему оборудован в детском саду экологический кабинет <Рисунок 9>.

Для знакомства детей:

  • с космическими темами потолок представлен в виде звездного неба со всеми планетами, здесь же дети могут найти каждый свое созвездие;
  • с природой родного края, с другими природными зонами Земли (в сравнении с условиями жизни людей, животных, растений, способами их приспособления к условиям) оборудованы на севере – тундра, на юге – пустыня, на экваторе – джунгли, морская зона знакомит детей с обитателями моря;
  • на глобусе и географической карте схематично размещены животные и растения находящиеся в данном месте;
  • различные виды ландшафта представлены здесь в виде макетов;
  • состав верхнего слоя земной коры представлен из натуральных материалов в разрезе;
  • растения, требующие различных способов ухода, отбор по принципу: лучше меньше, но лучше;
  • оборудование для ухода за растениями;
  • настольно-печатные, дидактические игры природного содержания;
  • природный материал.

В экологическом кабинете созданы условия для детской экспериментальной деятельности. Вместе с экологом дети опытным путем “открывают свойства воздуха и воды, особенности почвы, рассматривают под микроскопом насекомых, выращивают растения, наблюдая за их изменениями в процессе роста. Также занятия вызывают у детей неподдельный интерес, восхищение собственными открытиями, желание активно и грамотно познавать окружающее, не нанося при этом вред природе.

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ представляет комплекс, включающий в себя:

  • физкультурный зал <Рисунок 10> со всем необходимым оборудованием: гимнастическая стенка, гимнастические скамейки, лестницы на крючках, обручи разных размеров, дуги, ребристые доски, кубы трех размеров, кольца для игры в баскетбол, сетка для игры в волейбол, теннисный стол, различные мячи, скакалки, канаты, маты, большое количество нестандартного оборудования.

Оборудование расположено так, чтобы дети смогли свободно подходить к нему, самостоятельно пользоваться снарядами, не мешая, друг другу. Середина зала свободна, на полу обозначена разметка для ходьбы и бега. Для ионизации воздуха в спортивном зале имеется “люстра Чижевского”. Соблюдение гигиенических требований, красочность и разнообразие оборудования привлекает детей, и они с удовольствием занимаются утренней гимнастикой, физкультурными занятиями, досугами и праздниками.

  • Большую радость детям доставляет посещение бассейна <Рисунок 11>. Здесь имеется необходимое оборудование для проведения интересных занятий по плаванию: круги для плавания, мячи и обручи из плотной резины, тонущие и плавающие игрушки. После бассейна и до его посещения дети принимают душ в душевых кабинах. Шкафы для переодевания разделены для девочек и мальчиков декоративной перегородкой, здесь же находятся и тренажеры для профилактики плоскостопия.
  • После занятия в бассейне дети посещают фитобар <Рисунок 12>. Здесь все как в настоящем баре. Витаминный чай можно пить за уютными столиками и стульями, за барной стойкой под любимую музыку и меняющееся освещение гирлянд.

Тематика оформления фитобара и бассейна увязываются между собой по содержанию в морском стиле. Стены, пол, полки оформлены рисунками и муляжами обитателей и растений моря, чтобы придать помещениям особый дизайн.

  • Для профилактики простудных заболеваний в детском саду оборудована небольшая солевая комната <Рисунок 13>. Она так красиво и удобно устроена, что не только полезна, но и интересна. Дети много узнают о соли, о пещерах из соли, о ее кристаллах, свойствах и т.п..

Как мы видим, что весь арсенал физического развития и оздоровления детей, помимо прямого назначения имеет еще и мощное развивающее познавательное значение для детей.

Предметно развивающая среда в детском саду отвечает художественно-эстетическим требованиям, созданы все условия для охраны и укрепления здоровья детей, для их полноценного развития. Следует отметить, что главным условием при создании развивающей среды в группах сотрудники детского сада считают педагогическую поддержку различных видов детской деятельности, полноценную реализацию потребностей детей в активном познании окружающего мира, возможности исследовать и экспериментировать, осваивать через свободную творческую игру информацию, полученную на занятиях.

В группах выделены учебная и игровая зоны. Задействованы все плоскости.

В полное распоряжение детей отдано буквально все пространство, все помещения. Ребенок живет средой, среда оживляет и преобразуется ребенком.

Каждая дошкольная группа имеет свои мини-кабинеты, содержащие дидактические игры соответствующего содержания, пособия, методическую и художественную литературу, необходимые для организации разных видов деятельности детей.

В каждой возрастной группе с этой целью организованы различные центры: игры и игрушки, художественного творчества, моторного и конструктивного развития, математического развития, речевого развития, книжный уголок, музыкальный и театральный, экологический центр, спортивный уголок. Весь материал расположен в удобном, доступном для детей месте. Дети имеют возможность закреплять полученные на занятиях знания в свободной игровой деятельности.

Развивающая среда дает возможность дошкольнику проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля, выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка.