Информационные технологии на уроках литературы "Образ природы в лирике А.С. Пушкина" (9-й класс)

Разделы: Литература

Класс: 9


Цель: Создание условий для формирования у обучающихся предметных и надпредметных компетентностей.

Задачи:

  1. Обучающие: закрепить навык анализа-интерпретации стихотворного текста.
  2. Развивающие: развитие речи – усиление коммуникативных свойств речи, овладение учащимися художественными образами, выразительными средствами языка.
  3. Воспитывающие:
  • показать учащимся непреходящую ценность лирических произведений А.С.Пушкина;
  • создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии;
  • воспитывать интерес к разным видам искусства.

Эпиграф.

Кто хочет понять поэта,
Должен идти в страну поэта.
И.В.Гете

Ход урока

1. Вступительное слово.

Приложение 1.

Одна из вечных и прекрасных тем мирового искусства – природа. Нет ни одного значительного поэта или художника, душа которого не отозвалась бы на ее красоту. Русская литература располагает удивительными образцами пейзажной лирики. «В ней есть душа, в ней есть свобода», - это сказано о природе. В ней неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников, композиторов и, может быть, для нас с вами. Нужно вслушаться и всмотреться…

Пейзажная лирика занимает важное место в поэтическом мире А.С.Пушкина. Он был первым русским поэтом, который не только сам познал и полюбил чудесный мир природы, но и открыл его прелести читателям.

Работая в группах, вы исследовали три периода развития темы природы в творчестве А.С.Пушкина.

Задача нашего урока: на примере нескольких стихотворений поэта проследить эволюцию этой темы.

Работа в тетрадях – запись темы, составление таблицы.

1 группа. Первый период творчества. 1817 – 1820.

Проявление традиций сентиментализма в пейзажной лирике лицейского периода. Стихотворение «Осеннее утро», «Певец». Пейзаж – средство создания общего фона, на котором изображаются чувства лирического героя.

Стихотворение «Деревня» (1819 г).

Написано в Михайловском. Это стихотворение явилось одним из самых смелых в раннем творчестве Пушкина, в нем отразились антикрепостнические настроения передовой дворянской молодежи.

Композиционно стихотворение делится на две части, содержащие контрастные части – и композиционно, и лексически, и интонационно – и оттого особенно яркие образы.

Вначале поэт мягкими красками, идиллически изображает дорогой его сердцу деревенский уголок, где вдали от пиров и забав спокойно льется «дней .. невидимый поток». Здесь все радует его взор – сад и луг, холмы и нивы. Деревня становится для поэта не только местом отдохновения, но и приютом «спокойствия, трудов и вдохновенья». В душе его пробуждается размышленье, зреют «творческие думы».

Однако описанию прекрасной сельской природы противопоставлены вызывающие гнев и протест картины позорного рабства:

Не видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное судьбой,
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.

Контраст между двумя частями стихотворения подчеркнут композиционно, лексически, интонационно. Первая часть представляет собой размышления поэта, главные его чувства – задумчивость, сосредоточенность.

Слова прямо и точно определяют предметы («темный сад», «нивы полосаты» и т.п.)

Стихотворение написано в 1818 г., в нем отражены конкретные впечатления от поездки Пушкина в Михайловское между 10 и 15 июля 1818г. Пейзаж точно воспроизводит окрестности Михайловского: «Темный сад», «луг, уставленный душистыми скирдами»:

Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада…

«Деревня» как художественное произведение вобрало в себя традиции русской и западноевропейской просветительской литературы и современные идеи декабризма.

Верность Пушкина взглядам просветителей и многих участников декабристского движения отразилась в идее «просвещенной монархии», способной преобразить общество:

Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?

«Деревня» - это рассказ о реальной деревне, о подлинных страданиях крестьян, которым поэт выражает сочувствие.

Первый вывод (запись в тетради, таблица)

Период творчества

Название стихотворения

Художественные средства

Способ отражения темы

1818 - 1820

«Деревня»

 

Лирический герой находит счастье и свободу на лоне природы, где нет ни суеты, ни заблуждений, ни порока. Любящему взору во всем видятся следы довольства, мир природы восхищает гармонией сочетания цветов, запахов и звуков.

2-й период творчества (сообщение второй группы).

1820 -1824гг. Южная ссылка.

Южная ссылка поэта обернулась новыми яркими впечатлениями. Она запомнилась ему надолго.

В мае 1820 г. Прибыл он в Екатеринослав – к месту своей новой службы, при генерале И.Н.Инзове. Приехав, он выкупался в Днепре и заболел, вернулась недавняя петербургская лихорадка. В каморку, где он лежал больной, зашел старый приятель (еще по Царскому Селу) – Николай Раевский. По просьбе друзей Инзов разрешил Раевским взять Пушкина с собой на Кавказ и в Крым.

Кавказ поразил поэта величием, первозданной красотой.

В августе 1820 года Пушкин прибыл с Раевским на военном бриге «Мингрелия» в Гурзуф. Дорогой на палубе ночью написал он прекрасное стихотворение-элегию «Погасло дневное светило…»

К романтическим произведениям А.С.Пушкина, содержащим картины природы, относятся стихотворения «Редеет облаков летучая гряда…» (романс), «Погасло дневное светило…», «К морю».

В стихотворении «Погасло дневное светило…» поэт вспоминает о своей «туманной родине», стране, «где пламенем страстей впервые чувства загорались, «где рано в бурях отцвела… потерянная младость». Волнение стихии, ее ропот соответствуют душевному состоянию поэта. Используя художественные средства языка, поэту удается передать грустное, элегическое состояние души лирического героя: «легкокрылая радость», «родились слезы», «мне изменила радость».

Запись в тетради, таблица

Период творчества

Название стихотворения

Художественные средства

Способ отражения темы

1818 - 1820

«Деревня»

 

Лирический герой находит счастье и свободу на лоне природы, где нет ни суеты, ни заблуждений, ни порока. Любящему взору во всем видятся следы довольства, мир природы восхищает гармонией сочетания цветов, запахов и звуков.

1820-1824

«К морю»

«Погасло дневное светило»

«Редеет облаков летучая гряда»

Особенности: в стихах этого времени встречаются образы ночи, моря, луны, звезд, гор, ветра. Любимый жанр – элегия.

В основе стих-я традиционный романтический конфликт – неудовлетворенность действительностью. Образ океана в стих-ии соотнесен с чувствами лирического героя.

3-й период. 1824 – 1831. Ссылка в Михайловское, годы скитаний, Болдинская осень.

В июле 1824 года А.С.Пушкин, миновав губернский город Псков, где должен был явиться к гражданскому губернатору, приехал в с. Михайловское «в далекий северный уезд».

Но он не сразу осознал, чем станет для него Михайловское на этот раз, - мучился, вспоминал Одессу, Юг. Сначала он почувствовал пустоту, однообразие деревенской жизни, скромного его быта.

Имение родителей в Михайловском было бедным, запущенным. Пушкин никогда не чувствовал себя помещиком; предоставив управляющему несложное свое хозяйство, он работал: читал, писал. За два года Михайловской ссылки прочел массу книг, просил о присылке их своих друзей, брата. Позже шутил, что прочел «двенадцать телег книг» (столько потребовалось их, когда стали вывозить книги).

Именно здесь, в деревенском уединении, где ничто не отвлекало, не мешала светская суета, Пушкин осознал себя профессиональным писателем, для которого литература – самое серьезное дело жизни.

«К морю» (1824). Стихия моря олицетворяла для Пушкина свободу. В стихотворении «К морю» поэт использует прием контраста: свободной стихии противостоит цивилизованный мир. Поэт, прощаясь со свободной стихией, словно дает клятву, что не забудет «торжественной красы» моря, его «гул в вечерние часы», «и блеск, и тень, и говор волн», тем самым подчеркивая свою приверженность идеалам «вольности святой».

Но не только «багрянец и золото» осени пленяют поэта, его влекут и снега суровой зимы. Стихотворение «Зимний вечер» (1825) – это разговор Пушкина с няней. Оно начинается описанием зимней бури, которая сравнивается то со зверем, то с плачем ребенка. Состояние обеспокоенности и в то же время искренности, доверительности точно отражает настроение поэта.

В стихотворении «Зимняя дорога» (1826) звучит тихая грусть, дорожное одиночество путника, затерявшегося в снежных просторах. Это состояние лирического героя подчеркнуто описанием окружающего пейзажа:

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она…
Ни огня, ни черной хаты…
Глушь и снег.

Бескорыстное любование природой – самое частое переживание лирического героя, установка на прозаизм, фольклорные образы, создание нового языка, отличного от романтического, но и сохраняющего традицию.

Заполнение таблицы.

4-й (1832 – 1836) Философская лирика и лирика природы.

В стихотворениях этого времени практически не встречается пышных эпитетов, сравнений, что означает более реалистичные средства изображения природы.

Важнейшее место в лирике начинает занимать пейзаж средней полосы России, причем реалистический пейзаж сознательно противопоставляется романтическому. Часто появляется зимний пейзаж.

Основные темы этого времени: общность с природой , гармония.

- Психологический пейзаж.

«На холмах Грузии лежит ночная мгла…». Общей особенностью этих произведений является попытка передать состояние души лирического героя через состояние природы.

- Философский пейзаж.

Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов…

«Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1829)

- Социальный пейзаж – пейзаж, неразрывно связанный с человеком, помогающий лучше понять тяготы его ежедневной жизни.

 «…Вновь я посетил…» (1835). Стихотворение «…Вновь я посетил…» интересно и поучительно как по содержанию, так и по форме и, несмотря на кажущуюся простоту, очень сложно. События личной жизни поэта, родная природа, грустные размышления о быстротекущей жизни – все, что волновало Пушкина в последние годы жизни, нашло отражение в этом стихотворении.

Чтение стихотворения.

На первый взгляд может показаться, что поэт в стихотворении повторяет все то, о чем писал жене. В самом деле, речь идет о няне, о «знакомых старых соснах» и о «молодой сосновой семье» (в стихотворении – «зеленая семья»). Сходство прослеживается и в настроении Пушкина: и в письме, и в стихотворении оно элегическое.

Но в стихотворении есть то, что отсутствует в письме. Поэтическая мысль Пушкина, как обычно, идет речь значительно дальше конкретных предметов и явлений, стремится к обобщениям. Уже в начале стихотворения поставлена жизненно важная проблема: непрерывное обновление – закон природы.

Уж десять лет ушло с тех пор – и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я…

Няня умерла. В письме простое упоминание этого грустного факта, в стихотворении – образ «голубки дряхлой». Сколько нежности, любви и грусти в словах; «Уже старушки нет – уж за стеною // Не слышу я шагов ее тяжелых, ни кропотливого ее дозора!».

…Молодость позади, она прошла в ссылке, в тихом и скучном Кишиневе, в шумной Одессе, на берегу Черного моря, в глухом Михайловском.

Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим – и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны…

Кажется, не изменился лишь сельский пейзаж: то же озеро, те же вокруг «рассеяны деревни», те же «тори сосны стоят».

Но это обманчиво. Вечное обновление происходит и в природе. Сосны те же и не те.

… Но около корней их устарелых
(Где некогда все было пусто, голо)
Теперь младая роща разрослась.
Зеленая семья: кусты теснятся
Под сенью их, как дети…

В письме только упоминание трех сосен и «сосновой семьи». В стихотворении мастерски нарисована картина. В центре ее – старые деревья. Присмотримся к деталям. Корни сосен «устарелые», молодая разросшаяся роща названа «семьей», кустарник сравнивается с детьми («кусты теснятся... как дети»).

В письме Пушкин полушутя, полусерьезно признается, что ему «досадно … смотреть» на буйно растущую «сосновую семью», потому что сам он стареет. «Но делать нечего», невольное, вынужденное примирение с «общим законом» жизни. В стихотворении поэт приветствует и прославляет «племя Младое, незнакомое», не огорчаясь тем, что сойдет в могилу и не увидит его «могучий поздний возраст». Причем «племя» - это не только «сосновая семья», но и молодое поколение людей. Недаром поросль сравнивается с детьми, не случайно в заключительных строках появляется образ внука, который «услышит … приветливый шум» деревьев и «вспомянет» о поэте. Не случайно возникает образ старого дерева, вокруг которого «по-прежнему все пусто…» Товарищ трех сосен угрюм, «как старый холостяк», потому что одинок.

Заполняется таблица

 

 

 

 

 

 

 

Реалистичные средства изображения природы. Природа как философская тема. Бессмертная, но неразумная природа в противопоставлении разумному, но обреченному на смерть человеку.

Основной итог работы.

  1. Схематичное понимание эволюции пейзажной лирики у Пушкина.
  2. Пушкин в своих стихотворениях показал цикл идей, связанных с задачей изменения отношений христианского человечества к Природе.

Рефлексия.

Пушкин страстно любил русскую природу.

Творчество А.С.Пушкина всегда будет близко людям, потому что затрагивает самое сокровенное в человеке. Его поэзия особенно современна сейчас, когда человеку не хватает духовности. Размышления поэта о роли человека в обществе, нравственные отношения между людьми, истинные ценности человека, его отношения к Родине – все это делает творчество Пушкина актуальным и в наше время.

Домашнее задание:

  1. Мини-сочинение «Моё любимое стихотворение А.С.Пушкина».
  2. Анализ одного (по выбору) стихотворения.