Предупреждение оптической дисграфии у старших дошкольников с задержкой психического развития

Разделы: Работа с дошкольниками


Ребёнок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентирования в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие понятия об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, в том же направлении.

Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Умение ребёнка представить, спрогнозировать, что произойдёт в ближайшем будущем в пространстве закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления, что так необходимо к началу школьного обучения, а в дальнейшем способствует успешному овладению целым рядом учебных дисциплин: письмом, чтением, географией, черчением и другими предметами.

При поступлении ребёнка в школу начинается новый этап приобретения знаний, умений и навыков в области освоения пространства. Изучение письменных знаков связано с развитием пространственного различения их формы, положения, величины, а с началом письма под диктовку – и с представлением о пространственных признаках графем.

Вот здесь и возникают трудности у многих детей. Это пропуски и перестановки букв и слогов в словах, замена одних букв другими, зеркальное написание букв. Эти трудности вызваны недостаточной сформированностью зрительно-пространственных представлений: представлений о величине и форме предметов, об их расположении в пространстве по отношению друг к другу и несформировапностью зрительного анализа и синтеза.

Исследования многих современных авторов показывают, что у 15–20% будущих первоклассников развитие зрительно-пространственных функций не готово к решению задач школьного обучения. Следовательно, работу в данном направлении нужно проводить ещё в дошкольном возрасте.

Своевременное выявление детей с недостаточной сформированностью зрительно-пространственных ориентировок позволит вовремя провести специальные коррекционно-развиваюшие мероприятия и подготовить детей к школьному обучению

Данной проблемой занимались такие ведущие специалисты, как Б.Г. Ананьев, Г.Ф. Рыбалко. О.И. Галкина, Н. Писарева. Т.А. Павлова, Е.Н. Петухова. М. Безруких. Л. Морозова. Все эти исследователи, несмотря на конкретный подход к истолкованию проблемы, приходят к общим выводам:

  • выработка умений и навыков пространственного ориентирования является важным условием коррекции письменной речи.
  • профилактическая работа по предупреждению нарушений письменной речи необходима в дошкольном возрасте.

Учитывая важность и актуальность данной проблемы, мы выбрали её для более углубленного изучения.

Главная цель творческой работы – изучение особенностей развития зрительно-пространственных функций у дошкольников с задержкой психического развития и разработка наиболее эффективных методов их развития.

В процессе достижения главной цели решались следующие задачи:

  1. Показать взаимосвязь операций пространственного ориентирования с операциями письменной речи.
  2. В ходе констатирующего эксперимента определить уровень развития зрительно-пространственного ориентирования у дошкольников с задержкой психического развития.
  3. В формирующем эксперименте провести работу, направленную на развитие пространственного ориентирования у дошкольников с задержкой психического развития.
  4. На контрольном этапе эксперимента отметить, какие изменения произошли в развитии пространственного ориентирования.
  5. Определить условия и наиболее эффективные методы развития пространственного ориентирования у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  6. Разработать систему игр и игровых упражнений, направленных на развитие зрительно-пространственных ориентировок у дошкольников с задержкой психического развития.

Опираясь на утверждения ведущих специалистов-дефектологов о возможности профилактической работы по предупреждению оптической дисграфии, мы провели сравнительный эксперимент, позволяющий выяснить, насколько полезна и целесообразна коррекционная работа, направленная на развитие зрительного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с задержкой психического развития.

Цель данного эксперимента:

  • определение специфических и индивидуальных мер коррекции до начала школьного обучения.
  • разработка индивидуальных программ коррекционного обучения.

Эксперимент проводился в три этапа (констатирующий, формирующий и контрольный) в двух направлениях:

  1. Выявление уровня развития зрительного восприятия у дошкольников с задержкой психического развития.
  2. Выявление уровня развития пространственных представлений у данной категории детей.

Оба направления тесно взаимосвязаны между собой, так как аномалии зрительного анализатора ведут к затруднению восприятия формы, величины предметов, расположения их в пространстве.

Экспериментально изучалась группа детей 5–5,5 лет с задержкой психического развития (всего 8 человек), из них у пятерых детей – выраженная задержка психического развития. У троих испытуемых детей – синдром гиперактивности с дефицитом внимания, ММД, нарушение эмоционально-волевой сферы.

У большинства детей в результате первого этапа эксперимента выявились недостатки зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти, в результате чего могут возникнуть трудности в обучении:

  • плохое запоминание букв при чтении, медленный темп чтения, угадывание букв.
  • плохое выделение геометрических фигур, замена сходных по форме фигур.
  • трудности формирования зрительного образа буквы, цифры, графического элемента, смешивание сходных по конфигурации букв, цифр, написание лишних элементов или недописывание элементов букв, цифр.
  • зеркальное написание букв, цифр, графических элементов.
  • трудности копирования букв, цифр, геометрических фигур.

Почти у всех детей выявились трудности зрительно-моторной координации, которые могут повлечь за собой:

  • неспособность провести прямую линию.
  • трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента.
  • тремор.
  • очень медленный темп письма.

На эти трудности мы обращали внимание на втором, формирующем этапе эксперимента при проведении коррекционной работы.

Проведенное исследование позволило выявить некоторые особенности пространственной ориентировки дошкольников с задержкой психического развития.

Прежде всего, у них имеется разрыв между наглядным и словесным компонентами
пространственного анализа, что обусловлено недоразвитием речевых и мыслительных процессов.

Недостаточное обобщённое понимание пространственных обозначений препятствует выполнению заданий в условиях смены точки отсчёта. Поэтому в практике работы с детьми с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста следует уделять внимание своевременному введению пространственных обозначений, их дифференциации и закреплению при формировании у них умения ориентироваться в пространственных отношениях между объектами.

Через 2 года после целенаправленной коррекционной работы с той же группой детей мы провели контрольный эксперимент.

Итоги эксперимента свидетельствуют о значительных успехах в формировании зрительных ориентировок у старших дошкольников с задержкой психического развития.

Итоговый эксперимент показал, что систематическая коррекционная работа по развитию пространственных представлений у детей с задержкой психического развития дала положительные результаты.

Дети, испытывающие большие трудности ориентировки в пространстве, прошедшие соответствующую подготовку в коррекционной группе, успешно справляются с задачами, ранее им недоступными.

Проведенная работа предостерегла детей от многих трудностей в овладении письменной речью.

Приведенные утверждения наглядно показывают, что детям с проблемами в развитии крайне необходима помощь специалистов: учителей дефектологов и логопедов, необходима кропотливая коррекционная работа как с ребёнком, так и с родителями.

Самостоятельно, без помощи специалистов, речевые функции и психологические процессы не сформируются. А разнообразные нервно-психические расстройства, аномалии зрительного, слухового анализаторов, несформированность связной речи могут вызвать нарушения письменной речи.

Беседы с учителями дают основания утверждать, что дети, с которыми велась работа по коррекции психических и речевых процессов, легче усваивают предложенный им материал, справляются с поставленными задачами. В дальнейшем ребята, прошедшие соответствующую подготовку в коррекционной группе детского сада, не испытывают больших трудностей па начальном этапе обучения в школе, что способствует формированию положительной мотивации в учебе, помогает ребенку избежать стрессовых ситуаций, связанных с обучением.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

  1. Выдвинутое предположение о возможности преодоления низкого уровня развития пространственных представлений у дошкольников с задержкой психического развития получило подтверждение на практике.
  2. Результаты исследования говорят об эффективности проведенной коррекционно-педагогической работы в группе детей с задержкой психического развития.
  3. Реальная педагогическая помощь детям с пониженной обучаемостью в системе дошкольного воспитания в благоприятные периоды развития в формировании пространственных представлений будет способствовать предупреждению нарушений письменной речи.