Урок-проект: "Фестиваль народных сказок" (1-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Характеристика проекта:

  • По содержанию – монопредметный;
  • По характеру контакта – локальный;
  • По количеству исполнителей – коллективный;
  • По продолжительности – мини-проект.

Результат выполнения проекта: фестиваль народных сказок.

Задачи:

  1. Помочь учащимся на основе анализа текста выделить особенности народных сказок: волшебной, бытовой, о животных.
  2. Формировать умения и навыки работы в сотрудничестве: умение коллективно планировать работу, распределять роли, умение слушать и слышать друг друга.
  3. Воспитывать интерес к чтению русских народных сказок.

Оборудование: карточки (структура проекта, особенности сказок, алгоритм), костюмы для инсценировки, диск с презентацией.

Деятельность учителя

Подготовка (Слайд 1)

Слайд 2

проект здания
проект документа
заманчивый проект

– Прочитайте словосочетания. Что заметили? (Повторяется слово проект)

– Объясните значение слова проект. (Замысел, план)

– Какие проекты вы знаете или слышали о них?

– Как вы думаете, может быть урок – проект?

– Попробуем коллективно составить такой урок?

– Для того, чтобы составить проект, необходимы определённые знания, которые мы вместе и будем добывать.

– Каждый проект имеет определённую структуру или строение.

– На доске вы видите … (На доске карточки со словами перепутаны Название, планирование, выполнение проекта, результат, цель)

– Кто-то перепутал все карточки местами. Как быть? Попробуем вместе определить строение нашего урока – проекта.

– Как вы думаете, с чего начинается проект? (С названия) (На доску прикрепляется карточка Название)

– Предлагаю наш проект посвятить тому жанру устного народного творчества, который так любят дети. Догадались, о каком жанре идёт речь? (Сказка)

Слайд 3 “Фестиваль … сказок”

– За что взрослые и дети любят сказки?

– На какие две группы можно разделить все сказки?

Слайд 4 Народные и авторские

– А вы знаете сказки?

– Проведём игру “Отгадай сказку”. (Слайды 5 – 9)

  1. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут– потянут, вытянуть не могут. (“Репка”)

  2. Кто – кто в теремочке живёт? Кто – кто в невысоком живёт? (“Теремок”)

  3. Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке. (“Маши и Медведь”)

  4. Отворили козлята дверь, волк вбежал в избу и всех козлят съел. (“Волк и семеро козлят”)

  5. А Лиса сидит и приговаривает: “Битый небитого везёт”. (“Волк и Лиса”)

– А сейчас я вам задам вопрос, если правильно ответите на него, то отгадаете слово, которым мы и уточним название нашего проекта.

– Что объединяет все названные сказки? (Народные)

– Уточним тему нашего проекта. (Слайд 10)

– Как вы думаете, какой следующий шаг должен быть в проекте? (Цель) (На доску прикрепляется карточка Цель)

– Как вы понимаете слово цель? (То, к чему нужно стремиться)

– К чему мы будем стремиться в нашем проекте? (К фестивалю)

– Объясните значение слова фестиваль. (Праздничная встреча, на которой различные коллективы показывают свои достижения в том или ином виде искусства)

– Как достичь поставленной цели? Что для этого нужно сделать? (Спланировать дальнейшую работу) (Прикрепляется карточка Планирование)

– Следующие шаги нашего проекта … (Выполнение и результат)

– Ребята, а вы любите секреты? Хотите, я вам открою один секрет про сказки? Оказывается, народные сказки делятся на три группы: волшебные, бытовые, о животных. (Слайд 11)

– Дома вы читали сказки. Назовите их. (“Как мужик гусей делил”, “По щучьему веленью”, “Лиса и Журавль”)

– Предположите, к какой группе относятся эти сказки.

– Как проверить ваши предположения? (Исследовать их, выделить особенности)

– Значит, первым пунктом нашего планирования будет … (исследование сказок, выделение их особенностей)

1) Исследование

– Каждая группа исследует свою сказку. Вам предложен ряд особенностей сказок, нужно выбрать те, которые подходят к вашей сказке. 1 группа – “Лиса и Журавль”, 2 группа – “Как мужик гусей делил”, 3 группа – “По щучьему веленью”.

Особенности народных сказок

  • Герои сказки – животные;
  • Герои сказки – простые люди из реального мира;
  • В сказке происходят волшебные превращения;
  • Герои разговаривают, ведут себя как люди;
  • Герои сказки борются с богатыми людьми;
  • Герои сказки и люди, и животные;
  • Герои сказок наделены человеческими качествами;
  • Есть волшебный помощник;
  • Герои сказки побеждают благодаря своей находчивости, уму и смелости.

Учитель координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

– Итак, заслушаем каждую группу. (Выступает 1 человек от группы по алгоритму:

1) Наша группа исследовала сказку …
2) Мы выделили следующие особенности …
3) Считаем, что сказка (название) относится к группе (название группы) сказок).

– Особенности сказок мы выделили, какой же следующий шаг будет в нашем планировании? (Подготовка инсценировки сказки)

2) Подготовка инсценировки сказки

Учащиеся распределяют между собой роли, выбирают подходящие костюмы, которые находятся в организованной заранее костюмерной.

(На данном этапе оказывает помощь учитель или старшеклассники из театральной студии)

– Группы готовы?

3) Защита проекта (Слайд 12)

Каждая группа инсценирует отрывок сказки.

Оценка результатов и процесса

Организация рефлексии, самооценка, взаимооценка.

– Ребята, понравился вам наш совместный проект? Чем?

– Благодарю всех за прекрасную работу, за сотрудничество!

(Слайд 13)

Презентация