Интегрированный урок (литература + ИЗО) в 10-м классе: "Портрет в искусстве и литературе"

Разделы: Литература


Цель урока: заинтересовать учащихся, пробудить их любопытство и фантазию; познакомить с понятием “портрет”; найти, чем отличается портрет в искусстве от словесного портрета в криминалистике, от художественного портрета.

Ход урока

1. Познакомить учащихся с понятием “портрет” – как определяется его значение в различных словарях и что собою представляет “портрет” в обычном смысле слова.

1. Читаем в словаре В.И.Даля. Портрет – изображение человека, лица его чертами, живописью. Портрет грудной, поясной, в рост.

2. В “Словаре иностранных слов” XIX века господина Алексеева – живописное изображение какого-либо лица.

3. С.И.Ожегов. Словарь русского языка.

Изображение человека на картине, фотографии, в скульптуре. Поясной портрет, скульптурный портрет, словесный портрет. Художественное изображение, образ литературного героя.

4. Словарь литературоведческих терминов.

Портрет в литературном произведении изображение внешности героя: его лица, фигуры, одежды, манеры держаться. Характер портрета и, следовательно, его роль в произведении могут быть самыми разнообразными. Простейший портрет – это скопированный с реально существующего человека натуралистический, паспортный портрет.

5. В.Власов. “Иллюстрированный художественный словарь”.

Портрет – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение человека. К жанру портрета относится: поясной портрет, бюст, портрет в рост, групповой портрет, портрет в интерьере, портрет в пейзаже.

6. Советский энциклопедический словарь – (французское слово), изображение или описание человека или группы людей.

2. Давайте подведем итог и кратко ответим на вопрос: что же такое портрет? А как вы думаете, чем отличается портрет в искусстве от словесного портрета в криминалистике?

Словесный портрет в криминалистике отличается от художественного портрета прежде всего протокольным, безличностным характером описания внешности человека.

“Мужчина сорока – сорока пяти лет, высокого роста, волосы прямые черные с проседью, глаза зеленые, нос прямой, губы тонкие. Одет в серый костюм, на голове – серый берет. При себе имеет трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. Особые приметы: золотые передние зубы, хромает на левую ногу.”

– А теперь попробуйте вы составить словесный портрет.

– Можно ли считать такой портрет художественным изображением? (Нет)

– Чего же ему не хватает, чтобы стать художественным изображением в слове?

За перечислением отдельных деталей и примет человек как личность не просматривается. Этот портрет “сухой”, он дает поверхностное представление о человеке, при этом внутренних качеств не просматривается. Согласитесь, что по такому описанию не так-то легко узнать человека.

2. Теперь давайте рассмотрим литературные портреты. Попробуем сравнить два литературных портрета: портрет Решемысла из одноименного стихотворения Г.Р.Державина и портрет Сперанского из романа Л.Н.Толстого “Война и мир”.

Державинский и толстовский персонажи написаны абсолютно по-разному. Объединяет их лишь то, что в обоих случаях речь идет о выдающихся государственных деятелях, фаворитах трона (как известно, под Решемыслом подразумевается князь Потемкин).

Решемысл (Потемкин) – герой, типичный для литературы классицизма. Прочитаем стихотворение Державина, написанное в 1783 году и подчеркнем все слова, которые характеризуют героя.

Ты, Муза! С самых древних веков
Великих, сильных человеков
Всегда умела поласкать;
Ты можешь в былях, небылицах
И в баснях правду представлять,-
Представь мне Решемысла в лицах.

Скажи, скажи о сем герое:
Каков в войне, каков в покое,
Каков умом, каков душой,
Каков и всякими делами?
Скажи, и ничего не скрой:
Не хочешь прозой, так стихами.

Бывали прежде дни такие,
Что люди самые честные
Страшилися близ трона быть,
Любимцев царских убегали,
И не могли тех змей любить,
Которые их кровь сосали.

А он, хоть выше всех главою,
Как лавр цветет над муравою,
Но всюду всем бросает тень:
Одним он мил, другим любезен;
Едва прохаживал ли день,
Кому бы не был он полезен.

Иной ползет, как черепаха,
Другому мил топор да плаха,-
А он парит как бы орел,
И все с высот далече видит;
Он в сердце злобы не имел
И даже мухи не обидит.

И сердцем царский трон объемлет,
Душой народным душам внемлет,
И правду между их хранит;
Отечеству он верно служит,
Монаршу волю свято чтит,
А о себе никак не тужит.

Не ищет почестей лукавством,
Мздоимным не прельщен богатством,
Не жаждет тщетно сан носить;
Но тщится тем себя лишь славить,
Что любит он добро творить
И может счастие доставить.

Закону Божию послушен,
Чувствителен, великодушен,
Не горд, не подл и не труслив,
К себе строжае, чем к другому,
К поступкам хитрым не ревнив,
Идет лишь по пути прямому.

Не празден, не ленив, а точен;
В делах и скор, и беспорочен…

Мы видим, что перед нами абсолютно условная личность, наделенная неким стандартным набором доблестей и достоинств. Забавно, невольно вспоминается при этом криминалистический портрет: в криминалистике мы имели перечень внешних черт, в стихотворении Державина – моральных качеств, а реальное, живое единство личности не обнаруживается ни тут, ни там. Нет даже намека на описание внешности Решемысла, до того это идеальный и абстрактный, в сущности персонаж. Фактически этот портрет есть типичное моральное, нравоучительное суждение о том, каким должен быть государственный муж.

3. Давайте посмотрим, с помощью каких художественных приемов создан портрет Сперанского?

Герой Толстого, напротив, предельно конкретен, реален. Толстой не просто схватывает и выражает внешнюю характерность Сперанского, а каждой деталью внешнего облика и поведением своего героя дает почувствовать сложность и противоречивость этой личности.

Давайте прочитаем отрывок из романа “Война и мир” Л.Н.Толстого.

“…Граф Кочубей не договорил, он поднялся и, взяв за руку князя Андрея, пошел навстречу входящему высокому, лысому, белокурому человеку, лет сорока, с большим открытым лбом и необычайною, странною белизною продолговатого лица. На вошедшем был синий фрак, крест на шее и звезда на левой стороне груди. Это был Сперанский. Вся фигура Сперанского имела особенный тип, по которому сейчас можно было узнать его. Ни у кого из того общества, в котором жил князь Андрей, он не видал этого спокойствия и самоуверенности неловких и тупых движений, ни у кого он не видал такого твердого и вместе мягкого взгляда полузакрытых и несколько влажных глаз, не видал такой твердости ничего незначащей улыбки, такого тонкого, ровного, тихого голоса и, главное, такой нежной белизны лица и особенно рук, несколько широких, но необыкновенно пухлых, нежных, белых. Такую белизну и нежность лица князь Андрей видал только у солдат, долго пробывших в госпитале. Это был Сперанский, государственный секретарь, докладчик государя…Сперанский не перебегал глазами с одного лица на другое, как это невольно делается при входе в большое общество, и не торопился говорить. Он говорил тихо, с уверенностью, что будут слушать его, и смотрел только на то лицо, с которым говорил”.

Герой Толстого предельно конкретен, реален. Толстой дает почувствовать нам сложность и противоречивость этой личности.

Первыми штрихами к портрету послужили приметы обыкновенные, до известной степени универсальные: “высокий”, “лысый”, “белокурый”…. Литературный портрет Сперанского – пример психологического портрета в искусстве реализма, в котором пространство личности воссоздается полярными качествами, свойствами внешности, характера. Эстетическую природу такого портрета составляет конфликт.

4. Сопоставление портретов Д.Г.Левицкого.

Перед вами два портрета: портрет архитектора А.Ф.Кокоринова, художник Левицкий и портрет Демидова. Оба они выполнены в жанре парадного портрета.

Парадный портретэто портрет представительный, он представляет человека в наиболее выгодном свете, в парадном костюме, он официален, торжественен.

Александр Филиппович Кокоринов – ректор Академии. Полотно отвечает жанру парадного портрета. Кокоринов представлен на холсте в парадном мундире, сшитом по случаю открытия Академии художеств. Большую смысловую нагрузку несут на полотне детали, а жест руки Кокоринова указывает на развернутый чертеж, это говорит о том, что именно он является автором архитектурного проекта здания Академии. Художник смело преодолевает каноны классицизма, которые требовали от живописного полотна деления на 3 пространственных плана: первого – коричневого, среднего – зеленого, дальнего – голубого.

Перед нами парадный портрет П.А.Демидова (1773) – известный владелец еще со времен Петра 1 горно-металлургических заводов на Урале. Тот же театральный жест руки, и здание Воспитательного дома как деталь, характеризует благотворительную деятельность героя (известно, что Демидов не только вкладывал большие деньги в Воспитательный дом, но и заботился об университете, основал коммерческое училище). Вместе с тем художник включает в портрет и необычные для того времени бытовые детали, которые выводят полотно за рамки традиционного портрета и приближают его к интимному. Демидов одет по-домашнему; на нем халат и ночной колпак. Он облокотился на металлическую лейку, рядом с которой видна раскрытая книга и луковицы растений.

Это сопоставление позволяет познакомить учащихся с понятием “парадного портрета”.

5. Сравниваем два портрета А.С.Пушкина Кипренского и Тропинина. Перед вами два портрета А.С.Пушкина.

– Как вы думаете, какой портрет написан раньше, а какой позже?

Оба портрета написаны в одно время в 1827 году, художниками О.Кипренским и В.Тропининым (сравниваем портреты, пытаемся найти различия. Затем зачитываем материал о художниках).

О.Кипренский (петербуржец) – в облике Пушкина столько строгой сосредоточенности, погруженности в переживаемое состояние и трепетного движения чувств, что современники отмечали жизненную естественность выражения его лица, почти не подвластную изображению. Сам поэт высоко оценил портрет и в стихотворении, обращенном к Кипренскому, писал:

…Себя как в зеркале я вижу,

Но это зеркало мне льстит…

Живопись портрета поражает тонким ритмом цветовых и линейных соотношений. Оливковый, постепенно высветляющийся цвет фона, приглушенные красно-зеленые тона плаща, исчерна-зеленый галстук, черный сюртук и белые воротнички сорочки создают изысканную гармоничную цветовую среду, в которой все подчинено выделению главной детали изображения – лица поэта и кисти его руки. Сдержанностью и изяществом отличаются очертания фигуры, тонких пальцев рук, тактично вписанных в пространство картины с изображением музы поэзии с лирой в руке. Портрет был выполнен по заказу Дельвига – друга поэта, а затем приобретен Пушкиным.

В.А.Тропинин (москвич) – в отличие от портрета Кипренского здесь поэт предстает в домашнем антураже: в свободной с отложным белым воротником сорочки, таким его легко вообразить среди друзей в часы полной внутренней раскованности.

6. Далее сравниваем портреты В.Перова Ф.М.Достоевского и А.Островского.

Попробуем познакомится с психологическими портретами. Перед нами два портрета писателей XIX века Достоевского и Островского, а художник Перов.

Перов – один из основоположников критического реализма.

Рассмотрим портрет Достоевского.

Сложная, замкнутая, трагическая натура Достоевского представлена художником в образе человека, находящегося как бы в полной самоизоляции от зрителя. Достоевский изображен погруженным в глубокое раздумье над судьбами “униженных” и “оскорбленных”. Ушедший в себя тяжелый взгляд, сомкнутые руки, контраст серо-коричневых тонов костюма рождают впечатление много пережитого, перестрадавшего человека, понимающего противоречивый мир человеческих страстей и коллизий.

Рассмотрим портрет Островского.

Совершенно другое ощущение вызывает портрет Островского. На его лице мягкая благожелательная улыбка, взгляд обращен на зрителя, открытый жест рук приглашает к общению, он в теплом халате уютно расположился в кресле. Спокойный колорит серо-золотистых тонов гармонирует с общим эмоциональным строем образа.

Перову удалось в этих портретах передать особенности психологического склада писателей при помощи индивидуализации выражения лиц, поз, жестов рук, цвета, линейной структуры композиций.

Портреты вызывают разные ощущения, хотя оба литератора отличались единой позицией по отношению к современной им действительности.

7. На этом этапе учащиеся самостоятельно оценивают пройденный путь, выполненные задания и получают возможность обобщить приобретенный опыт.

Сегодня мы с вами познакомились с портретами, мы узнали какие бывают портреты (словесные, парадные, литературные, психологические) и можем сделать вывод о том, что литературный портрет описывает героя более точно чем в живописи, мы узнаем черты характера личности, а портретное искусство, так же как и искусство других жанров, отражает развитие общественного сознания каждой исторической эпохи.

Презентация