Применение табличного процессора Excel при решении нестандартных задач

Разделы: Информатика


ЦЕЛЬ УРОКА:

  1. Научить школьников применять современное программное обеспечение в решении нестандартных задач.
  2. Развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.
  3. Формирование умений и навыков, носящих в современных условиях общенаучный и общеинтеллектуальный характер.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  1. Учебная – закрепить основные навыки работы с электронными таблицами.
  2. Развивающая – развитие логического мышления, развитие кругозора.
  3. Воспитательная – развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.

ПЛАН УРОКА:

  1. Организационный момент. Краткий инструктаж по технике безопасности в компьютерном классе.
  2. проверка уровня подготовки учащихся по усвоению пройденного материала:
  3. а) практическое задание по работе в WORD’е;
    б) тест по теме “Электронные таблицы”

  4. Закрепление изученного.
    а) выполнение учащимися практических индивидуальных заданий;
    б) запись данных на носитель.
  5. Обобщение и актуализация пройденного материала.
  6. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

1.Рефлексия настроения.

Учитель: Ребята, доброе утро! Тема нашего сегодняшнего урока (слайд 1) (Приложение 2) “Применение табличного процессора Excel при решении нестандартных задач”. Целями его является закрепление навыков работы в среде электронных таблиц, повторение возможностей текстового редактора и правил записи на магнитные носители.

Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила техники безопасности в компьютерном классе. Напомните мне их.

2. Техника безопасности в компьютерном классе:

  • Работая за компьютером надо следить за осанкой, не сутулиться.
  • Нельзя без разрешения учителя включать и выключать компьютер.
  • Нельзя работать мокрыми руками и во влажной одежде.
  • Нельзя нажимать клавиши ручкой или карандашом.
  • Нельзя вставать со свого места и ходить по классу.
  • В случае неисправности или при обнаружении запаха гари – следует подозвать учителя.
  • Взгляд на монитор должен падать перпендикулярно плоскости монитора, расстояние от глаз до монитора должно быть не более 50 см.   (3 минуты)

3. Обсуждение темы занятия.

Учитель: Хорошо! Каждый из вас мечтает стать успешным в жизни, достичь определенных высот в профессиональной деятельности, занять достойное место в обществе. А для этого в первую очередь человек должен быть образованным. Поэтому девиз нашего сегодняшнего урока: “Мы учимся! Мы творим! Мы программируем себя на успех!”

Этот урок мы проведем в форме деловой игры.

Представьте себе, что я директор агрофирмы “Россия”. В нашей фирме открывается отдел маркетинга для изучения рынка сбыта, выпускаемой нами продукции. Для этого нам нужны опытные менеджеры. Пусть сегодня каждый из вас попытается получить место работы у нас, поучаствовав в конкурсном отборе.

Конкурс проводится в три этапа.

II. ПРОВЕРКА УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ПО ИЗУЧЕННОМУ МАТЕРИАЛУ

ПЕРВЫЙ ЭТАП: ЗАПОЛНЕНИЕ АНКЕТЫ.

Учитель: Вы должны заполнить анкету (приложение 1), форма которой находится в папке “УРОК” на рабочем столе. Откройте папку “УРОК” и файл “Анкета”. Заполните первую часть анкеты: Ф.И.О., класс и сохраните изменения в файле.

Сядьте поудобнее. На эту работу отводится 3 минуты. Если у вас возникнут трудности , поднимите руку. Удачи вам!

(5 минут)

Учитель: Надеюсь, у вас все получилось! Ваши анкеты сегодня еще понадобятся. Мы в них будем заносить результаты работы.

Переходим ко второму конкурсу.

Второй этап предполагает проверку ваших интеллектуальных способностей.

ВТОРОЙ ЭТАП: ТЕСТИРОВАНИЕ КОНКУРСАНТОВ

Учитель: Перед вами тест (Приложение 3) по теме “Электронные таблицы” и листочки для записи ответов. Вверху листочка запишите свою фамилию и инициалы и постарайтесь правильно ответить на вопросы теста.

Учитель: Верьте в себя, друзья, и удача обязательно вам улыбнется.

(7 минут)

Учитель: Пожалуйста обменяйтесь работами с соседом. Перед вами ключ к тесту (слайд 2).

Проверьте работу друга и выставите оценки самостоятельно.

Учитель: Дежурный соберите работы. Спасибо! Теперь запишите свои результаты в таблицу (Приложение 1) “Анкета” в графу “Тест”

(2 минуты)

Психологическая пауза (слайд3)

(Звучит легкая музыка)

Учитель: А теперь, ребята, давайте отдохнем. Сядьте удобнее, откиньтесь на спинку стула, выпрямите спину. Теперь проведем с вами гимнастику для глаз. Закройте глаза. Представьте, что вы смотрите вправо, теперь влево, вверх, вниз. Повторите это упражнение несколько раз.

А теперь давайте немного помечтаем. Представьте себе, что вы прогуливаетесь по аллее. Над вами склоняют свои заснеженные ветви ивы. Мир наполнен звоном морозного утра, сверканием золота снежного покрова и только вы, это утро и весь этот прекрасный мир.

(1 минута)

Учитель: Отдохнули? Теперь приступим к третьему этапу конкурсного отбора, где каждый из вас сможет проверить свои знания на практике.

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

ТРЕТИЙ ЭТАП: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

Учитель: Этот этап самый ответственный. Откройте файл “Выручка” в папке “Урок” (Приложение 4) (слайд 4). Даны наименования культур, стоимость и себестоимость 1 тонны каждой из них, общий валовый сбор. Вам необходимо подсчитать общую себестоимость, сумму выручки и прибыль, которую получит предприятие от продажи каждой культуры и сумму всей прибыли. Задания в столбцах голубого цвета относятся к обязательному выполнению. Остальные для тех, кто хочет получить оценку выше. Вы можете пользоваться приведенными на экране формулами. На это задание вам отводится 15 минут. Кому понадобится моя помощь, поднимите руку.

Учитель: Заканчиваем работу. Закончили? А теперь скажите, какое число у вас получилось в ячейке В7. Это сумма баллов, которые вы заработали за этот конкурс. Внесем ее в нашу таблицу “Анкеты”. Сохраните файл “Практическое задание” Ваши анкетные данные будут обработаны, и думаю, что со многими из вас наша фирма захочет сотрудничать.

IV. ИТОГ УРОКА

Учитель: Итак, давайте вспомним, какова была цель нашего занятия.

Ученики: Закрепить навыки работы с электронной таблицей.

Учитель: Как вы думаете, мы достигли этой цели?

Ученики: Да.

Учитель: Какие будут ко мне вопросы?

Учитель: Запишите домашнее задание. Проанализировать и проверить практические задания и оформить отчеты в тетради, повторить дома теоретический материал по данной теме:

(Звучит музыка) (слайд5)

Учитель: А теперь я попрошу вас тоже оценить этот урок.

В вашей анкете есть графа – оценка, пожалуйста, поставьте туда мне оценку за урок.

Рефлексия настроения.

Учитель: Ребята, скоро перед вами откроется дверь в большой взрослый мир. Дай Бог, чтобы вам всегда улыбалась удача. А удача в большей мере зависит от вас. Свой урок я хочу закончить, напомнив вам притчу из Библии о талантах. Не зарывайте свой талант в землю, а развивайте его, стремитесь достичь большего. Учитесь! Творите! И вы обязательно добьетесь успеха! Спасибо вам за урок. До свидания!