Комплексное занятие с применением метода исследовательского обучения. Тема: "Такие разные пуговицы!"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание

Коррекционно-обучающие задачи:

  1. Обобщить знания детей о пуговицах, их назначении, разнообразии по форме, величине, строению, материалу.
  2. Углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов.
  3. Учить выполнять работу по алгоритму, представленному в виде рисунков.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Совершенствовать характер и содержание обобщённых способов обследования предметов с помощью перцептивных действий (по направляющим инструкциям педагога).
  2. Упражнять детей в определении на ощупь формы, строения пуговиц и материала, из которого они сделаны.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  1. Закреплять умение распределять обязанности в подгруппе, помогать друг другу вести исследовательскую деятельность.
  2. Вызвать чувство восхищения совершенством рукотворных предметов.

Речевые задачи:

  1. Совершенствовать речь как средство общения.
  2. Продолжать вводить в речь детей эмоционально-оценочную лексику.
  3. Уточнять высказывания детей, учить высказывать предположения и делать простейшие выводы.

Методы и приёмы обучения

Наглядные:

  1. Рассматривание пуговиц.
  2. Рисуночный алгоритм.

Словесные:

  1. Поисковые вопросы.
  2. Составление предложений о пуговицах.
  3. Проблемная ситуация.

Практические:

  1. Опыт со льдом.
  2. Продуктивная деятельность.
  3. Опыт с магнитом.
  4. Упражнения для глаз.

Игровые:

  1. Игра-путешествие.
  2. Пальчиковая игра.

Материалы и оборудование

  1. Аудиозапись весёлой мелодии.
  2. Пуговицы разной формы, завёрнутые в фольгу (7-10 штук).
  3. Загадка от гномов.
  4. Пуговицы в кусочках льда (3-4 штуки).
  5. Шкатулка.
  6. Аудиозапись таинственной мелодии.
  7. Модель горы.
  8. Большой камень.
  9. Чашка с горячей водой.
  10. Пластмассовые и металлические пуговицы россыпью.
  11. Большой и малые магниты.
  12. Фотографии детей группы (2 штуки).
  13. Основа рамки для фотографий, покрытая двусторонним скотчем (2 штуки).
  14. Разные по цвету и форме пуговицы, пайетки.
  15. Тканевые салфетки (2 штуки).
  16. Вывеска “Мастерская”.
  17. Рисуночный алгоритм (2 комплекта).

Предварительная работа

  1. Изготовление “драгоценных камней”.
  2. Изготовление Горы самоцветов.
  3. Изготовление рисуночного алгоритма.
  4. Сюжетно-ролевая игра “Ателье”.
  5. Игра по подготовке к обучению грамоте “Наборщик”.
  6. Опытно-экспериментальная деятельность по ознакомлению со свойствами воды.

Ход занятия

Звучит аудиозапись весёлой мелодии. Воспитатель предлагает детям отправиться на прогулку. Взявшись за руки, дети идут по группе и подходят к загадочной горе. В горе они видят отверстие – пещеру, вход в неё закрывает камень.

Воспитатель. Дети, вы хотите узнать, что находится в пещере?

Ответ детей.

Воспитатель. Но как нам быть? У входа в пещеру лежит тяжёлый камень.

Предположения детей.

Воспитатель. Давайте произнесём волшебные слова, кто какие знает.

Дети произносят слова (по желанию), отодвигают камень.

Звучит таинственная музыка. Дети достают из пещеры шкатулку с “драгоценными камнями” (пуговицами, завёрнутыми в разноцветную фольгу).

Воспитатель. Как вы думаете, что это за камешки?

Предположения детей.

Воспитатель. Я где-то читала, что сокровища в пещерах прятали гномы. Давайте заглянем в пещеру ещё раз, нет ли там какой подсказки.

Дети находят и читают записку от гномов с загадкой о пуговицах.

Дорогие ребята!

Выложите геометрические фигуры по схеме, и вы узнаете, что за сокровища хранятся в волшебной горе. Желаем удачи!

Ваши друзья гномы.

Дети выполняют задание.

Дети разворачивают фольгу, достают пуговицы, рассматривают их. Каждый ребёнок рассказывает о понравившейся ему пуговице по словесной инструкции педагога: из чего сделана пуговица, какой она формы, на какую одежду её можно было бы пришить и почему.

Воспитатель. Как вы думаете, для чего на одежду пришивают пуговицы?

Ответы детей.

Воспитатель предлагает взять шкатулку с пуговицами с собой и идти дальше.

Воспитатель (шёпотом). Слышите, кто-то плачет? По-моему, нас зовут на помощь.

Дети находят кусочек льда с пуговицей внутри.

Воспитатель. Как же мы можем помочь пуговке вырваться из ледяного плена?

Дети высказывают предположения. Самые практичные из них проверяем (необходимо иметь 3-4 кусочка льда с пуговицами внутри). Освободив пуговицы, дети берут их с собой и идут дальше.

Зрительная гимнастика.

Пальцевые повороты. Ладонь с разведенными пальцами поднести к лицу. Поворачивать голову, направив взгляд сквозь пальцы вдаль – 15 раз.

Поставить указательный палец перед своим носом, поворачивать голову из стороны в сторону, направив взгляд мимо пальца.

"Если головой вертеть,
И на палец не глядеть,
Палец быстро убегает.
Почему, никто не знает".

Дети выходят на поляну, на которой сидят зайчик и медвежонок. Перед ними рассыпаны пуговицы.

Воспитатель. Дети, посмотрите, кажется, игрушки чем-то расстроены. Давайте узнаем, что у них случилось.

Дети спрашивают.

Воспитатель (голосом игрушек). У нас рассыпались пуговицы. Но собрать их нужно не в одну коробку, а по отдельности пластмассовые и металлические. Как это сделать, мы не знаем. Помогите нам, ребята, пожалуйста!

Воспитатель. Ребята, как же помочь игрушкам, как отличить пластмассовые пуговицы от металлических и как их быстро собрать по разным коробкам?

Дети высказывают предположения, проверяют.

Если дети не догадаются сами, воспитатель показывает им магнит. С его помощью дети легко справляются с заданием и идут дальше.

Подходят к столу с табличкой “Мастерская”.

Воспитатель. Хотите зайти в мастерскую?

Ответ детей.

Дети и воспитатель “входят” в мастерскую. На столе лежат две заготовки для фоторамок, пуговицы, пайетки, тканевые салфетки, рисуночный алгоритм изготовления рамки для фотографий.

Воспитатель. Посмотрите, ребята, сколько здесь всего интересного! Расскажите, кто, что увидел.

Ответы детей.

Воспитатель. Ой, смотрите, ваша фотография! Какие вы на ней весёлые, дружные. Только рамочка не очень нарядная, серая. Как же нам её “оживить”, украсить, используя материалы, которые лежат у нас на столах?

Ответы детей.

Воспитатель. Чтобы удобнее было работать, я предлагаю вам разделиться на две команды, по числу фотографий. Обратите внимание, на одном подносе у нас лежат разноцветные пайетки, пуговицы в виде цветочков и сердечек. Кому больше подходят эти декоративные элементы, мальчикам или девочкам? (Девочкам.) На другом подносе вы можете увидеть звёздочки, пуговки и пайетки в сине-голубых тонах, ими могут украсить свою фоторамку мальчики. Если вы захотите, можете объединиться в смешанные группы, из мальчиков и девочек, и выбрать материал по своему усмотрению.

Пальчиковая игра.

“Скрут”.

“Кто живёт под потолком?”

Руки в стороны.

– Гном.

Руки – “колпачок” над головой.

“У него есть борода?”

Руки в стороны.

– Да.

Кисти рук у подбородка.

“И манишка, и жилет?”

Руки в стороны.

– Нет…

Руки – к груди.

“Как встаёт он по утрам?”

Руки вытянуть вверх.

– Сам.

Руки “в боки”.

“Кто с ним утром кофе пьёт?”

Руки в стороны.

– Кот.

Пальчики-“усики”.

– И давно он там живёт?

Руки в стороны.

– Год.

Указательный пальчик правой руки – верх.

“Кто с ним бегает вдоль крыш?”

Руки в стороны.

– Мышь.

Ладошки – “ушки”.

“Ну, а как его зовут?”

Руки в стороны.

– Скрут.

Переплести пальчики обеих рук.

Дети самостоятельно делятся на подгруппы, выбирают материал, приступают к работе по рисуночному алгоритму.

При возникающих затруднениях воспитатель уточняет последовательность работы:

  1. Снять с рамки защитную плёнку.
  2. Разложить пуговицы по поверхности рамки на небольшом расстоянии друг от друга.
  3. Насыпать пайетки, чтобы заполнить пустоты.
  4. Прижать декоративные элементы тканевой салфеткой, стряхнуть лишнее. Рамка готова.

Воспитатель. Обменяйтесь рамками со своими друзьями, полюбуйтесь ими. Как вы считаете, всё ли у вас получилось, что было трудным, что понравилось делать, какие ещё предметы можно было бы украсить таким образом?

Ответы детей.

Воспитатель. На этом наше небольшое путешествие подошло к концу. По-моему, оно прошло с пользой. Что нового вы сегодня узнали, кому помогли, чему научились?

Ответы детей.

Воспитатель. Если вы не возражаете, я предлагаю одну фотографию в новой рамке оставить у нас в группе, показать друзьям, родителям, а вторую подарить нашим гостям на память о нас и нашем сегодняшнем путешествии, в котором они побывали вместе с нами.

Дети дарят фотографию гостям, присутствовавшим на занятии.