Интегрированный урок (литература + история) по теме: "Перебирая наши даты".

Разделы: История и обществознание, Русский язык, Литература


Ход урока

Музыка военных лет

I. Преподаватель истории

II. Преподаватель литературы

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки,
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезли в танки, закрывая люки.
Что вся дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!

Этот день начался не тихой росной зарей, грохотом бомб, свистом пуль и скребли орудийные залпы, смешали с дымом и кроваво-красным огнем. Многие матери отметят этот день в календаре в черным числом.

1-й ученик: 22 июня писатели Москвы, как по боевой тревоге собрались на митинг. На этом митинге председатель Союза писателей А.Фадеев заявил: “Писатели Советской страны знают свое место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером.”

2-й ученик: Впервые же дни войны на фронт в качестве бойцов, командиров, политработников, корреспондентов ушло около тысячи писателей. Литература надела фронтовую шинель и шагнула в горнило войны. Произведения созданные в годы войны, обладают ныне силой документа. Этим же качеством абсолютной достоверности отличаются лучшие художественные произведения о войне, созданные в послевоенные годы.

3-й ученик: Никогда еще наша многонациональная литература не откликалась так единодушно и оперативно на события времени, как годы войны с фашизмом. Гетлеровцы, развязывая войну, рассчитывали возбудить между народами столь многоликого государства национальную жизнь. Но этого не произошло – военные испытания еще больше сблизили народы нашей страны.

4-й ученик: Башкирский поэт М.Карим писал об Украине, которую ему довелось освободить

Довольно слез! Меня послал Урал,
Чтоб ты утерла слезы, Катерина
Я под Уфою землю целовал,
Чтоб ты цвела, как прежде Украина!

Казахский поэт Джамбул Джабаев пишет, обращаясь к блокадному Ленинграду:

Предстоят большие бои,
Но не будет врагам житья!
Спать не в силах сегодня я …
Пусть подмогой будут, друзья,
Песни вам на рассвете мои,
Ленинградцы, дети мой,
Ленинградцы – гордость моя!

Многонациональная литература стала грозным оружием в борьбе народа за свободу своего отечества.

5-й ученик: В годы ВОВ особый подъем пережила поэзия. Стихи в отличие от других видов литературы обладали преимуществом: они способны были гораздо быстрее, оперативнее и эмоциональнее откликаться на постоянно менявшиеся события военного дня

Их можно было увидеть на спичечном коробке, они мелькали на броне танка, мчавшегося в атаку, бросались дождем листовок из самолетов, умещались на газетной полосе рядом со сводкой Информбюро. Возродилась традиция знакомых “Окон Роста”, теперь они назывались “Окна ТАСС”.

В годы войны было написано огромное количество стихотворений.

Стихи и песни Суркова, Симонова, Тихонова, Исаковского, Твардовского и многих других поэтов, опубликованные в центральных и фронтовых газетах. Они поднимались дух воинов, наполняли их сердца любовью к Родине, звали их на подвиг.

III.

Учитель: Но стихотворение Л.Кумача “Священная война” остается в этом ряду непревзойденным (на столе текст стихотворения)

Вопросы:

  1. Какую роль она играла в годы войны? (просьба, приказ, мольба)
  2. Кому обращен призыв?
  3. Как вы думаете, что имеет в виду автор, называя страну огромной? (не территорию, а народ)
  4. Кто обращается к стране с призывом? (Не литературное я , а от имени всего народа).
  5. Как называет автор врагов? (Обратите внимание на слово ярость – это ярость к агрессору, к завоевателю).

Учитель: А теперь послушаем песенный вариант.

Это песня прозвучала в первый раз на 3 день войны на Белорусском вокзале Москвы.

Музыку написал композитор Александров (звучит музыка поют дети)

6-й ученик: Наверное многим из вас известно имя татарского поэта Героя Советского Союза Муссы Джалиля. Трагичной оказалась его судьба. Уйдя на фронт, Комиссар Мусса Джалиль писал пафосные, вдохновляющие бойцов стихи. В 1942 г.будучи тяжело раненным, лишенным возможности сопротивляться, он попал в плен. Но фашистский концлагерь не сломил патриота. Джалиль создал подпольную антифашистскую организацию. Члены подпольной организации распространяли листовки, вели пропаганду среди заключенных, устраивали их побеги. Но его выдал предатель. Джалиль был переведен в берлинскую тюрьму Моабит и приговорен к смертной казни. Поэт был казнен незадолго до нашей победы, его товарищи по заключению сохранили стихи, написанные им в тюрьме. В последствии они были изданы под названием “Моабитская тетрадь”. В него вошли 115 стихотворений. Это стихи о Родине, раздумья о прошлом, размышляющего о будущем. Одним из них является стих. “Варварство”.

7-й ученик: Стихотворение “Варварство”

Вопросы по стихотворению:

1.Какие образы появляются в этом стихотворении?

2. Как изображает автор фашистов? (кучка дикарей, бесчувственные, бесчеловечные).

Вывод какой?

Это стихотворение – свидетельство большой ненависти поэта к фашизму.

IV. Преподаватель истории

8-й ученик: Чтение стихотворения “Жди меня” К.Симонова.

Учитель читает наизусть отрывок из поэмы Твардовского.

V. Преподаватель литературы

Итак, какую же роль играла поэзия в годы войны? Имена каких поэтов- фронтовиков вы открыли для себя сегодня? А какое стихотворение, изученное нами сегодня, произвело на вас больше впечатление?

Какие еще песни военных лет вы знаете? (Катюша, Синий платочек, Темная ночь, Смуглянка и др.)

“День Победы” исполняют учащиеся.