Семинар по проектной деятельности "Роль учителя в гуманитарном проектировании"

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Предмет гордости российского образования в прошлом – большой объём фактических знаний – в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, подавать, или создавать новую.

Проектирование помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении – знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании. Поэтому я занимаюсь практико-ориентированным проектированием со своими учениками.

Как же достичь успеха, занимаясь проектированием? На что надо обратить внимание?

На взаимодействия учителя и учеников. Безусловно, учителю в данной ситуации отведена роль кукловода, но при этом мы не должны быть ни Карабасом Барабасом, ни ветреным Пьеро, т.е. ни авторитарность, ни безразличие в действиях не дадут результатов. И ученики в силу разных обстоятельств не могут быть максимально свободными и самостоятельными. Надо найти золотую середину, при которой самостоятельность и ответственность ученика сочетаются с управлением со стороны учителя.
Степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Даже ученики начальных классов могут быть более самостоятельными, если они уже работали по 1-2 проектам, чем старшеклассники, впервые занятые в проекте.
Тем не менее, каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, степень активности – самостоятельности можно представить в следующей схеме:

Роль учителя весома и значима на первом и последнем этапах. И от того, как учитель отработает свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. Есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

На 2 этапе организуется деятельность детей. Чаще всего я использую групповые проекты. Значит, необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. Если это необходимо, определить роль каждого члена группы. Объединение в группы учитель может поручить ученикам – им лучше известны все «подводные течения» во взаимоотношениях детей. Однако если в классе есть особые дети, требуется вмешательство учителя. Как показывает опыт, всегда найдётся эгоцентричный ученик, желающий работать самостоятельно. Не будем настаивать на чем-либо против его желания – найдем ему работу в проекте, которую он сможет выполнять один. Так работая над проектом «Японские трехстишия. Хокку», девочки не хотели делить свою работу с одним учеником, а он «рвался в проект». И мне пришлось найти ему такую работу, которая не была бы связана с общей: он написал свои хокку и связался по Интернету с любителями японской поэзии. Так на 3 этапе пришлось изменить структуру конечного замысла проекта. Предварительно планировалось получить презентацию и буклеты-задания для школьного урока, словарь художественных образов в хокку. А получили еще благодаря Диме и альманах творческих работ учащихся. Да, работа контролировалась учителем на 2 этапе, но это самостоятельное дело детей.

После того, как работа спланирована, пора действовать. И это уже третий этап. Здесь учитель вообще может «потеряться», т.е. стать таким «малюсеньким наблюдателем». Ребята всё делают сами. НО: учитель, не участвуя в процессе:

  • консультирует учащихся по необходимости;
  • ненавязчиво контролирует;
  • дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость;
  • репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов.

Оснащение всем необходимым и создание условий для самостоятельной работы

Для успешной работы на этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связано выстраивать сообщение, готовить наглядные пособия (буклеты, справочники-словари, тестовые задания и т. д.), вырабатывать структурированную манеру изложения материала. Понадобятся приемы самоанализа и рефлексии – здесь без этого не обойтись.

Особого внимания требует от учителя этап презентации проекта. Учитель обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными.

От учителя требуется активность при:

  • «втягивании» учащихся в рассмотрение темы и проблемы проекта, поддержке взаимодействия детей между собой, а особенно с взрослыми экспертами, консультантами (пример проекта «Герб литературного героя»);
  • работе с материалом – результатом информационно-поисковой деятельности детей (проект «Серебряный век в поэзии 20 века», «Окказионализмы в поэзии А.Блока, И.северянина, В.Маяковского»);
  • при возбуждении рефлексивных действий и запуску самооценивания у учащихся, (пример проектов «По Пушкинским местам», «Чтение с увлечением»);
  • систематизации и выводам по приобретенным знаниям и умениям, по развитию личных качеств и достоинств детей.

Только тогда мы сможем сказать, что проектная деятельность принесла свои плоды и увенчалась успехом. А наш ученик стал героем-первопроходцем, получил заслуженную порцию успеха, самовыразился, утвердился в своих глазах, в глазах учителей, родителей, одноклассников. А раз он реализовался, то в дальнейшем с большим желанием будет заниматься проектированием не только во внеурочное время, но и учебное. И каждая его победа – это ступень к преодолению и постижению самого себя.

Поэтому, проведение окружного конкурса «Ярмарка идей на Юго-Западе» надо координально менять. Особенно процесс оценивания конкурсантов.

Мои предложения таковы:

  • допустить до процесса оценивания учителя, хотя бы на первичной стадии общения с экспертом;
  • экспертом должен быть человек, понимающий психологию ребенка-школьника;
  • добавить несколько опорных школ для проведения 1 тура;
  • учитывать при оценивании работы не только актуальность выбранной темы, но и самостоятельность работы конкурсанта;
  • эксперт не должен негативно оценивать презентацию учащегося, дабы не нанести ему психологическую травму;
  • экспертиза должна иметь четкие критерии понятия «ПРОЕКТ», и четкие критерии оценки (ни в коем случае не по принципу «нравится – не нравится»;
  • учитывать возраст учеников, разделить на 4 возрастные группы:
    • младшие(1-4 классы),
    • средние (5-7 классы),
    • старшие (8-9 классы),
    • старшие (10-11 классы).

Приложение 1