Урок музыки

Разделы: Музыка


Урок разработан для учащихся 8 класса в рамках программы В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Тема четверти: «Мир человеческих чувств».

Тема урока: «Г. Свиридов. Кантата «Курские песни».

Урок: «Вчера или завтра».

Цель урока: сформировать представление о музыке как о смысловом носителе жизненного цикла.

Методы:

  • стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности – соучастие, вокальные импровизации;
  • организации и осуществления учебно-познавательной деятельности – беседа, погружение, анализ музыкального произведения, самостоятельная работа;
  • контроля и самоконтроля – прослушивание, синквейн.

Приемы: активное слушание, работа в группах.

Результат урока: осознать себя как носителя и продолжателя жизненного цикла.

Жанр урока: творческий портрет.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок-размышление.

Форма контроля: синквейн.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, музыкальный центр.

Дидактический материал: печатные тексты песен, чистые листы всем учащимся для контроля.

К данному уроку у учащихся сформированы следующие компетенции: умение анализировать; умение размышлять, а, не получать готовые знания; сочинять вокальные импровизации; умение работать в группах; коммуникативные навыки – умение слушать одноклассников, задавать вопросы, дополнять, исправлять ответы.

ХОД УРОКА

На экране высвечиваются тема урока «Вчера или завтра» и эпиграф урока:

«Часто я вспоминаю свою Родину – Курский песенный край. Россия была богата песней, Курские края – особенно. До пятидесятых годов (как я знаю) хранились в памяти народных певиц и певцов, передаваемые изустно, из поколения в поколение дивные, старинные напевы. Как они прекрасны, как они оригинальны, своеобычны, какая радость – слушать их» (Г.В. Свиридов).

1-й этап. Вхождение в тему урока. Постановка проблемного вопроса

Учитель: Наш урок называется «Вчера или завтра», о прошлом или будущем мы будем говорить сегодня? Я надеюсь, что музыка русского композитора XX века Георгия Васильевича Свиридова поможет нам и станет нашим проводником в прошлое и, возможно, в будущее. Прочитаем эпиграф урока.

Учитель читает эпиграф вслух, дети с экрана.

Учитель: Свиридов очень ценил (как он сам говорил) «синтез слова и музыки» и не случайно он писал музыку к народным словам, возрождая традиции русской песенности. Он говорил:
«Существует искусство – как голос души, как исповедь души. Такова была русская традиция». Как вы думаете, о чём говорил Г.В., о каком искусстве? Почему искусство – этот исповедь души? Давайте вместе попробуем ответить на этот вопрос. Я думаю, к концу урока вы сможете дать свой ответ.
Учитель: Как вы понимаете слово «исповедь»?
Дети: Это откровенный рассказ человека о чём-то личном.
Учитель: Рассказ всем?
Дети: Нет. Самому себе, близкому другу, богу (в церкви).
Учитель: Если богу, себе, другу, то, как человек будет об этом говорить?
Дети: Тихо, сокровенно.
Учитель: А музыкой можно рассказать о чем-то сокровенном?
Дети: Конечно!
Учитель: А какой музыкой – вокальной или инструментальной?
Дети: Вокальной, ведь исповедь – это рассказ, слова. Это будет песня.
Учитель: Вы правы, но я предлагаю вам послушать инструментальное произведение Г.В. Свиридова – «Романс» из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Можно ли это произведение назвать исповедью?

Слушание «Романса».

Дети: Можно, он звучит мягко, медленно, мелодия как будто рассказывает историю чьей-то жизни – печальную и лирическую. Раскрывает душу.
Учитель: Да, Музыкальные инструменты могут нам рассказать исповедь души. Вернёмся к вашему ответу о песне. Какая она может быть по жанру?
Дети: Протяжная, хороводная, обрядовая.
Учитель: Давайте попробуем проверить ваши предположения. Мы познакомимся с народными текстами, на которые Свиридов написал музыку, и создал кантату «Курские песни». Мы разделимся на 3 группы, каждая группа получит текст и будет его анализировать. К концу данного времени группа расскажет о том, как вы поняли смысл песни, и попробует напеть эти слова.

2 этап. Работа в группах. Анализ текстов. Песенная импровизация учащихся

Каждая группа получает текст, работа идет 5 минут. На экране высвечиваются тексты трёх песен. Когда группы анализируют ответы учащихся, они имеют возможность читать тесты всех песен.

Учитель: Пожалуйста, первая группа, ваш текст.

Дети читают текст, также он высвечивается на экране.

Дети: 1 группа – мы думаем, что там говорится о девушке, которой нравится парень, но родители запрещают общаться, происходит конфликт поколений. Здесь говорится: «бранюся».
Учитель: Как вы думаете, как исполняется песня, кто исполняет.
Дети: Исполняет девушка, мелодия звучит плавно, лирично, тихо. Там, где « с отцом, матерью бранюся» – музыка может быть напористой, громкой. Там, где «со милым дружком сойдуся» – мягкой, романтичной.
Учитель: Попробуйте напеть.

Дети напевают по одному или группой. Обсуждение с другими группами.

Учитель: Давайте послушаем, как Г.В. Свиридов почувствовал эти слова и выразил их в музыке. Проверим, ваши предположения.

Звучит первая песня «Зеленый дубок(ы)…»
Анализ музыки с учащимися всех групп, учитель систематизирует ответы учащихся. Проверяется правильность предположений учащихся первой группы. (Средства музыкальной выразительности).

Учитель: Пожалуйста, вторая группа, ваш текст.

Дети читают текст, также он высвечивается на экране.

Дети: Мы думаем, что музыка должна быть очень тихой, приглушенной, т.к. «свечи теплются. Матушка богу молитса». Молитва происходит в тишине, она одна. А дочь просит благословения у матушки. Поёт солист, может быть без сопровождения – a capella. В первой строке может звучать колокол.

Дети напевают по одному или группой. Обсуждение с другими группами.

Учитель: Проверим, ваши предположения.

Звучит вторая песня «В городе звоны звонют»
Анализ музыки с учащимися всех групп, учитель систематизирует ответы учащихся. Проверяется правильность предположений учащихся второй группы.
(Почему появляется мужской хор, звучание набата. Какой темп, динамика, аккомпанемент).

Учитель: Пожалуйста, третья группа, ваш текст.

Дети читают текст, также он высвечивается на экране.

Дети: Мы считаем, что здесь музыка будет похожа на хоровод, т.к. встречаются слова «Ой, да» и слова в строках повторяются. Мама поёт о своей дочери, у которой родился ребенок, она занята семейными заботами и не может гулять с подружками. Музыка грустная, тоскливая, встречаются слова – «горе, лебедоньку, да, моему». Исполняет низкий женский голос – альт, т.к. поёт мама и бабушка, уже взрослая женщина.

Дети напевают по одному или группой. Обсуждение с другими группами.
Звучит третья песня «Ой, горе, горе…»
Анализ музыки с учащимися всех групп, учитель систематизирует ответы учащихся. Проверяется правильность предположений учащихся третьей группы. (Поёт хор, он олицетворяет каждую маму, которая переживает за свою дочь и это происходит из поколения в поколение. В этом тоже своя традиция).

3-й этап. Обобщение урока, подведение итогов, ответ на проблемный вопрос

Учитель: Давайте подведем итоги. Мы разобрали три песни Г.В. Свиридова на народные слова. Вы сами пробовали исполнять их, и мы сравнивали вашу импровизацию с музыкой композитора. Вы рассказывали, как поняли смысл песен. Как вы думаете, почему у вас получилось понять и исполнить песни?
Дети: Возможно, потому что мы – часть нашего русского народа и не только понимаем смысл текста, но и чувствуем музыку, традиции народа нам передаются по наследству.
Учитель: Но ведь вы никогда не слышали этих песен (Курских)…
Дети: Возможно, культура, традиции, уклад жизни заложены в нас генетически, и мы чувствуем этот код на подсознательном уровне.
Учитель: Какой код?
Дети: Повторение жизненного цикла. Семейные ценности. Рождение детей, их воспитание, знания перехотят от матери к дочери, от отца к сыну. Родители учат детей своим примером.
Учитель: Теперь вы можете ответить на вопрос нашего урока? Как вы думаете, о чём говорил Г.В., о каком искусстве?

Цитата высвечивается на экране:
«Существует искусство – как голос души, как исповедь души. Такова была русская традиция» (Г.В. Свиридов).

Дети: О песенном. В песне можно не только музыкой, но и словами передать знания, накопленные народом, будущим поколениям. Поэтому Г.В. говорил «в этом была русская традиция». А музыка помогает не только понять, и почувствовать все оттенки души, с которыми рассказываются эти истории.
Учитель: Есть выражение «открыть душу», народные песни и открывают душу народа. На следующих уроках мы поговорим о том, «была» или «есть» традиция в русских песня передавать душу народа, мы поговорим о современных песнях, их смысле, их «исповеди». И не зря наш урок назывался «Вчера или завтра», прошлое, настоящее и будущее мы видели в этих песнях. А сейчас давайте ещё раз послушаем три песни из кантаты Г.В. Свиридова «Курские песни» и окунёмся в русскую традицию и в искусство, которое передаёт эти традиции.

Слушание песен.

Учитель: Попробуйте в нескольких словах описать ваше отношение к тому, что вы услышали и поняли на уроке.

4-й этап. Контроль

Учащимся раздаются листочки, и проводится синквейн.

Учитель: Всем спасибо, урок окончен.

Методические рекомендации.

  1. В данном уроке можно не касаться инструментальной темы, не использовать «Романс». Я хотела дать понимание об исповеди и в инструментальной музыке; о мелодии, которую может петь не только голос человека, но и голос инструмента как выразителя души и умении музыки без слов передать чувства и разные оттенки настроения.

  2. Анализ текстов можно построить в виде дискуссии со всем классом, а не как самостоятельную работу по группам. Но в такую деятельность будут включены не все учащиеся.

  3. Также можно сначала прослушать песни, а потом анализировать «музыкальную ткань» произведения.

  4. Думаю, что тесты в данном уроке не нужны, т.к. урок направлен больше на развитие эмоционально-чувствительной сферы, на проживание и переживании музыки, а не на получение знаний в музыкальной области.