"Сказочные герои в искусстве"

Разделы: Музыка


Тема: Cказочные герои в искусстве.

Имя: сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок.

Цель:

  • Создать атмосферу радости и выяснить какую роль играет сказка в жизни человека, раскрыть разнообразную жизнь сказочных героев в музыке.
  • Пробуждать интерес к русской классической музыке и живописному искусству.
  • Познакомить детей с инструментальной музыкой М.П.Мусоргского, выяснить какие сказочные герои волновали композитора, и как в разных “музыкальных красках” отражается личностное отношение композитора к персонажам.
  • Углубить представления учащихся об исторических фактах “рождение” Бабы – Яги и Гнома.
  • Совершенствовать музыкальное восприятие, умение анализировать, сравнивать, выделять главное и второстепенное.
  • Развивать ладо-тональный, тембровый слух, музыкальную память.
  • Развивать певческий голос, добиваться стройности звучания, единства в плане исполнения.

Оборудование:

Нотный материал, кассеты и диски с аудио и видео записями деятелей искусства, изображения сказочных персонажей, графические изображения музыкального произведения, энциклопедии и справочники.

Место проведения: гимназия.

I. Организационный момент.

Звучит песня В.Шаинского “В мире много сказок”.

- Как загорелись ваши глаза, когда вы увидели тему нашего урока. Кто же не любит сказку?

Дети: Сказку любят все!

- Нужна ли сказка со своими удивительными героями и причудливым миром сегодня современному человеку? Давайте подумаем сегодня на уроке над этим вопросом.

Оказывается, нет ни одного деятеля искусства будь то художника , композитора или литератора, который бы ни обращался к сказочным сюжетам и отдельным её героям. Сегодня мы “увидим” как же ведут себя сказочные герои в искусстве, какой они живут жизнью. А поможет нам песня из к\ф “Маленький Мук” Дорога добра…

II. Изучение нового материала.

Вокально-хоровая работа над песней.

Мы познакомимся с известным произведением М. П. Мусоргского сюитой

Слинько О.Н. 218-108-780

“Картинки с выставки”. Показ портрета.

- Найдите правильное определение сюиты.

(Дети выбирают из нескольких определений правильное).

Дети: Сюита (фр. Буквенный ряд, последование, чередование) - инструментальное произведение, состоящее из ряда контрастирующих друг к другу частей, не связанных между собой жесткой зависимостью, что допускает исполнение их как самостоятельных пьес.

- Это произведение композитор написал под впечатлением от выставки близкого друга – Виктора Гартмана.

Художник был человеком весёлым, живым, быстрым на разные выдумки и очень требовательным к себе и другим. Совсем неожиданно он умер ещё молодым, в возрасте 39-ти лет.

Чтобы почтить память художника, В. В. Стасов вместе с председателем Общества архитекторов Созюром в феврале 1874 года организовал выставку художника. Были собраны архитектурные проекты, чертежи, эскизы декораций к русским операм и наброски.

Модест Петрович не раз обошёл выставку. Всматриваясь в картины друга, он захотел запечатлеть его “картинки” в музыке.

Из множества экспонатов композитор отобрал всего десять. Если схематически изобразить это произведение, то получится вот что:

- Открывает цикл своеобразный пролог – вступление.

Слушание “Прогулка”

- “Прогулка” (по замыслу композитора под такую музыку посетитель переходит от одной картины к другой).

- Далее следует:

Дети: “Гном”, “Старый замок”, “Тюильрейский сад”, “Быдло”, “Балет невылупившихся птенцов”, Два еврея”, “Лиможский рынок”, “Катакомбы”, “Избушка на курьих ножках. Баба-яга”, “Богатырские ворота в стольном городе Киеве”.

- Какие сказочные персонажи присутствуют в сюите?

Дети: “Гном и “Избушка на курьих ножках. Баба-Яга”.

- На них мы и остановимся.

- Кто ж такой гном?

Ответы детей.

- Каков гном по характеру? Что он делает?

Слушание “Гном”.

Дети: Сквозь хромающую походку и угловатые прыжки фантастического уродца неожиданно проглядывает глубокое страдание - уже не сказочное, а живое, человеческое .

- Что ещё вы услышали в музыке?

Слышны интонации щемящей тоски, боли, одиночества. Кроме того, в музыке слышны причудливые ритмы и скачки, уступающие место нисходящим движениям аккордов.

- А как графически можно изобразить мелодию картинки?

Дети изображают:

- Похож ли гном М.П.Мусоргского на гномика Васю из мультипликационного фильма “Про гномика Васю”?

Ответы детей.

- Какой из изображенных “ гномов ” больше всего схож с гномом из “ Картинок с выставки”.

Ответы детей.

- Почему из множества сказочных персонажей Модест Петрович отдаёт предпочтение именно гному?

Дети: потому что несмотря на внешнюю некрасивость этот человечек переживает те же чувства что и настоящий человек . Это печаль и радость, горе и счастье, тоску и веселье.

- Музыкальная картина “Гном” М. П. Мусоргского уже не простая иллюстрация картины В. Гартмана, это значительное развитие и углубление образа, о котором в своей короткой пьесе композитор успел сказать многое.

- Следующее произведение Виктора Александровича Гартмана понравившиеся композитору, это эскиз часов , на котором художник изобразил домик лесной колдунь, композитор сделал домик обитаемым.

Слушание “Избушка на курьих ножках. Баба-Яга”.

- Какой вы себе представляете Бабу-Ягу?

Ответы детей.

- Композитор хорошо представлял себе облик Бабы-Яги. Однажды он даже появился в её костюме на маскараде в Академии художеств: рыжие космы, мохнатая шапка надвинута на глаза, ноги в онучах, костлявые руки, реденькая бородка на остром подбородке, страшные глаза на размалёванном лице. Колдунья быстро семенила ногами, разметая дорогу взмахами громадной метлы. Такой - смешной и страшной - изобразил её композитор. Его Баба-Яга – настоящая волшебница. Она способна на неожиданные превращения.

- А как вы думаете зачем композитору понадобилось переодеться в костюм Бабы-Яги?

Дети: Чтобы познать её характер, нрав, настроение, то есть внутреннюю сущность. Для того чтобы ярко, достоверно и правдиво передать музыкальный образ колдуньи

- Да, не сделав бы этого вряд ли бы мы поверили композитору, что это Баба-Яга, а не какой- либо другой персонаж.

- Какие музыкальные краски использовал композитор чтобы создать фантастический образ Бабы-Яги?

Дети: регистровые, динамические, темповые, мелодические.

- А знаете ли вы что “Баба-Яга” один из молодых героев русских сказок. Этот персонаж появился только в 17 веке, когда Ермак покинул Сибирь. У языческих народов Сибири и Алтая главное божество носило имя Баба-Яхха. Её идол делали в виде пожилой женщины с горбом и косматыми волосами, сажали в ступу и ставили в избушке на курьих ногах в непроходимых местах тайги. В жертву приносили различных животных, как диких так и домашних, а если в тайге пропадал человек, то говорили что его съела Баба-Яхха. На русичей идолы произвели ужасающее впечатление, что и было, затем перенесено в сказки. Таким образом языческая богиня стала прототипом Бабы-Яги из русских народных сказок. Но в сказках Баба-Яга всегда напоит, накормит, спать уложить, подарит волшебный клубочек и укажет Ивану-царевичу на кощееву смерть. В русских сказках колдунья страшна только на первый взгляд, а на самом деле она всегда помогает главным героям. - А какую мы знаем песню, перекликающуюся с домиком Виктора Гартмана?

Дети: “ Ходики с кукушкой”. П. Синявского.

- Помните, что каждый куплет мы поём с разной интонацией.

Дети исполняют песню.

III. Заключение урока.

- Сегодня с нами говорили деятели разных видов искусств, выражая своё отношение к волшебному, фантастическому миру. Давайте вспомним эти произведения.

Ответы детей.

- Так почему же столько много внимания уделяется сказочным героям в искусстве. Нужна ли сегодня сказка современному человеку?

Дети: сказки сами по себе очень жизненны, а сказочная музыка изобразительное искусство и литература так живописны, что они заключают в себе все представления о волшебном и таинственном. Сказки очень музыкальны: герои в них охотно поют и танцуют, и очень часто эти песни и танцы становятся частью волшебного мира чудес, праздников и светлых надежд.

- Да, сказка - воплощённая мечта человека о прекрасном, чего не хватает в реальной жизни!

- Домашнее задание: придумайте эскизы костюмов Гнома и Бабы - Яги.

Выставление оценок.