Урок русского языка в 3-м классе "Звуки и краски весны"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: Учить связно и последовательно рассказывать о наблюдаемых явлениях; правильно строить предложения; раскрывать тему предстоящего сочинения; обогащать словарный запас учащихся; повторять правописание трудных слов.

Средства наглядности: выставка рисунков на тему “Как я вижу весну”; компьютерная поддержка: слайды, карточки, музыкальное сопровождение: Вивальди “Весна”, Чайковский “Подснежник”.

Ход урока

1. Организационный момент:

Звучит музыка А.Вивальди “Весна”.

Учитель. Ребята, какое сейчас время года?

Долго длилась зима в этом году, надоело нам слушать завывание вьюг и метелей. Со светлой надеждой ожидали мы приход весны. Наступала она робко, неуверенно, но так красиво. О весне можно говорить словами, музыкой, красками.

На экране появляется слайд темы урока “Звуки и краски весны”.

Рассматриваются рисунки учащихся. Учащиеся рассказывают, что они хотели выразить в своих работах.

2. Постановка проблемы.

Учитель читает стихотворение, а на экране демонстрируются слайды, соответствующие содержанию текста.

Упал сосулькой март к ногам,
И потекли ручьи по склонам
Навстречу солнцу и ветрам
С неумолкающим трезвоном.

Глядится лес в голубизну,
Вершины сосен запрокинув,
И видит, как, неся весну,
Косяк стремится журавлиный.

3. Сообщение темы и целей урока.

Учитель. Началась та чудная пора , когда природа, пробудясь ото сна, начинает жить полною, молодою, торопливою жизнью: когда все переходит в волнение, движение, звук, цвет, запах. Сегодня мы постараемся наши чувства выразить на бумаге, то есть выступим в роли писателей. Мы будем готовиться к написанию сочинения о весне. Чтобы сочинение получилось интересным, живым, следует использовать средства выразительности письменной речи: сравнение, олицетворение.

4. Работа по теме урока.

На экране появляется слайд во время ответов учеников:

Весна света - Март.

Весна воды - Апрель.

Весна травы и цветов - Май.

Учитель. В народе считают, что в природе бывает три весны.

Первая весна - света. Это какой, по-вашему, месяц? (Март.) Почему? (Потому что дни стали длиннее, небо светлее.)

- Вторая весна-весна воды. Это какой месяц? (Апрель.) Почему? (Потому что в апреле начинается таяние льдов , разлив рек, наводнения. В этом месяце всегда много воды .)

- А весна травы, цветов – это какой месяц? (Это май, потому что в мае цветут сады, распускаются листья на деревьях.)

- Весну в своих произведениях часто воспевали композиторы. В начале урока вы услышали фрагмент из произведения Антонио Вивальди “Весна”. Художники на своих полотнах писали красками весну, поэты слогали стихи, народ - песни пословицы, поговорки. А кто знает, какая птица весну открывает? ( Весну открывают грачи.

В народе считают , что с прилетом грачей начинается весна.)

На экране появляется картина Алексея Саврасова “Грачи прилетели”.

- Как ещё в народе говорят о грачах? (Грач на горе- весна на дворе.)

- Перед вами картина Алексея Саврасова “ Грачи прилетели”, лучшая картина художника

- Прилетели первые вестники весны-грачи. С весенними криками они летают над деревьями, хлопочут о жилье.

- Какие краски преобладают на этой картине?

- Представьте себя на том месте, которое изобразил художник. Какие звуки можно услышать, всматриваясь в эту картину?

- В марте наблюдаются очень интересные явления на небе: низкие серые облака сменяются красивыми белыми кучевыми. Изменяется снег, появляются проталины.

- Какие же словосочетания или фразы можно записать, обобщая наблюдения за изменениями в природе, происходящими в марте?

Запись на доске и в тетради:

Март: грязный снег, темные проталины , крикливые грачи, звонкая капель, картавые грачи, вестники весны.

- В нашей записи существительные, прилагательные, но ведь наши чувства выражают и глаголы. Я предлагаю вам следующее задание (на экране появляется текст).

В данных предложениях пропущены глаголы. Пользуясь справкой, вы должны вставить нужный глагол, который ярко и красочно передаст настроение весны.

________радостная весна. ________ последний снег в лесу. Лес ________после зимнего сна. В синем небе ________стайки птиц.

С л о в а  д л я  с п р а в о к:

наступила, приходит, исчезает, пробуждается, просыпается, вьются.

(Учащиеся комментируя, записывают предложения в тетради.)

Физкультминутка.

Весна, весна! Пришла весна!
(Хлопки в ладоши.)
Тепло на крыльях принесла.
(Прыжки на месте.)
И вот на самом солнцепёке
(Ходьба.)
С поднятой гордо головой
Расцвел подснежник голубой.
(Руки в стороны.)
Он весь пушистый, серебристый
(Приседания.)
На солнце маленький стоит.
(Прыжки.)
Посланец он весны надёжный
Он не боится холодов.
(Наклоны туловища.)
За ним придут цветы другие,
Он первенец среди цветов.
(Повороты вправо – влево.)

Учитель: Как разнообразна весна! Только что мы говорили о весне света, о том, что снег начинает таять, как перед нами уже другая весна, весна воды.

На экране картина Левитана “Весна. Большая вода”.

- Это полотно Исаака Ильича Левитана “Весна. Большая вода”. Почему же художник назвал свою картину не просто “Весна”, а “Весна. Большая вода”? (На картине изображен большой разлив, который бывает не каждый год.)

- Какие цвета преобладают на этой картине, почему?

- Посмотрите на другой берег реки. Что вы видите?

- Но не все строения затоплены, почему?

- По-видимому, это бани. Их обычно строят у реки. Затапливает их только тогда, когда река сильно разливается. Вы знаете, что реки разливаются в апреле. Об этом весеннем месяце народ тоже сложил поговорку:

Февраль богат снегами, а апрель водой.

- Родина слова “апрель” - Древний Рим. Оно означает теплый , солнечный. А сейчас послушайте одну из пьес Петра Ильича Чайковского об этом времени года “Апрель. Подснежник”. Прослушивая пьесу, скажите, что вы представили?

Звучит музыка П. И. Чайковского “Апрель. Подснежник”, на слайде – подснежник.

Учащиеся записывают на доске и в тетради словосочетания и фразы.

Апрель: говорливый ручей, первые цветы.

- Продолжим эту работу, выписывая словосочетания из текста, который у вас на карточках. Это отрывок из рассказа Георгия Скребицкого “Четыре художника”.

“Вот стоит перед Весной-красой лес хмурый и унылый. Взяла она тонкие нежные кисточки, тронула зеленью ветви берёз, а на осины и тополя поразвесила длинные сережки. На склоне оврага кусты черемухи покрыла мохнатыми гроздьями белых цветов”.

Учащиеся комментируют выписанные словосочетания, записывая их в тетрадь.

- От весеннего тепла оттаивает почва. В ней накапливается много влаги. Расцветают сады, начинается весна зелени и цветов – май. Послушаем стихотворение Некрасова “Зелёный Шум”.

Стихотворение читает ученик, а на экране демонстрируется слайд “Зелёный май”.

Идёт-гудёт Зелёный Шум,
Зелёный Шум, весенний шум!
Играючи, расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнёт кусты ольховые,
Подымает пыль цветочную,
Как облако: всё зелено,
И воздух, и вода!
Идёт-гудёт Зеленый Шум,
Зелёный Шум, весенний шум.

- Какое настроение слышится в данных строках? Чем оно наполнено? (В этих строках мы слышим радость, восторг, ликование. Зеленый Шум – это и зелень молодых листьев, и их шепот от легкого дуновения ветерка.)

- На что указывает зеленый цвет? (Зелёный цвет – это цвет жизни, т.к. весной оживает природа.)

На экране – первоцветы.

- Вы правы, май – это трава, это цветы, это жизнь.

Мы много говорили о весенних изменениях в мае, теперь запишем словосочетания, относящиеся к маю.

Май: яркая зелень, высокое голубое небо, шепот молодых листьев, лёгкое дуновение ветерка.

Н а  э к р а н е  т е м а  с о ч и н е н и я: Звуки и краски весны.

5. Написание сочинения.

Учитель. Теперь вы можете приступить к сочинению “Звуки и краски весны”. В вашем распоряжении весь материал, записанный сегодня в тетради, материал наблюдений, накопленный во время весенней экскурсии. Кто-то из вас захочет написать о весне света, кто-то о весеннем разливе, а кому-то нравится весна зелени и цветов. Но, может, кто-то из вас будет писать о весенних изменениях вообще.

Учащиеся пишут сочинения, лучшие сочинения учитель зачитывает.

6. Итог урока.

Учитель. Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что больше всего вам понравилось? Что для вас было наиболее трудным?