Урок-презентация проекта "Живое рядом"

Разделы: Начальная школа


Тема. «Живое рядом».

Цели проекта:

  • составить рекомендации для кабинетов начальных классов по уходу за растениями и озеленению;
  • научить детей самостоятельному поиску необходимой информации по уходу за комнатными растениями и озеленению комнат;
  • способствовать формированию умений обосновывать доказательство своих исследований в процессе анализа учебной информации по уходу за растениями;
  • научить учащихся работать коллективно по теме проекта;
  • развивать исследовательские умения, мыслительные операции, творческие способности, речь;
  • умение делать презентацию проекта;
  • воспитывать чувство ответственности за порученное дело.

Задачи:

  • обучить учащихся навыкам проектной деятельности;
  • оформить результаты своих наблюдений, исследования в виде рекомендаций для каждого кабинета по уходу за комнатными растениями и озеленению классных комнат;
  • внедрить элементы исследовательской деятельности при подготовке проектов.

Оборудование: плакаты, диаграммы, папки с рекомендациями, иллюстрации, рисунки с изображением комнатных растений.

Возраст учащихся: 9-10 лет (4 класс).

Время работы над проектом: 3 недели.

Режим работы: использование учебных часов (уроков окружающего мира, ИЗО), внеурочное время.

Специфические умения и навыки, необходимые учащимся для работы над проектом: умение находить нужную информацию из различных источников, составлять рекомендации по уходу за комнатными растениями индивидуально для каждого кабинета.

Мотивация к работе: удовлетворение от результатов собственного труда, коллективный интерес, стремление к самореализации.

Дополнительно привлекаемые участники: преподаватель биологии, школьный библиотекарь.

Процедура проведения проекта.

Этап 1. Разработка проектного задания

Задачи этапа – определение темы проекта, уточнение целей, формирование творческих групп и распределение в них ролей постановка задач для каждой группы, определение источников информации.
Класс делится на 4 группы, которые получают задания: собрать материал о видах комнатных растений в кабинетах начальных классов, об условиях их содержания; составить рекомендации по уходу за растениями и их размещением в классных комнатах. 1 гр. – 24 кабинет; 2 гр. – 26 кабинет; 3 гр. – 28 кабинет; 4 гр. – 29 кабинет.

Этап 2. Разработка проекта

Задачи этапа – сбор и уточнение информации, консультация учителя биологии, корректировка действий учащихся.
Учащиеся самостоятельно работают в группах. Учитель наблюдает и консультирует.

Этап 3. Исследование

Задачи этапа – наблюдение за условиями содержания комнатных растений, определение основных заболеваний и их, выработка рекомендаций для каждого кабинета.

Этап 4. Оценка результатов

Задачи этапа – анализ выполнения проектных заданий, оформление результатов, подготовка к представлению материала на уроке – презентации.

Этап 5. Защита проекта

Урок-презентация

Задача этапа – коллективная защита проекта.

Ученики выступают перед одноклассниками и экспертами, в роли которых выступают учителя биологии, начальных классов.

ХОД УРОКА

Столы в классе стоят вдоль стены и окон. В середине класса лежит ковер, на котором стоит журнальный столик с образцами распространенных в кабинетах начальных классов цветов. Дети сидят за столами по группам.

На доске:

  • плакат со словами И. В. Гёте

«Растения подобны несговорчивым людям,
от которых мы можем добиться всего,
если в общении с ними учитываем их характер»;

  • таблицы:
    • «Семейства»,
    • «Ошибки в уходе»,
    • «Болезни растений»;
  • диаграмма «Характеристика комнатных растений в кабинетах начальных классов»,
  • планы кабинетов №24,26,28,29;
  • выставка рисунков «Мой любимый цветок»

Учащийся, представитель 1 группы. Тяга человека к прекрасному проявляется в стремлении приблизить к себе хотя бы кусочек живой природы. Связь человека с природой осуществляется в основном через растения. Мир растений многообразен и среди этого многообразия особое место занимают комнатные растения. Они радуют нас, помогают справиться с плохим настроением, улучшают экологию, энергетику пространства. Комнатные растения в домашних условиях стали выращивать еще в Древней Греции. Сначала выращивали только лекарственные культуры, но позже стали разводить и для украшения помещений.
Большинство комнатных растений – пришельцы из разных областей земного шара с разными климатическими условиями. Поэтому, попадая в несвойственные им условия квартир, веранд, балконов они часто болеют и гибнут.

Представитель 2 группы. Как подобрать цветок, которому будет хорошо? Где его разместить? Как за ним ухаживать? Чем болеют растения и как им помочь?
С просьбой ответить на эти вопросы обратились к нам учителя начальных классов, которые хотели бы видеть в своих кабинетах здоровые и ухоженные растения. Мы, ученики 4 класса, путем сбора информации, исследования и наблюдений попытались ответить на эти вопросы. Для этого были созданы 4 группы, каждая из которых составляла рекомендацию для каждого кабинета, учитывая его особенности.

Представитель 3 группы. При исследовании комнатных растений было выявлено разнообразие растений и среда их обитания.
Мы узнали, что в кабинетах начальных классов находится 46 видов растений. Они относятся к разным семействам. Больше всего растений относятся к таким семействам как:

Из них: теплолюбивых – 22%, светолюбивых – 70%, влаголюбивых – 52%, 72% хорошо растут при умеренной температуре, 6% – в прохладных помещениях.

Характеристика комнатных растений в кабинетах начальных классов

Расположены цветы на подоконниках, шкафах, подставках, столах.

Представитель 4 группы. Для того чтобы растение нормально развивалось и радовало нас ему необходимо создать благоприятные условия. Главными условиями для нормального развития комнатных растений являются свет, тепло, влажность почвы и воздуха, содержание минеральных веществ.
В два кабинета: 28 и 29 поступает больше света, окна у них выходят на восточную сторону, а кабинеты 24, 25, 26 – на западной, но света поступает недостаточное количество из-за постройки, находящейся вблизи, также мы обнаружили, что не за всеми растениями осуществляется правильный уход.

Самыми распространенными ошибками являются: неправильный полив, неправильное расположение растения по отношению к источнику тепла и света, бедная минеральными веществами почва.

БОЛЕЗНИ РАСТЕНИЙ

Многие из них болеют, выглядят безжизненно. Самыми распространенными заболеваниями являются: серая гниль, «черная ножка» (от переувлажнения почвы), пятнистость листов (наличие бактерий). Болеют 15 % всех растений.
На основании этих данных мы пришли к выводу, что нельзя давать всем одинаковые рекомендации по озеленению кабинетов, поэтому группы проводившие исследование и наблюдения разработали рекомендации для каждого кабинета.

Выступление первой группы

Наблюдая за растениями 24 кабинета, мы увидели, что из всех растений светолюбивых – 6, из них 3 хорошо растут в прохладных помещениях, это лимон, молочай, толстянка. Поэтому в зимний период их можно разместить на подоконниках. Растения, которым необходима полутень, это фиалка, бегония, рипсалидопсис, циссус, хлорофитум, лучше всего разместить недалеко от окна, чтобы на них не падали прямые солнечные лучи. Хлорофитум можно поместить в подвесные кашпо. В этом кабинете есть растения, относящиеся к семейству пальмовых. Пальмы любят свет, поэтому располагать их нужно ближе к окну, часто опрыскивать. Всем без исключения растениям нужен полив, но надо знать потребность каждого комнатного растения. Избыточный полив или недостаток приводит к повреждению и гибели. В 24 кабинете есть растения, которым нужен обильный полив, это лимон, циссус, бальзамин, но в зимний период поливать их надо умеренно. Остальные растения следует поливать 1-2 раза в неделю. Для этого кабинета хорошо подошли бы растения, которые любят полутень: сансевьера, аспидистра, филодедрон.

Выступление второй группы

Исследуя комнатные растения и условия их содержания в кабинете 26,мы обнаружили, что в помещении всего одно окно, поэтому количество солнечного света поступает очень мало. В нем насчитывается 8 видов комнатных растений. Один находится на шкафу, остальные на подоконнике. Преобладают растения, которым нужна полутень, поэтому их лучше всего разместить на шкафу или полках, недалеко от окна. Только 3-м цветам необходим яркий свет (молочай, гипоэстес, гибискус). Для такого растения как эпипремнул – это лазающая лиана, можно в качестве опоры использовать веревку, шнур, по которому оно будет цепляться и виться. К нему можно добавить плющ, циссус. Они любят полутень и хорошо подойдут к этому кабинету. При правильном уходе из таких растений можно сделать зеленые стенки, что позволит озеленить класс. В результате наблюдения мы увидели, что в кабинете мало цветущих растений, поэтому можно посадить такие растения, как колерия, рипсалидопсис, фиалка или растения с оригинальными листьями, которые тоже могут служить украшением интерьера. Очень важно для цветов этого класса искусственная подсветка.

Выступление третьей группы

Наша группа проводила наблюдения за цветами 28 кабинета. Этот кабинет светлый, с умеренной влажностью и температурой. В нем находится 11 видов растений. Из 5 светолюбивых – 3 цветка хорошо растут в прохладном месте, это алоэ, эхипопсис, кактусы, поэтому их можно в зимний период поставить вблизи окна, остальные отдалить. Большинство растений этого кабинета – влаголюбивые. Вода имеет огромное значение для всех процессов, происходящих в растении. Режим полива должен быть строго индивидуален для каждого растения. Лучше всего использовать дождевую воду, но можно использовать и обычную водопроводную, постоявшую в открытой посуде 1 день. Пользуясь этими правилами можно избежать многих болезней у растений. Из-за несоблюдения режима полива некоторые цветы в этом классе имеют нездоровый вид. Следует также обратить внимание на почву, в которую надо внести удобрения.
Мы увидели, что некоторые растения этого кабинета расположены на столах, лучше разместить их на полках, подставках, в подвесных кашпо. В этом классе окна обращены на восток, что позволяет выращивать любые комнатные растения. Мы рекомендуем увеличить количество цветущих растений, с разным периодом цветения. Каланхоэ цветет зимой, глоксиния, спатифиллум – весной, пеларгония – лето и осень. Тогда в кабинете круглый год будут цвести цветы.

Выступление четвертой группы

29 кабинет, в котором наша группа проводила наблюдения, умеренноосвещенный, теплый, с пониженной влажностью. В нем растет 14 видов растений. Среди них больше всего растений тенелюбивых, мало цветущих растений. Цветы стоят у окна на столике, на полу, на подоконнике, на шкафу. Есть редкие для нашей школы растения (золотой ус).
Из-за низкой влажности таким растениям, как сингониум, руэлия, колеус, гибискус, гипоэстес, дуранта необходимо опрыскивание. Влажность воздуха является одним из самых важных факторов, оказывающих влияние на рост и развитие комнатных культур. При низкой влажности цветки начинают опадать, засыхать листья поникают, приобретают желтую окраску. Для этого кабинета мы рекомендовали бы развести растения, которые хорошо растут при низкой влажности такие, как гиппеаструм, зефирантес, каланхоэ, колерия. Некоторые растения нуждаются в пересадке в более просторный цветочный горшок и замене почвы. Хотим посоветовать изготовить полки, подставки для цветов, чтобы создать комфортные условия для их роста и развития.

(Свои выступления участники каждой группы сопровождают показом представителей комнатных растений, выставленных на столе в центре класса)

Представитель 1 группы. Выращивание комнатных растений сопряжено с множеством самых разнообразных проблем. Чтобы вовремя обнаружить первые признаки загнивания, или симптомы недостатка света нужно внимательно осматривать его, заглядывать под листья. При установке причин надо незамедлительно принять меры. Всегда пользуйтесь следующими правилами ухода за комнатными растениями:

  1. Не сажайте растение в зараженную почву.
  2. Не сажайте слабое, больное растение.
  3. Не размещайте растения на сквозняках; возле радиатора отопления, если нельзя обеспечить повышенную влажность воздуха; в неосвещенных местах, в холодных помещениях.
  4. Своевременно поливайте.
  5. Удаляйте увядшие цветки и отмершие листья.
  6. Правильно ухаживайте за каждым растением.

Представитель 2 группы. В результате наших наблюдений и исследования мы составили памятки, рекомендации для каждого кабинета начальных классов, которые мы надеемся помогут при уходе за комнатными растениями. Мы надеемся, что в следующем году в классах будет много красивых, здоровых, цветущих растений, которые будут нас радовать.

Представитель 3 группы.

Цветы, как люди, на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца обогревая,
Как маленькие теплые костры.

К.Жанэ

Представитель 4 группы.

С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою.

Р. Гамзатов

Этап 6. Оценка результатов

Участники проекта делятся мнениями, отвечают на вопросы:
– Понравилось ли участвовать в данном проекте? Чем?
– Над чем можно еще поработать?

Оценка экспертами результатов проекта.

Литература:

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара, 2004.
Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. – М., 2002.
Герасимов С.О., Журавлев И.М. Комнатное цветоводство. – М., 1992.
Капранов Н.Н. Комнатные растения в интерьере. – М., 1999.