Открытый урок на тему "Жилища на Руси"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока

Обучающая: сформировать представления о том, как была организована жизнь наших предков, познакомить с разнообразием их жилищ, показать зависимость жилища от природных условий, сравнить современные жилища со старинными.

Развивающая: развивать наглядно образное и логическое мышление, воображение и творческие способности, умение проводить сравнительный анализ и извлекать информацию из иллюстраций и учебного текста.

Воспитательная: воспитывать уважение к старине, желание следовать нравственным принципам наших предков.

Оборудование: учебник “Введение в историю” Саплина 4 класс; карточки с заданиями, фотографии и рисунки жилищ, их макеты, иллюстрации ландшафтов, видеокассета с мультфильмом “Сказка о золотой рыбке”, портрет Пушкина А.С., макет машины времени, заготовки для написания синквейна, “дом” для составления синквейна, наборы пазлов для работы в группах, аудиокассета, пироги для угощения.

План урока.

  1. Организационный момент. Рефлексия.
  2. Актуализация знаний и мотивация получения новых.
  3. Изучение нового знания
  • эвристическая беседа
  • постановка проблемных вопросов
  • создание проблемной ситуации
  • самостоятельная работа с текстом

4. Первичное закрепление.

5. Обобщение полученных знаний, подведение итогов урока.

Орг. момент.

Здравствуйте, ребята!

В наш чудесный светлый дом сегодня пришло много гостей. Давайте поздороваемся с ними, улыбнемся им, улыбнемся друг другу, улыбнемся сами себе.

Сегодня у нас урок по теме: “Какие на Руси были жилища”

Актуализация знаний.

У нас сегодня не обычный урок, а урок - путешествие во времени, в давние времена, к нашим предкам. Путешествуя, мы будем выполнять с вами различные задания, и за каждое выполненное задание вы будете получать карточку. Собрав их все, вы прочитаете послание, которое дошло до нас из глубины веков.

А попасть в эти давние времена нам поможет машина времени.

Но прежде, чем отправляться в путешествие, давайте вспомним, кто они, наши предки?

(люди, жившие до нас)

А как звались именно наши предки? (славяне) А вы знаете почему?

(варианты ответов: славились чем-то, добывали себе славу и т. д.)

Река Днепр называлась раньше Славутич, поэтому люди, жившие по берегам этой реки, названы были…

Где мы можем узнать об этом? (Книги, учебники, летописи)

-А что такое летопись?

(дополнительный материал: летопись – это ежегодное описание событий).

МЫ ГОТОВЫ ОТПРАВИТЬСЯ В ПУТЬ, поэтому закрываем глаза и сейчас машина времени перенесет нас во времена, когда жили наши предки.

(учитель включает машину времени, звучит музыка, дети закрывают глаза)

Наше путешествие началось.

И вот мы прибыли к нашим предкам.

(На доске иллюстрация “Первобытный человек”)

(Приложение 1)

Перед нами человек, который жил сотни лет назад. Как вы думаете, каким было его жилище? Где он мог жить?

(варианты ответов)

Давайте прочитаем об этом (с.54, 2 абзац)

С древнейших времен человек заботился о том, чтобы защитить себя от хищников, от непогоды, сделать свое жилище удобным и безопасным. Первым домом, который дала человеку природа была пещера.

(Приложение 2)

Почему удобно жить в пещере?

А чем неудобно?

Вы увидели первое жилище человека, а теперь отправимся в другое время.

Закрываем глаза и отправляемся в путь. Мы в невесомости, руки свободно и плавно двигаются

(Музыка)

(На доске вывешиваются рисунки жилищ людей)

(Приложение3)

Мы прибыли на место.

Посмотрите, в каких же жилищах теперь живут люди?

Как они называются?

(Шалаш, мазанка, землянка)

Скажите, а в какой сказке мы с вами встретим землянку?

Кто написал эту сказку? Давайте посмотрим небольшой отрывок.
Удобно ли жить было в них?

И человек стал думать, как сделать свой дом удобным для жизни. И вот, что ему помогло.

Чтение отрывка “ЛЕС” (самостоятельно в учебнике)

В те давние времена леса были повсюду. Густые, непроходимые. Лес играл большую роль в жизни славян. Жили они в суровых условиях. Лето было теплым, но коротким, осень – дождливая, а зима – холодная. Лес помогал не замерзнуть от холода, давал дрова. Деревья служили для постройки жилищ.

Из чего стали строить жилища?

Как называется жилище из бревен? ИЗБА.

При затруднении криптограмма.

(Приложение 4)

В древнерусском языке слово ИЗБА писалось так ИСТБА и означало баня, теплое помещение.

Значит, изба - это то место, где ТЕПЛО.

Чтение отрывка ИЗБА (вслух по цепочке)

Дом на Руси назывался изба. Избы наши предки строили из бревен. Главной заботой было – сохранить тепло во время долгой зимы. Окна делали очень маленькими, двери – низкими, с высоким порогом. В каждой избе была печь. Она занимала главное место, потому что давала тепло и использовалась для приготовления пищи.

В других районах нашей страны были другие жилища, вот они перед вами.

(Приложение5)

(иглу, чум, юрта)

Из чего их делали, где в них жили?

(Рисунки: степь, лес, тундра.)

(Приложение 6)

Подумайте, где, в каких районах их встретим.

Иглу сделано изо льда и т.д. на севере

Чум- тундра

Юрта – степь

Вы добились отличных результатов, и вот вам часть послания.

( на доске прикрепляется)

НЕ КРАСНА ИЗБА

Какие же жилища были у славян? Назовите их еще раз.

Изба, мазанка, землянка, шалаш, пещера.

Практическая работа.

Сейчас мы будем работать в группах по 4 человека, внимательно выслушайте задание, и выполняйте его дружно, сообща. (Каждой группе дается конверт, в котором лежат пазлы и описание того жилища, которое должно получиться)

Пазлы делает учитель из копий иллюстраций тех жилищ, которые показывались на уроке. Иллюстрация разрезается на части и ламинируется.

А теперь попробуйте по описанию, данному каждой группе узнать, что за жилище вы должны построить из пазлов, которые лежат в вашем конверте. Мазанка - это жилище, построенное из веток, жердей, обмазывалось глиной.

Изба – на строительство этого жилья шли бревна, внутри была печка

Шалаш - это жилище сооружалось из веток, жердей, трав, которые люди находили поблизости.

Землянка – это жилище появилось раньше, чем изба, упоминалось в сказке.

Пещера - самое первое жилище человека, данное природой.

Составляют пазлы и показывают, что получилось, используя рисунки на доске.

Один человек из группы выходит, читает задание и показывает на доске.

Молодцы, и с этим заданием вы справились превосходно, вот следующая карточка.

УГЛАМИ, А КРАСНА

А сейчас сложнейшее задание.

Мы будем писать с вами СИНКВЕЙН, стихотворение из 5 строк, в котором выражены наши чувства, отношение к чему-то.

Первая строка - одно главное слово, тема нашего урока.

Вторая строка – два прилагательных, поясняющих слово Жилище.

Третья строка – 3 глагола, для чего нужны жилища.

Четвертая строка – короткое предложение, передающее смысл, настроение, твое отношение к этому слову.

Пятая строка – одно слово, что ты представляешь, когда говоришь слово “жилище”.

Попробуйте, работая в парах написать свой синквейн.

( Желающие, зачитывают свои работы)

Молодцы, и вот вам последняя карточка.

ПИРОГАМИ.

Можете разгадать, что же напечатано на этих карточках?

НЕ КРАСНА ИЗБА УГЛАМИ, А КРАСНА ПИРОГАМИ.

Первичное закрепление.

О каком жилище говорится в этой пословице? Про какие еще жилища мы говорили на уроке?
А какие до сих пор мы можем увидеть, в каких и сейчас живут люди?

О чем еще хотелось бы вам узнать?

Давайте прочитаем хором эту пословицу еще раз.

А как вы понимаете эту пословицу?

Молодцы! Вы отлично поработали, за хорошую работу вам награда, любимое блюдо наших предков славян – пироги.

А теперь закроем глаза, и машина времени нас вернет домой, в 21 век.

(Машина гудит и проговаривает)

Счастливого вам пути, путешественники!

Приложение 1.

Иллюстрация первобытного человека.

Приложение 2.

Пещера.

Приложение 3.

Мазанка, шалаш, землянка.

Приложение 4.

Криптограмма

Приложение 5.

Иглу, чум, юрта, изба.

Приложение 6.

Лес, степь, тундра, север.