Обработка числовой информации. Электронная таблица MS-Excel

Разделы: Информатика


Цели:

образовательные:

  • повторение знаний учащихся о формах представления числовой информации в компьютере;
  • формирование знаний о возможностях электронных таблиц;
  • обучение учащихся работе с электронными таблицами и применению их в повседневной жизни;

развивающие:

  • формировать интерес к учению;
  • развивать познавательные интересы, творческие способности;
  • прививать исследовательские навыки;

воспитательные:

  • воспитание активности учащихся;
  • привитие навыков самостоятельной работы;
  • обеспечение сознательного усвоения материала;

Формы работы на уроках: устная, письменная, индивидуальная, практическая работа.

Оборудование урока:

  • компьютеры (9 шт.) с операционной системой MS - Windows XP и MS-Office XP;
  • мультимедийный комплекс;
  • программа-презентация по теме урока (Приложение 1, Приложение 3, Приложение 4);
  • практические работы.

ХОД УРОКА

I. Орг. момент

II. Повторение

- История обработки числовой информации с древних времён: от пальцев и абака и до компьютера.

- Базы данных и их виды (обратить внимание на реляционные БД) – таблицы.

III. Изучение нового

1. Беседа с учащимися

- Часто ли нам приходится считать?

(- Да. Например, в магазине; при оплате международных звонков; при оплате за электроэнергию; при подсчёте сметы на ремонт; при расчёте расхода бензина; при учёте фондовых взносов…)

- У кого работа связана с расчётами?

  • у продавца
  • у товароведа
  • у бухгалтера
  • у инженера ;
  • у учёного
  • у учителя.

- Какой из этого можно сделать вывод?

(- Всем необходимо средство для облегчения и упрощения расчётов.)

2. Объявление темы и цели урока, постановка проблемы

2.1.Вводная беседа

- Давайте представим, что у каждого из нас есть магазин (продуктовый, бытовой химии, бытовой техники, канцелярских товаров и т.д.). В этом магазина много разного товара. Необходимо отслеживать поступление товара, его остаток и т.д. В наличие, как средство для подсчета товара, у нас имеется калькулятор. Ваши действия? (можно подсчитать остаток, выручку, стоимость и другое)

- А возможно ли увидеть сводную ведомость подсчета нашего товара? (Нет)

- Почему? (Потому что калькулятор не обладает свойством вывода информации на печать)

- Тогда как быть? (Записывать данные вручную – это долго и неудобно)

- Так вот, существуют специальные табличные процессоры, которые позволяют производить расчетные операции с данными и выводить всю информацию на печать.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с вами с ещё одним способом обработки числовой информации и в данном случае с ЭТ - MS-Excel [ik’s l]- иксэл.

- А какие способы обработки числовой информации нам известны? (калькулятор, массив и т.д. )

- Цель урока: выяснить основные возможностями электронных таблиц.

- Проблема: Считать или не считать?

Вот в чём вопрос. А если считать, то как?

Если вычислений много, а времени мало, то доверьтесь электронным таблицам…

- Идея создания электронной таблицы возникла у студента Гарвардского университета (США) Дэна Бриклина (Dan Bricklin) в 1979 г. Выполняя скучные вычисления экономического характера с помощью бухгалтерской книги, он и его друг Боб Франкстон (Bob Frankston), который разбирался в программировании, разработали первую программу электронной таблицы, названную ими VisiCalc.

- Новый существенный шаг в развитии электронных таблиц - появление в 1982 г. на рынке программных средств Lotus 1-2-3. Lotus был первым табличным процессором, интегрировавшим в своем составе, помимо обычных инструментов, графику и возможность работы с системами управления базами данных. Поскольку Lotus был разработан для компьютеров типа IBM, он сделал для этой фирмы то же, что VisiCalc в свое время сделал для фирмы Apple.

- Следующий шаг - появление в 1987 г. табличного процессора Excel [ik’s l]- иксэл фирмы Microsoft. Эта программа предложила более простой графический интерфейс в комбинации с ниспадающими меню, значительно расширив при этом функциональные возможности пакета и повысив качество выходной информации. Расширение спектра функциональных возможностей электронной таблицы, как правило, ведет к усложнению работы с программой.

- Разработчикам Excel удалось найти золотую середину, максимально облегчив пользователю освоение программы и работу с ней. Благодаря этому Excel быстро завоевала популярность среди широкого круга пользователей. В настоящее время, несмотря на выпуск компанией Lotus новой версии электронной таблицы, в которой использована трехмерная таблица с улучшенными возможностями, Excel занимает ведущее место на рынке табличных процессоров.

- Что ж такое ЭТ? (Приложение, работающее в диалоговом режиме, хранящее и обрабатывающее данные в прямоугольной таблице)

- Откройте учебник на стр. 164-165 (§33). Пример таблицы 8.1 (р/м)

- А табличный процессор? Найдите в учебнике. (Прикладная программа, предназначенная для работы с электронными таблицами)

- Как вы думаете каково назначение электронной таблицы? Она содержит данные. Какие? (числовые и текстовые)

- А что мы можем делать с данными?

- Следовательно: назначение ЭТ … (формулируют самостоятельно при помощи учителя)

2.2. Знакомство с ЭТ

 - Запуск…

- структурные элементы (см. презентацию)

2.3. Первичное закрепление

- По цепочке рассказывают о запуске и структурных элементах ЭТ.

К проблеме урока.

-Так  считать или не считать? А если считать, то как? (перечислить возможности ЭТ)

Возможности ЭТ:

1. Ввод и редактирование данных;

2. Вычисления по формулам любой сложности;

3. Форматирование таблицы;

4. Построение диаграмм и графиков;

5. Сортировка и поиск данных;

6. Работа как с базой данных;

7. Вывод документа на печать.

IV. Практическая работа

Повторение правил ТБ при работе с компьютером.

  • Нельзя самостоятельно, без разрешения учителя, включать и выключать компьютеры.
  • Нельзя касаться тыльной стороны компьютера и проводов.
  • Нельзя работать мокрыми руками и во влажной одежде.
  • Нельзя нажимать клавиши ручкой или карандашом.
  • Нельзя ходить по классу, вставать со своего места.
  • В случае неисправности компьютера или при обнаружении запаха гари — подозвать учителя.

Тема: «Первое знакомство с электронной таблицей» (Приложение 2)

Цель: познакомиться с рабочим интерфейсом Microsoft Excel [ik’s l] - иксэл и практиковаться выполнять элементарные действия в среде электронной таблицы.

Задание 1. Запустите Excel.

Для вызова Excel необходимо из меню Пуск последовательно выбрать пункты  Все программы, Microsoft Office, Microsoft Excel.

Задание 2. Разверните окно Excel на весь экран и внимательно рассмотрите его.

Задание 3. Познакомьтесь с основными понятиями электронных таблиц. Для этого внимательно прочитайте нижеследующий текст и выполните некоторые действия.

3.1. Сделайте текущей ячейку D4 при помощи мыши.

3.2. Вернитесь в ячейку А1 при помощи клавиш перемещения курсора.

Нижняя часть листа содержит ярлычки других листов. Щелкая кнопкой мыши на ярлычках листов, можно перейти к другому листу.

3.3. Сделайте текущим лист 3.

3.4. Вернитесь к листу 1.

Добавление рабочих листов

Новые листы всегда вставляются перед текущим листом.

3.5. Щелкните по ярлычку 1-го листа правой клавишей мыши.

3.6. В появившемся меню выберите Добавить…

3.7. Из предложенных видов листов выберите Лист, щелкните мышью по кнопке ОК.

3.8. Попробуйте самостоятельно добавить ещё 3 листа.

Удаление рабочих листов

3.9. Сделайте текущим лист 4, щелкните по нему правой клавишей мыши.

3.10. В появившемся меню выберите Удалить, на вопрос программы ответьте ОК.

3.11. Самостоятельно удалите ещё 2 листа.

Перемещение рабочих листов

Чтобы документ имел вид удобный для его просмотра, редактирования, лучше чтобы листы в документе находились упорядоченно.

3.12. Сделайте активным лист, номер которого самый большой.

3.13. Щелкните по нему правой клавиши мыши.

3.14. В появившемся меню выберите пункт Переместить/Скопировать.

3.15. Укажите позицию листа – Переместить в конец, щелкните по кнопке ОК.

3.16. Попробуйте самостоятельно перенести ещё несколько листов (но уже не в конец, а перед листом, номер которого на 1 больше номера активного листа).

Переименование рабочих листов

Для того чтобы пользователю было понятно назначение каждого листа, лист можно озаглавить.

3.17. Сделайте активным лист 1: щелкните по нему правой клавишей мыши.

3.18. В появившемся меню выберите пункт Переименовать.

3.19. Сотрите старое имя листа и наберите – Пробный; нажмите Enter.

3.20. Попробуйте самостоятельно переименовать ещё несколько листов (имя задать произвольно).

Выделение столбцов, строк, блоков, таблицы

Для выделения с помощью мыши:

столбца - щелкнуть левой кнопкой мыши на букве – имени столбца;

нескольких столбцов – не отпуская кнопку после щелчка, протянуть мышь;

строки – щелкнуть, кнопкой мыши на числе – номере строки;

нескольких строк – не отпуская кнопку после щелчка, протянуть мышь;

блока – щелкнуть кнопкой мыши на начальной ячейке блока и, не отпуская кнопку, протянуть мышь на последнюю ячейку блока;

рабочего листа – щелкнуть кнопкой мыши на пересечении имен столбцов и номеров строк (левый верхний угол таблицы).

Для выделения нескольких несмежных блоков необходимо:

  • выделить первую ячейку или блок смежных ячеек;
  • нажать и удерживать нажатой клавишу Ctrl;
  • выделить следующую ячейку или блок и т.д.;
  • отпустить клавишу Ctrl.

Для отмены выделения достаточно щелкнуть кнопкой мыши по любому невыделенному участку рабочего листа. Новое выделение снимает предыдущее.

3.21. Выделите строку 3.

3.22. Отмените выделение.

3.23. Выделите столбец D.

3.24. Выделите блок A2:E13 при помощи мыши.

3.25. Выделите столбцы A, B, C, D.

3.26. Отмените выделение.

3.27. Выделите блок C4:F10.

3.28. Выделите рабочий лист.

3.29. Отмените выделение.

3.30. Выделите одновременно следующие блоки: F5:G10, H15:I15, 18:F20, H20. Покажите преподавателю. Отмените выделение.

V. Домашнее задание

  • § 33 + вопросы
  • Записи в тетради
  • Придумать задачу для решения в среде электронной таблицы.