Мастер-класс по теме "Лишь в людях себя понять способен человек"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Цель: развивать стремления быть терпимым в обществе людей,

Задачи:

  • Развитие коммуникативной культуры учащихся,  умения включаться в коллективное обсуждение,  вести диалоговую беседу.
  • Развитие творческих способностей учащихся в диалоге;
  • Воспитывать уважение терпение и сострадание к одноклассникам.

Оборудование: Мультимедиа проектор,презентация (Приложение 1), мультфильм «Легенда о мэрцишоре» (Приложение 2), 5 лепестков с заданиями, музыка разных народов (Приложение 3).

Ход занятия

I. Организационный момент

Эпиграф:

Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди.
Б. Шоу (Слайд 1)

Стихотворение о классе

(Слайды 2-6)

Здесь на Севере, где снег,
Где морозы лютые
В школу №2 спешу
Каждым,  каждым утром я.
В школе ждёт меня всегда
Класс мой - дружная семья
Все мы разные, но вот
В людях каждый познаёт
Мир, открытие себя.
Человек любой звезда!
Вот украинка Аня
С улыбкой нам поёт
Про хлебосольный край родной
Про дружный свой народ.
А с дальних гор Кавказа
Мари и Софико
Станцуют танец горный
Свободно и легко.
Никита из республики Мари
Способен удивить любого
Своим рассказом о любви
К народу своему родному
А лучше Виты нам никто
Не скажет о родном Ямале
Она ведь житель коренной
И все об этом знают.
Ещё есть в классе Варя, Ира,
Антон, Кирилл, Максим, Андрей.
А все мы вместе россияне
И каждый горд землей  своей
Лишь в людях может человек себя познать
Пусть удивляет каждый миг
Общения с другими.
Мы можем многое понять,
Общаясь вместе с ними

Учитель: “Я, ты, он, она – вместе дружная страна, вместе – дружная семья,  в слове “мы” - сто тысяч “я”! – так  оптимистично и жизнеутверждающе начинается некогда очень популярная песня в нашей стране.

(Слайд7)

Далее, если вспомнить, в песне следует описание “большеглазых, озорных, черных и белых, цветных, рыжих и веселых”, которые, несмотря на разность внешних данных, интересов и убеждений, довольно не плохо уживались в одной стране. Но так поётся в песне, а в жизни все намного сложнее. Не так легко быть объединенными одним “ансамблем” отношений, входя в такие социальные образования, как “страна”, “семья”, “город”, “школа”, “класс”.

Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость….

Мы все разные, но мы едины.  И я вам предлагаю вам это доказать. Наша с вами задача собрать цветок дружбы из 5 лепестков, на которых записаны задания.

1 задание

В зале среди гостей  наверняка присутствуют представители разных национальностей. Поднимите,  пожалуйста руки,  посмотрите друг на друга улыбнитесь друг другу.  Давайте  поздороваемся с вами на разных языках. (Что дословно означает перевод вашего приветствия?)

Учитель: Добер ден. Добрый день, дорогие друзья! Я поздоровалась с вами на своём родном языке, на болгарском. (Прикрепляю первый лепесток «ПРИВЕТСТВИЕ»)

2 задание

(Слайд 8)

Узнать любую народность можно не только по речи, но и по музыке. Я предлагаю Вам прослушать музыкальные отрывки и узнать к какому народу они относятся.

П/о азербайджанская. болгарская, молдавская, грузинская, украинская и т.д. ( последний прикрепляет листок с надписью «МУЗЫКА»)

3 задание

Как у наших у ворот
Чудо-дерево растет
Чудо, чудо, расчудесное.
Не цветочки на нем,
Не листочки на нем
Посмотрите, угадайте
Каждый символ называйте.

Посмотрите на те предметы, что растут на нашем чудо-дереве,  я вам показываю, и вы определите к какой национальности  относятся эти предметы  (тюбетейка, баранки, кинжал, виноград, веночек) Прикрепляется 3 лепесток «НАРОДНЫЕ СИМВОЛЫ»

4 задание

У каждого народа есть свои легенды, обычаи и традиции. Каждая из них особенно красива и неповторима.  Каждая является частичкой истории того или иного народа.  Я хочу вам поведать одну из красивейших легенд своей малой Родины- Молдовы.

Согласно одной легенде, в первый день марта вышла на опушку леса красавица Весна, огляделась и увидела как на проталинке, в зарослях терновника пробивается из-под снега подснежник. Она решила помочь ему и начала расчищать вокруг землю, освобождая его от колючих ветвей. Зима увидела это и рассвирепела. Взмахнула руками, призвала холодный ветер со снегом, чтобы уничтожить первоцвет. Слабый цветок поник под жестоким ветром. Но Весна прикрыла руками росток и укололась терновником. Из её пораненной руки упала капля горячей крови, и цветок ожил. Так Весна победила Зиму. Цвета мэрцишора символизируют её красную кровь на белом снегу.

По другой легенде, Солнце спустилось на землю в образе прекрасной девушки. Но злой Змей выкрал и закрыл его в своем дворце. После этого птицы перестали петь, дети забыли, что такое веселье и смех, и весь мир погрузился в печаль. Один смелый юноша решился спасти Солнце. Целый год искал он дворец Змея, а когда нашёл, то вызвал его на бой. Долго они боролись, и в конце концов юноша победил Змея. Он освободил прекрасное Солнце. Оно поднялось на небо и осветило весь мир. Наступила весна, ожила природа, люди вспомнили, что такое радость, но отважный юноша не успел увидеть весну. Его теплая кровь стекала на снег. Упала последняя капля крови, он умер от ран. Там, где снег таял, вырастали белые цветы — подснежники, вестники весны. С той поры в честь освободителя мира от тьмы и грусти люди сплетают два шнурочка с цветочками белого и красного цветов. Красный цвет символизирует любовь к красоте и память о крови погибшего юноши, а белый — здоровье и чистоту подснежника, первого весеннего цветка. (Презентация, мультфильм ко 2 легенде)

Мэрцишоры носят на одежде весь месяц, а 31 марта снимают и развешивают на цветущих фруктовых деревьях. Считается, что благодаря этому людям будет сопутствовать успех в течение всего будущего года.

А теперь вы вспомните свои легенды, традиции  и обычаи разных народов и расскажите их нам.  (4 лепесток ЛЕГЕНДЫ, ТРАДИЦИИ, ОБЫЧАИ)

5 задание

Упражнение на релаксацию

Мы сегодня многое узнали друг о друге. Каждый взял частичку тепла и понимания. Мы общались. И  именно эта возможность, общаться с другими людьми, способствовала достижению согласия между нами.

Я предлагаю сделать друг другу маленькие подарки. Вы помните я рассказывала вам легенду своего народа. Символом весны в моём крае являются мартинички- это маленькие цветочки. Которые девочки и девушки вяжут своими руками. Вот такие мартинички мы подарим друг другу. А дарить мы будем их со словами благодарности.

- Я хочу подарить подарок, тому кто сегодня угадал мелодию….

- А я хочу подарить подарок тому кто сегодня … и т.д.

(5 лепесток  ПОДАРОК)

ИТОГ

(Слайд 9)

Тысячи невидимых нитей связывают человека с обществом. Он учится и работает. Он ходит в магазин и ездит в транспорте. Человек бывает в музеях, театрах, кино, ходит в гости к другим людям. Человек общается. Именно эта возможность, общаться с другими людьми, способствует достижению согласия между людьми.

У всех цветков есть лепестки
И это их объединяет
А человечество земли
Землячество соединяет.
Каков бы ни был цвет руки
И прочим распрям вопреки, сок цветка
Земля отдаст наверняка, исцеляя и лелея
И равно каждого жалея,
Все страны, нации, народы,
Возьмём пример с родной природы:
Не оттолкнем ни чьей руки.
Ведь мы друг другу земляки.