Открытый урок русского языка во 2-м классе по теме "Виды письменных работ. Работа над деформированным текстом"

Разделы: Начальная школа


Цели. Закрепить понятие «текст»; учиться различать тексты повествования и описания; вырабатывать умение находить тему текста; учиться правильно строить предложения и составлять из них текст; привитие любви к природе.

Ход урока

I. Повторение

Что такое текст?

Какие бывают тексты?
(Повествовательные – как это было? Описания – каков предмет?)

Что ещё может иметь текст?
(название, а название – это тема текста).

Как понимаете выражение «деформированный текст»?

Сегодня на уроке мы попытаемся составить предложения и восстановить текст. Озаглавить его и назовём тему.

II. Введение в тему урока

1. Послушайте предложения и подумайте, являются ли они текстом?

Осень. Вечер. Листопад. Спят кусты, спят деревья. Спит осинка и дубок. Клён уснул и тополёк.

2. Как вы думаете, а какова тема этого текста? Как же его можно озаглавить? (Осенью. Осенней порой.)

Почему?

3. Из скольких частей может состоять текст?

III. Работа над деформированным текстом

(На доске запись. У учащихся индивидуальные карточки).

Снег, кругом, пушистый.

Кормушка, для, вот, птиц.

Зима, настала.

У, крошки, и, Зины, хлеба, Лизы.

Узоры, окнах, на.

Птиц, кормят, они.

1. Что это за запись? Предложения? Текст?

2. Ребята, составляем предложения из группы слов.
(Дети называют составленные предложения. Коллективно выбираем наилучший вариант и цифрами помечаем над словами.)

снег 3,  кругом 1, пушистый 2  и т.д.

3. Прочитайте полученные предложения.

4. Как вы думаете, получился у нас текст? Есть связь между предложениями? А что нужно сделать?

Итак, располагаем предложения в таком порядке, чтобы установить логическую связь (цифрой слева указываем порядковый номер предложений).

На доске и в карточках учащихся получается следующая запись:

2) * Снег3, кругом1, пушистый2.
4) * Кормушка2, для3, вот1, птиц4.
1) * Зима2, настала1.
5) * У1, крошки5, и3, Зины2, хлеба6, Лизы4.
3) * Узоры3, окнах2, на1.
6) * Птиц3, кормят2, они1.
    *

5. А теперь зачитайте все предложения по порядку. Получился текст? А чего же не хватает нашему тексту?

6. Озаглавливание.

(Зимой. Зимней порой).

7. Как вы думаете, сколько частей в нашем тексте?
Значит, сколько красных строк выделим? (две).

Физминутка

(слушание птичьих голосов в звукозаписи).

IV. Запись текста

1. Орфографическая подготовка (дети назвали все изученные орфограммы, подчеркнули их).

2. Запись текста.

3. Прочли то, что записали.

4. А как вы думаете, почему у нас ещё стоит знак « * », а рядом пусто? (высказывания учащихся).

5. Творческое задание (на доске картины: зимний пейзаж, разные виды птиц.)

Составить 1- 2 предложения, продолжить текст. Озвучить. Лучшие записать.

К кормушке слетелись воробьи, снегири, синички. Они рады угощенью!

6. Зачитывается полностью весь текст.

(Обращаемся к картинам, говорим о красоте природы и о помощи птицам в зимнее время года).

V. Итог урока

Чему учились?

Как думаете, справились мы с зданием?

Представьте себе, что вы получили задание составить текст на тему «Зимой в лесу», какими опорными словами вы бы воспользовались? (пушистый снег, огромные сугробы, снежные шапки, тишина, треск, мохнатые ветки, серебристый иней и т.д.)

Молодцы! Спасибо за работу.