Содружество учителя и компьютера – залог качественного образования

Разделы: География


ЦЕЛЬ:

  1. Познакомить учащихся с восточным соседом России - разноликой Японией.
  2. Расширить представления о соседней державе, отметить самое интересное в этой стране.
  3. Показать неразрывную связь Японии с прошлым, без опоры на которую сегодняшняя страна не смогла бы так уверенно и успешно развиваться.
  4. Приобщать учащихся к изучению и прочтению дополнительной литературы.
  5. Развивать у учащихся познавательный интерес, стремление к самостоятельному поиску знаний, стимулировать творческую мыслительную деятельность учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • записи японской музыки,
  • компьютерная презентация «Страна наоборот»,
  • японское шелковое кимоно,
  • японская посуда.
  • сувениры из Японии: фигурка самурая, кукла в национальной одежде, японская картина «Фудзияма», символика государства, цветущая ветка сакуры.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • рассказ учителя,
  • демонстрация компьютерной презентации,
  • индивидуальные сообщения учащихся,
  • самостоятельная работа учащихся,
  • учебное исследование на основе анализа карт.

ХОД УРОКА

(Звучит японская музыка).

УЧИТЕЛЬ: Удивительный сосед есть у России на востоке - Что это за сосед? Что это за страна?

Демонстрация слайдов №№1, 2, 3, 4.

ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ: Япония.

УЧИТЕЛЬ: Да это Япония - высокоразвитая страна, густонаселенная страна. Мы узнаем с вами о многом сегодня в увлекательном путешествии по Японии. Постараемся показать связь ее с прошлым, без опоры на которое сегодняшняя страна не смогла бы уверенно развиваться.

Демонстрация слайдов № №5, 6.

УЧИТЕЛЬ: Государство Япония расположено на четырех островах: Кюсю, Сикоку, Хонсю и Хоккайдо, островах Рюкю и более чем тысяче мелких островов. Японские острова возникли там, где громадная Тихоокеанская литосферная плита столкнулась с материковой Евразийской. В результате этого столкновения восточные окраины материка были раздроблены и образовались острова. К востоку от Японии находится глубоководный желоб - океаническая впадина.

Какие моря и океаны омывают Японские острова?

ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ.

УЧИТЕЛЬ: Теплое течение Куросио смягчает климат Японии, делает его более теплым и влажным. Осадков выпадает больше, чем на материке. А тайфуны с Тихого океана, которые часты в конце лета и осенью, приносят Японии большие бедствия.

Анализируя карты атласа необходимо ответить на вопрос: « Как изменяются природные условия страны при движении с о. Хоккайдо до о. Кюсю?».

ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ.

Демонстрация слайдов №№7,8,9,10,11,12.

Учитель: Наиболее выдающейся чертой Японии являются горы. Горные цепи тянутся через острова с севера на юг. На Японских островах расположено около 188 вулканов, более 40 из них активные. На Японских островах ежегодно бывает около 15 тысяч землетрясений. Найдите на карте высочайшую точку страны. (Работа учащихся по карте).

ОТВЕТ: Высочайшая точка страны - гора Фудзияма (3776м.)

Демонстрация картины «Фудзияма».

Реки в стране невелики, но бурные и порожистые.

Природа Японии очень живописна. Японцы любят природу и заботливо охраняют ее. Каждое время года в Японии прекрасно. Один из самых красивых народных праздников - праздник цветения вишни сакуры.

Демонстрация слайда №13.

Сообщение ученика о сакуре.

Сакура: душа Японии

Сакура - это японское название декоративной вишни и её цветов.

Сакура является повсеместно известным символом Японии, а в самой стране распространена необычайно: её изображения встречаются в рисунках, украшающих кимоно, посуду и другие предметы быта. В честь сакуры уже сложено великое множество песен и стихов, а в будущем будет сложено ещё столько же, если не больше. Цветы вишни для японцев означают быстротечность и хрупкость жизни: человек проживает свою жизнь так же, как падает лепесток сакуры - красиво и очень быстро.

В поэзии сакура ассоциируется с ушедшей юностью и любовью, а эти темы, согласитесь, вечны, поэтому и японские поэты про сакуру, никогда не забудут. Тема вишневых лепестков обыгрывается и в современных музыке и аниме (куда же в Японии без него?), плюс помимо всего прочего сакура это ещё и одно из популярных женских имён в Японии.

Сакура - типичный житель Гималаев и Восточной Азии: Китая, Кореи и Японии. В последней встречается чрезвычайно много видов сакуры - более 305 разновидностей. Такое количество обусловлено японскими играми с генетикой и селекцией: многие виды были получены искусственно или привиты к уже существующим столетия назад.

Любование сакурой (ханами) в Японии носит массовый характер: ежегодно метеорологи и вся общественность отслеживают так называемый sakura zensen - Фронт цветения сакуры. В телевизионных новостях и газетных статьях сообщаются данные об этапах расцветания сакуры и наилучших местах, где можно наблюдать за цветением. Цветение начинается в январе на Окинаве и достигает Киото и Токио к концу марта - началу апреля, а несколько недель спустя фронт доходит и до Хоккайдо.

Японцы очень трепетно относятся к своему символу, поэтому фестивали, посвященные любованию сакурой, пользуются просто фантастической популярностью (в которой, впрочем, для самих японцев нет ничего удивительного) - для многих это один из редких шансов расслабиться и отдохнуть с друзьями и родными. Многие японцы передвигаются по стране вслед за цветущей сакурой, чтобы всю весну провести, любуясь вишнёвым цветом.

Традиция праздника ханами уходит в далёкое прошлое - первый фестиваль любования сакурой проводился ещё в III веке, согласно Нихон секи. Первоначально этот обычай (как и многие другие) затронул императорский двор и аристократию - любили они, знаете ли, проводить время под цветущей вишней, наслаждаться напитками, музыкой и играми. Потом в празднование ханами включились и суровые, но с нежною душой, самураи, а затем и простой народ приобщился к прекрасному. В те давние времена сакура являлась символом урожая, а её цветение сообщало о начале сезона посадки риса.

УЧИТЕЛЬ: У японцев много обычаев, связанных с природой: «Любование луной» называется - ЦУКИМИ.

«Любование цветами» называется - ХАНАМИ.

«Любование снегом» называется - ЮКИМИ.

Демонстрация слайдов №№14,15,16,17. (Рассказ учителя о населении Японии).

Рассказ учителя о японском доме (слайды №№18,19,20)

Демонстрация слайдов №№21,22,23,24.

Демонстрация кимоно.

СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА.

Кимоно - дословно «вещь, которую надевают». Покрой кимоно, сложившись 14 веков назад, не изменился до сих пор. Японка кимоно не шьет, она его конструирует, складывая из кусков ткани, вырезанных  в виде прямоугольных фигур. 10 лет учатся японки искусству шить нарядное кимоно.

УЧИТЕЛЬ: Перед вами фигурка самурая. Кто они такие?

Демонстрация слайдов №№25,26,27.

СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА.

Японские рыцари-самураи - одни из самых колоритных персонажей всемирной истории. Происхождением своим они обязаны семейным военным отрядам, которые в раннюю эпоху Японской империи сражались с племенами, издавна населявшими пограничные районы страны. Самураи считали сражение на мечах высоким искусством. Но самыми распространенными у самураев видами оружия были лук и копье. Самурайские луки делали из отборной древесины бамбука. Выпущенная стрела могла поразить цель на расстоянии более 300м.

Демонстрация слайдов №№28,29,30.

На фоне тихой национальной музыки ученики, разбившись на 2 группы, составляют букет (икебана).

СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА.

Вот что говорил об этом удивительном искусстве один японский поэт:

О сердобольные поэты,
Неплохо б научиться вам
Искусству создавать букеты,
Не зная жалости к цветам.
Берет японец ветку вишни
В жемчужно - розовом цвету,
Срезает все, что видит лишним,
Что нарушает красоту.

Ветка абрикосового дерева, используемая в икебане, символизирует красоту женщины. Ветка вишни и хризантемы воплощает полноту жизни и ее ритм. Икебана привлекает тем, что не требует большого количества природного материала. Чтобы сделать изящную композицию, порой достаточно одной ветки или одного цветка. Сущность икебаны лаконично выражена в словах: «цветы срезаны, но не убиты!»; вы «спасли душу цветка, он продолжает жить в совершенной гармонии с новой окружающей средой». Икебана-это не холодная картина, это поэма цветов, кусочек живой природы, который вы принесли в свой дом.

Демонстрация букетов.

УЧИТЕЛЬ: Икебана-это не холодная картина, это поэма из цветов, кусочек живой природы, который вы принесли в свой дом. Выражение «икебана» переводят, как «помочь цветам проявить себя».

Демонстрация слайда №31.

УЧИТЕЛЬ: Бонсаи - это японское слово символизирует искусство выращивания деревьев в миниатюре на подносах и в горшках.

Бонсаи - копия природы. Деревья с замшелыми корнями, камни, мох - и все это в миниатюре. Цель японского садовника - воссоздать природу в миниатюре. Стремление к гармонии с природой - главная черта японского искусства.

Демонстрация слайда №32.

Чайная церемония.

СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА.

В Японию чай завезли из Китая еще в X - XI веках. Приглашение в гости на чай- знак исключительного к вам расположения. Чайная церемония состоит из набора последовательных действий, называемых «ката». Она длится свыше 4 часов. За это время подается 2 вида чая: жидкий и густой. Перед густым чаем гостям подают разную еду, а уж потом чай. На чайную церемонию приходят в кимоно. И сейчас мужчины и женщины в Японии изучают каждое движение чайной церемонии. Это показывает, насколько живучи в Японии традиции.

Демонстрация слайда №33.

Японская свадьба.

Сообщение ученика о сумо.

Сумо.

Сумо уходит своими корнями в легендарную глубину веков, когда согласно поверьям бог Такамикадзути вступил в поединок с богом варваров и победил. Благодаря этой победе японцы получили право осесть на территории нынешнего Хонсю.

История сумо.

Первые поединки носили не спортивный, а религиозный характер, сопровождались ритуальными танцами, молитвами и театральными представлениями соответствующей тематики. Такие поединки устраивались ежегодно и проходили по окончании полевых осенних работ. В те «дикие» времена борьба сумоистов практически ничем не ограничивалась: запрещённых приёмов не было, противника можно было таскать за волосы, пинать ногами, бить в голову и т.п. Только в эпоху Хэйан (794-1185) сложились основные правила сумо, где запрещались подобные экзекуции, а также кристаллизировалась система судейства.

Турниры стали терять своё религиозное значение и проводиться всё реже и реже с тех пор, как стало усиливаться воинское сословие и, наоборот, ослабевать власть Императора. В период междоусобиц приёмы сумо широко использовались для подготовки воинов и применялись в бою, и только с восстановлением мира, развитием торговли и усилением купеческого класса в XVII веке сумо снова возвращает былое величие и становится излюбленным времяпрепровождения.

Только благодаря личной поддержке Императора и народной любви сумо не кануло в Лету, и турниры вскоре возобновились и с тех пор не прекращались, проходя даже в военное время. В последнее время сумо распространилось и за пределами Японии и в Международную ассоциацию сумо сейчас входит около 80 стран. В России же получило распространение любительское спортивное сумо.

Правила сумо.

В поединке принимают участие двое бойцов, одетых в ритуальные набедренные пояса-повязки (маваси). Прежде, чем броситься на противника, каждый из них должен коснуться кулаками земли и дождаться того же жеста от соперника. Только после этого начинается поединок. Если же один из сумотори не выдержал и сорвался чуть раньше, он получает замечание от судьи и процедура старта начинается с самого начала, причём количество, раз не ограничено.

Непосредственно правила борьбы довольно просты: нужно заставить противника коснуться поверхности ринга любой частью тела за пределами выделенного круга, либо же в его пределах - любой частью тела, за исключением подошв ступней. Также современные правила строго запрещают удары кулаком, пальцами или ребром ладони, а также пинки ногами в живот или грудь, и атаку в горло и пах.

УЧИТЕЛЬ: Мы познакомились с природой и некоторыми обычаями Японии.

Демонстрация слайда №34.

УЧИТЕЛЬ:

Бережно и любовно японцы относятся к своему прошлому, национальным корням.

Япония-это не только природа, традиции, но это высокоразвитая страна. Она занимает ведущие места в мире по производству морских судов, автомобилей, телевизоров, электронно-вычислительной техники. Но своих полезных ископаемых в стране мало, поэтому большую часть приходится ввозить из-за границы.

Главная зерновая культура-рис.

В жизни японцев велика роль морей, омывающих страну. Рис и рыба - основа питания населения.

Быстрое развитие промышленности и сельского хозяйства сказались на природе страны. Реки и побережья морей во многих местах загрязнены промышленными стоками, бытовыми отходами. Многие леса вырублены и заменены посадками сосны, ели, лиственницы.

Но в Японии растут площади, занятые под национальные парки и заповедники, уже значительная часть страны объявлена заповедной.

(За несколько дней до проведения данного урока учащиеся в школе провели анкетирование. И вот какие результаты мы получили).

Демонстрация слайдов №№35,36,37.

Демонстрация слайдов №№ 38,39,40,41.

(Проверка знаний учащихся).

УЧИТЕЛЬ:

Итак, ребята, что же сегодня вы вынесли с этого урока? Обобщите, пожалуйста, и сделайте вывод.

ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ:

  1. Японию называют Страной восходящего солнца....
  2. Это древнее островное государство.
  3. В наши дни Япония - высокоразвитая передовая страна мира.
  4. Япония расположена на границе огромного материка и величайшего океана. Это определяет особенности ее природы.
  5. Природа здесь контрастна, много красивых ландшафтов.
  6. Японцы поклоняются природе, любят и берегут ее.
  7. Центральное место в религиозных верованиях японцев занимает Аматэрасу - верховная богиня, олицетворяющая Солнце.

УЧИТЕЛЬ: Ну что же, друзья мои, я вижу, что сегодня к уроку вы хорошо подготовились. Хорошо поработали, вы продемонстрировали уверенные навыки работы с дополнительным материалом.

Молодцы! Спасибо за урок!

(Выставляются и анализируются оценки за работу на уроке).

Демонстрация слайда №42.

Домашнее задание.

Демонстрация слайда №43.

ЛИТЕРАТУРА

  1. «Весь мир» (страны): Энциклопедический справочник.
  2. Латышев И.А. Семейная жизнь японцев.- М., 1986.
  3. Овчинников В.В. Ветка сакуры.- М.: Молодая гвардия,1978.
  4. Цветков В.В. Японские вертикали.- М.,1986.
  5. Романова А.Ф. Нестандартные уроки в школе. География. У нас в гостях Япония. - Волгоград,2001.