Развитие критического мышления на уроках обществознания

Разделы: История и обществознание


За годы работы в школе пришла к выводу, что выпускники за годы обучения не приобретают необходимый им опыт самообразования и применения полученных знаний и умений в разнообразных жизненных ситуациях. В результате снижается личная и социальная ответственность человека за содержание и результаты собственной жизнедеятельности. Особенно это заметно у сельских школьников, уровень социализации которых на порядок ниже городских.

Негативные моменты, с моей точки зрения, во многом вызваны тем, что выпускник общеобразовательной школы, как правило, получает формальное академическое образование, целью которого все еще остается приобретение знаний без должного опыта их применения. Ученик в такой системе объект воздействия, пассивный слушатель. А это противоречит естественным стремлениям современных подростков к самостоятельному познанию мира, творчеству. Как разрешить это противоречие? Ответ один. Превратить ученика из пассивного объекта воздействия в активного участника образовательного процесса. Осуществить это возможно, используя личностно-ориентированные технологии. В своей работе использую такие разновидности личностно-ориентированных технологий, как интерактивные, ИКТ и развития критического мышления.

Именно технология развития критического мышления вызывает в последнее время большой интерес у учителей-предметников. Это связано с тем, что она носит открытый и универсальный характер. Данная технология представляет собой определенный алгоритм действий.

1 этап-вызов, учащиеся вводятся учителем в изучаемую проблему;

2 этап - осмысление, это основной этап урока, на котором учащиеся самостоятельно работают над поставленной проблемой;

3 этап - рефлексия, на котором происходит обобщение, коррекция знаний и контроль их усвоения.

Каждому из этапов соответствуют свои приемы работы, которые учитель имеет возможность корректировать, исходя из особенностей класса и целей и задач урока.

Используя эту технологию на своих уроках, я выявила следующие закономерности в учебной деятельности учащихся: появление устойчивого интереса к предмету у большинства учащихся; критическое отношение к историческим фактам и социальным явлениям, проявление творчества, развитие коммуникативных и рефлексивных компетентностей.

Рассмотрим технологию критического мышления на примере урока обществознания в 11 классе.

Урок обществознания в 11 классе. Тема урока "Трудовой договор (контракт)"

Цель урока: изучение содержания трудового договора; развитие умения критически анализировать источники информации.

Задачи урока:

  • Формирование навыков извлечения необходимой информации из источников, ее критического анализа и обработки;
  • Развитие умения работать в группе, команде;
  • Воспитание правовой культуры и позитивной правовой социализации.

Техническое оформление урока: презентация (Приложение 1), макет трудового договора (Приложение 2), раздаточный материал с заданиями (Приложение 3), Трудовой кодекс РФ.

На столах у каждого ученика лежит пакет с раздаточным материалом (Приложение 2,3)

Структура урока основана на технологии развития критического мышления.

Ход урока

1. Мотивационная беседа. Стадия вызова.

Тема нашего урока "Трудовой договор (контракт)". Какая отрасль права регулирует отношения, связанные с трудовым договором?

Что такое трудовое право? Какие общественные отношения оно регулирует? К каким отраслям права относиться? (слайд 2).

Подумайте, что вы уже знаете о трудовом договоре? Свои соображения запишите кратко в таблицу, которая есть на столе в раздаточном материале у каждого ученика. Заполните первую колонку. (слайд 3).

Знаю Желаю узнать Узнал(а)
     

Учащиеся вспоминают, что они уже знают по теме урока и делают соответствующие записи. Дальше идет обсуждение. Учитель выслушивает каждого желающего выступить ученика. На основании этих высказываний он может представить себе уровень знаний по теме урока учеников.

Учащимся предлагается сформулировать вопросы по поводу того, что они хотели бы узнать по данной теме и записать их в колонку "Желаю узнать" все той же таблицы. Обсуждение записей учащихся. Исходя из того, что они хотят узнать, учитель предлагает сформулировать цели урока. Учащиеся определяют цели урока самостоятельно. Учитель может задавать наводящие вопросы. Для чего полученные знания нужны учащимся? Где они могут быть востребованы в жизни? Учитель должен подвести к мысли, что знания полученные на уроке пригодятся им при заключении трудового договора при устройстве на работу.

2. Стадия осмысления.

В каком нормативно - правовом акте можно почерпнуть знания о трудовом договоре? Назвать источники трудового права. Учащиеся перечисляют источники трудового права, среди них должен прозвучать Трудовой кодекс РФ (слайд 4).

Работа на уроке будет основана на изучении статей Трудового кодекса РФ.

Что такое трудовой договор? Начинаем с самого понятия трудовой договор (слайд 5,6,7). Ученики знакомятся с понятием "трудовой договор", структурой трудового договора по Трудовому кодексу РФ. У кого его нет, можно заранее приготовить распечатки нужных статей. Также у каждого ученика есть макет трудового договора (приложение 2).

Изучение содержания трудового договора происходит методом групповой работы. Класс по желанию учащихся разбивается на 3 группы. В каждой группе выбирается: организатор (лидер), фиксатор (тот, кто записывает идеи), репортер (тот, кто изрекает классу), таймер (хранитель времени).

Учитель напоминает функции каждого из выше перечисленных членов группы. Также или знакомит, или напоминает (в зависимости от того умеют ли учащиеся работать в группах и как часто они это делают) правила работы в группах (слайд 8,9). Каждая группа получает свое задание (приложение 3). Задания групп:

1 группа "Условия заключения трудового договора"(слайд 10)

Изучите статьи Трудового кодекса РФ и ответьте на следующие вопросы:

  1. Как определяются сроки трудового договора? (ст.58.61 ТК РФ)
  2. С кого возраста допускается заключение трудового договора? (ст.63 ТК РФ)
  3. Какие документы необходимо предоставить работодателю при заключении трудового договора? (ст.65 ТК РФ)
  4. Формы трудового договора (ст.67 ТК РФ)
  5. Как регламентируется (основания) прекращение трудового договора? (ст.77 ТК РФ)

2 группа "Рабочее время"(слайд 11)

Изучите статьи Трудового кодекса РФ и ответьте на следующие вопросы:

  1. Что включает в себя понятие рабочее время? Какова нормальная продолжительность рабочего времени? (ст.91 ТК РФ)
  2. Какова продолжительность рабочего времени несовершеннолетних? (ст.92 ТК РФ)
  3. Что такое неполное рабочее время? Для кого оно устанавливается? (ст.93 ТК РФ)
  4. Какова продолжительность ежедневной работы?

3 группа "Время отдыха" (слайд 12)

Изучите статьи Трудового кодекса РФ и ответьте на следующие вопросы:

  1. Что включает в себя понятие времени отдыха? (ст.106 ТК РФ)
  2. Какими видами отдыха может работник воспользоваться? (ст.107,108,111,112,113, 114, 115,116 ТК РФ)
  3. Каков режим отдыха несовершеннолетних работников? (ст. 267,268 ТК РФ)

Каждая группа самостоятельно изучает статьи Трудового кодекса РФ и готовит выступление.

Далее идет презентация групповой работы и ответы на вопросы, если таковые возникнут после выступления.

3. Рефлексия.

Учитель возвращает учащихся к таблице, которую они начали заполнять в начале урока (слайд 13)

Знаю Желаю узнать Узнал(а)
     

Предлагает им сделать записи в третью колонку "Узнал". В нее они должны записать все то, что они нового узнали на уроке. По желанию учащихся, они озвучивают свои записи. Важно обратить внимание на следующее, получили или нет, они ответы на вопросы, которые они сформулировали при заполнении колонки "Желаю узнать".

В качестве домашнего задания учащимся предлагается составить трудовой договор, макет которого у них имеется в раздаточном материале.