Проектная деятельность как вид воспитательной работы

Разделы: Начальная школа, Классное руководство


В образовательный процесс нашего учреждения успешно вошёл такой вид воспитательной работы, как проектная деятельность. Метод проектов относят к педагогическим технологиям ХХI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества.

Основные условия применения метода проектов сводятся к следующему:

1.Существование проблемы, требующей решение путём исследовательского поиска и применения интегрированного знания.

Выбираем тему с родителями и учениками сначала на родительском собрании, затем – на классном. Например, в 1 классе мы не знали друг друга, семьи одноклассников. Эта проблема находит своё решение в проекте “Моя семья”. Проблема отношения к окружающей природе была решена в проекте “Времена года”. В год равных возможностей мы выбираем тему проекта “Портрет моего города”;

2.Следующее условие: применение исследовательских (творческих) методов при проектировании. Здесь мне помогает знакомство с планированием педагогов легоконструирования, информатики, ИЗО, музыки, психологии, этикета и объединений;

3.Структурирование этапов выполнения проекта. Совместное планирование с родителями и детьми;

4.Самостоятельная деятельность в ситуации выбора. Еженедельные мероприятия (классные часы и самостоятельные домашние задания);

5.Значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная) В конце года – защита проекта. Результаты: грамоты, благодарности, публикации, участие в сессиях, фестивалях.

Обязательно присутствует три момента: выбор, планирование, критика проекта.

В практике составляется комплексный план работы по проекту на год, который является итогом коллективного совместного творчества классного руководителя, родителей и воспитанников. В планировании коллективной деятельности участвуют дети с первого года обучения в школе. Вначале дети привлекались к обсуждению плана понятного и увлекательного дела, а к 3 классу способны спланировать комплекс взаимосвязанных дел на определённый период. Развиваю интерес и потребность к коллективному поиску, обучаю совместной работе в процессе планирования. Сбор предложений в план работы организую с использованием следующих форм коллективной работы учащихся:

– поиск полезных дел творческими группами;

– конкурс на лучшее предложение дела на пользу и радость окружающим людям по результатам разведки полезных дел;

– анкетирование;

– предложения учащихся, имеющих определённые общественные поручения в прошедшем учебном году;

– уточнение тематики классных воспитательных часов, предложенных классным руководителем.

Совместное планирование проектной работы осуществляю в ходе классных часов по методикам: “Звёздное небо”, “Визитка моих увлечений”, “Соавторы”. В этом году проводили методику “Звёздное небо”, где дети на “звёздочках” писали содержание проектной работы.

В плане работы мне помогает циклограмма деятельности на учебный год, которая составляется на основе планирования воспитательной работы в школе. В циклограмме представлено содержание проектной работы.

Проектная работа в коллективе строится с учётом тех свойств и качеств, которыми должен обладать выпускник начальной школы. Изучая педагогическую литературу и классиков педагогики, можно вывести качества выпускника начальной школы:

  1. Потребность и инициативность в области познавательной деятельности.
  2. Интерес к работе с книгой, к чтению, а через чтение к познанию окружающего мира.
  3. Наблюдательность.
  4. Видение мира через призму собственного опыта и умения.
  5. Самостоятельность.
  6. Умение высказывать своё мнение.
  7. Искренность.
  8. Любопытство и любознательность.
  9. Открытость близким людям.
  10. Умение слушать других людей, своих сверстников, адекватно оценивать свои и чужие умения.

2009 год по постановлению Правительства Москвы – “Год равных возможностей”. Совместно на родительском, а затем на классном собрании мы выбрали тему проекта “Портрет моего города”.

Цели проектной работы: воспитывать желание изучать историю Москвы; любовь к своему городу, бережное отношение к его культурным ценностям; чувства патриотизма, гражданственности;

Формировать толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями;

Научить ценить такие качества, как дружба, взаимопомощь.

В планирование были включены следующие темы:

Легенда об основании Москвы;
День рождение моего города;
Улицы города;
Наземный транспорт города;
Подземный транспорт города;
Воздушный транспорт. Аэропорты Москвы;
Транспорт на моей улице;
История моей улицы;
Что такое Кремль;
Боровицкий холм в древности;
Почему площадь Красная?
Кремлёвские стены и башни;
Соборная площадь;
Куранты бьют. Спасская башня. Музыкальный час;
Как мы отдыхаем в Москве. Рассказы, рисунки, фотографии;
Царь-колокол и Царь пушка. Экскурсия.
Стихи о столице;
Песни о Москве;
Собираем пословицы о городе;
Москва в День защитника Отечества.
Искусство на улицах города;
Москва глазами иностранцев;
Конвенция о правах инвалидов Генеральной Ассамблеи ООН;
Равные права-равные возможности;
Город равных возможностей;
Подшефный детский дом;
Сочинение “Если бы мэром города был я”;
Москва в День Победы;
Защита проекта.

По проектной деятельности проходят классные часы еженедельно. Записываем тему в дневник, чтобы родители были в курсе содержания и направленности проектной работы.

Одним из главных направлений моей работы, является воспитание нравственных качеств личности в проектной деятельности. Учитываю возраст детей, нравственные проблемы детского коллектива, нравственные проблемы социума, в котором живёт ребёнок, уровень нравственного развития учащихся. По нравственному воспитанию проходят уроки современного этикета, этические беседы и нравственный классный час.

Этапы проведения нравственного классного часа:

1.Факты поведения людей. ( Материалом для подготовки служит периодическая печать, события и факты реальной жизни страны, школы, класса, а также сюжеты художественных фильмов, литературы);

2.Анализ поведения;

3.Обобщение, анализ конфликтных ситуаций;

4.Формирование нравственного, этического правила;

5.Применение усвоенных понятий при оценке поведения.

В воспитании нравственных качеств детей мне помогает дружба с детским домом Софьино. Это тема в проектной работе “Подшефный детский дом”. Вместе планируем совместные дела. Совместные внеклассные мероприятия. К нам на праздник приезжают ребята из детского дома, выступают. Мы едем к ним с выступлениями. У нас проходят совместные экскурсии. После выступления у нас, кукольный театр выступает в детском доме. Это воспитывает доброту, отзывчивость, дружелюбие. Нас благодарят дети и сотрудники.

Итоги работы над проектом: учащиеся с интересом изучают историю столицы; с любовь относятся к своему городу, бережно относятся к его культурным ценностям; сформировано толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями; дети научились ценить такие качества, как дружба, взаимопомощь.

Проектная деятельность позволяет более активно вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс. Поскольку родители являются социальными заказчиками школы, они активно участвуют в управлении учебно-воспитательным процессом в школе и в своих классах. Привлекаю родителей к проведению классных часов, внеклассных мероприятий.

Обращаю внимание на поощрение самых активных: грамоты, благодарственные письма.

Помимо традиционных форм работы с родителями, использую нетрадиционные: тематические консультации; родительские чтения; родительские вечера.

Проектная деятельность позволяет развить творческие способности детей, повысить уровень воспитанности, об этом говорят тесты и уроки этикета, грамоты и дипломы, печатные работы, благодарность от родителей и активно привлечь родителей в учебно-воспитательный процесс.