Урок окружающего мира в 4-м классе по теме "Путешествие на Антарктиду"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Формировать у детей представление о материке Антарктида, его особенностях.
  • Развивать умение детей работать с различными источниками информации.
  • Воспитывать у детей любознательность, умение работать в группах.

Оборудование:

  • компьютер - 1 шт., проектор, экран,
  • ноутбук - 1 шт., электронная детская энциклопедия Кирилла и Мефодия на CD-дисках,
  • глобус - 2 шт.,
  • карта полушарий,
  • энциклопедии - 8-10 шт.,
  • карточки с заданиями для работы групп, с заданиями тестового характера для контроля изученного на уроке,
  • учебник.

Ход урока

I. Оргмомент. Актуализация знаний.

- Я знаю, ребята, вы все любите путешествовать. Поэтому я приглашаю вас сегодня в безлюдное, но удивительное место земного шара, которое называют "ледяным континентом".

- Куда мы отправимся? (В Антарктиду).

- Как вы догадались? (Континент - это материк. Люди не живут постоянно на этом континенте, весь материк покрыт льдом.)

- Итак, отправляемся в Антарктиду.

II. Постановка цели урока.

- С какой целью каждый из вас, ребята, отправится в это путешествие?

(Узнать побольше о нашем земном шаре, об удивительном материке Антарктида, учиться наблюдать, делать выводы и др.)

- Какой путь надо нам преодолеть? Как узнать? (Измерить расстояние, применить масштаб.)

Практическая работа детей по вычислению расстояния от Перми до крайней точки Антарктиды по карте или по глобусу.

- Итак, какое расстояние надо преодолеть? (:)

- Какие личностные качества и умения нам потребуются, чтобы преодолеть этот огромный путь и добиться поставленной цели? (Выносливость, дисциплинированность, внимательность, наблюдательность и др.)

III. Планирование работы на урок.

- Как мы, ребята, будем изучать Антарктиду?

(С помощью чтения книг, из энциклопедий, компьютера. Что - то можем узнать от взрослых, от учителя, друг от друга.)

- Я, ребята, предлагаю поработать в командах. Каждой команде можно провести исследование, а потом поделиться с другими ребятами тем, что узнали об Антарктиде.

IV. Самостоятельная работа в группах.

Задания для работы в группах:

1. Узнать о климате Антарктиды.

2. Узнать о растительном мире материка Антарктида.

3. Узнать о животных Антарктиды.

4. Узнать о населении Антарктиды.

Дети класса разделены на 4 группы. В каждой группе по 5-6 человек.

Учащиеся самостоятельно определяют роль каждого из членов группы.

Для работы учащимся первых двух групп выдается план, по которому надо подготовить сообщение, дети двух других групп составляют план выступления сами. В ходе самостоятельной работы учащиеся всех групп имеют возможность работать с различными источниками информации. Детям розданы энциклопедии, в которых можно найти материал об Антарктиде. В каждой группе есть ноутбук, с помощью которого учащиеся находят информацию об Антарктиде в энциклопедии на CD-диске.Учитель играет роль помощника, консультанта.

V. Сообщения детей.

- Итак, послушаем наших исследователей.

- Что вы узнали о климате Антарктиды? (:)

- Какие вопросы вы хотите задать исследователям первой команды? (:)

- Антарктида покрыта льдом, но на ней есть особенные места, о которых в своем сообщении расскажет :. Сообщение об оазисах Антарктиды заранее подготовленного ученика.

- Своими открытиями поделятся ребята из второй группы исследователей.

- Что вы можете рассказать о растениях Антарктиды? (:)

- Вопросы второй команде. (:)

- Слушаем третью группу исследователей.

- Что вы узнали о животных? (:)

- Что еще вам интересно узнать о животных Антарктиды? (вопросы третьей команде)

- Подробнее расскажет о самых распространенных обитателях Антарктиды : Презентацию о пингвинах делает один из подготовленных учеников. Затем демонстрируется видеосюжет о пингвинах.

- Чем на Антарктиде занимаются люди? (:)

В том случае, если дети не расскажут о том, как была открыта Антарктида, учитель рассказывает сам.

- Предполагают, что первыми с ледяными просторами познакомились жители Новой Зеландии. (Показ по карте полушарий). Но они не поняли, что это материк. В 1773 году английский мореплаватель Джейм Кук близко подошел к Антарктиде, открыл два острова, но материк не нашел. И только в 1820 году русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева проникла далеко на юг. Дорогу кораблям преградили непроходимые "бугристые" льды. Исследователи поняли, что бугристые льды потому, что находятся на материке. Это произошло 28 января 1820 года. Этот день считается днем открытия Антарктиды. А Россия гордится тем, что русские мореплаватели открыли этот материк.

VI. Обобщение изученного об Антарктиде.

- Почему Антарктида является материком? (:)

- Что на этом материке особенно вас заинтересовало? (:)

Английский мореплаватель Джейм Кук, побывав около берегов Антарктиды, не понял, что это материк. Он писал: " Если кто-то сможет проникнуть далее меня на юг, я не буду завидовать славе его открытий, потому что миру его открытия не принесут никакой пользы".

- Вы согласны со словами Д. Кука? Почему? (:)

- Какое значение имеет открытие "ледяного континента"? (:)

VII. Контроль изученного.

(Учащимся предлагается выполнить задание тестового характера. Для этого каждому ребенку розданы листочки с вопросами. Напротив высказывания надо поставить + или-)

а) Антарктида - это шестой материк земного шара.

б) На нем в большом количестве распространена растительность.

в) Императорские пингвины выводят птенцов летом.

г) В Антарктиде водятся тюлени.

д) Антарктида поделена на государства.

(После самостоятельной работы дети озвучивают ответы. Проверяется правильность выполнения задания самими детьми)

VIII. Рефлексия.

- Как прошло наше путешествие? Почему? (:)

- Добились вы поставленной цели? (:)

- Какие ваши качества, какие умения помогли совершить путешествие, добиться поставленной цели? (:)

IX. Оценки. Дети оценивают работу на уроке свою и одноклассников.

Х. Домашнее задание. (на выбор)

  • Составить математическую задачу про путешествие на Антарктиду.
  • Нарисовать, как вы представляете себе Антарктиду.
  • Написать сочинение "Я в Антарктиде".