Особенности звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи старшей группы детского сада

Разделы: Логопедия


В настоящее время наблюдается тенденция к значительному росту числа детей с речевыми нарушениями. Среди них весьма распространенным нарушением является фонетико-фонематическое недоразвитие речи, т. е. нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Как известно, звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за её отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Произношение звуков речи - это сложный двигательный навык. При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определённое положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять своё положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано. У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи со стёртой дизартрией наблюдаются особенности речевой моторики, обусловленные нарушением функции двигательных нервов, которые участвуют в артикуляции, в связи с чем, оказывается нарушенной как статика, так и динамика артикуляторных движений.

Группа ведущих ученых Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина, А. В. Ястребова и др. доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой, что влечёт за собой нарушение письма. В свою очередь нарушения письма - результат недостаточной подготовленности ранних ступеней речевого развития к переходу на последующие его ступени, т.е. как результат недоразвития устной речи ребенка.

Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из ведущих проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития. Но прежде, чем приступить к логопедической коррекции, необходимо выявить особенности нарушения дефекта.

Исходя, из выше изложенного было проведено исследование, на базе МДОУ детского сада № 99 (посёлок Фрязево, Московской области), в старшей группе, в количестве 10 человек, в течение трёх недель.

Цель: выявление особенностей звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Задачи:

  • подобрать методики для обследования состояния звукопроизношения;
  • провести обследование звукопроизношения детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи; проанализировать результаты обследования и сформулировать выводы.

Предметом исследования является звукопроизношение у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Соответственно, объектом исследования выступают особенности звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

В качестве гипотезы мы выдвинули предположение, что у данной группы детей нарушения звукопроизношения носят полиморфный характер и выражаются в антропофонических (искажение, пропуски) и фонологических (замена, смещение) дефектах. Звукопроизношение может зависеть от фонетического контекста (от позиции звука в слове, от сложности слоговой структуры слова).

Обследование состояния звукопроизношения <приложение 1> проводилось по общепринятой в логопедии методике, опубликованной в работах Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Р.Е. Левиной. При изучении состояния звукопроизношения определялось количество нарушенных звуков, какие фонетические группы нарушены, характер нарушения произношения звуков (искажение, отсутствие, замена, смешение) в различных фонетических условиях:

  • при изолированном произношении;
  • в слогах - прямых, обратных, со стечением согласных;
  • в словах (исследуемый звук находится в разных позициях по отношению к началу, концу и середине слова);
  • во фразах;
  • в спонтанной речи.

При подборе лексического материала соблюдались следующие требования:

  • насыщенность лексического материала заданным звуком;
  • разнообразие лексического материала;
  • включение слов с оппозиционными звуками;
  • включение слов сложной слоговой структуры и звуконаполняемости.

При обследовании звукопроизношения применялись методические приемы отраженного и самостоятельного воспроизведения лексического материала. Детям предлагались сюжетные и предметные картинки, слоги, слова, предложения, чистоговорки, включающие исследуемые звуки.

Одним из основных требований к лексическому материалу было понимание значения слов, предлагаемых ребенку для воспроизведения при обследовании звукопроизношения.

Подводя итоги нашего исследования можно отметить, что общим характерным признаком для этой категории детей является полиморфное нарушение звукопроизношения.

Как видно из <приложений № 2 и № 3> наиболее трудными в произношении для детей оказываются твердые свистящие: [с], [з]. Для свистящих характерно межзубное произношение (у 6 детей), реже встречается губно-зубное произношение. Анализируя пары свистящих, мы видим, что в большей степени нарушается звук [з']- у 7 человек, а нарушение произношения звука [с'] встречается у 2 человек. Аналогичные нарушения наблюдаются в группе шипящих: [ш], [ж]. Дети заменяют шипящие искаженными свистящими. Некоторые ребята имеют межзубное произношение звука [ж].

Среди аффрикат чаще страдает произношение звука [ц] - 5 человек, нарушение произношения [ч], отмечается у 4 ребят. Звук [ц] - заменяется на [с'] (2 человека) или искаженное [с], а звук [ч] заменяют на [т'].

Сонорные нарушаются следующим образом: среди нарушений произношения звука [л] преобладают нарушения межзубного лам6дацизма или звук [л] заменяют на [j]. Среди расстройств произношения звука [р] является искажение велярного произношения. Заднеязычные [г] и [к] заменяют на [т] и [д], у 4 детей заднеязычные звуки отсутствуют.

Твердые звуки у детей со стертой дизартрией нарушаются чаще, чем мягкие. Глухие и звонкие пары звуков в произношении нарушены одинаково: если глухой свистящий звук [с] имеет межзубное произношение, то и его звонкая пара, звук [з], тоже имеет межзубное произношение (у 7 детей).

Нарушения звукопроизношения у детей со стертой дизартрией стабильно и зависит от позиции звука в слове. Наибольшие трудности возникают при позиции звука в середине слова, согласно <приложению № 4>.

Сложным для детей являются слова со стечением согласных <приложение № 5>. Чаще в этих случаях выпадает один согласный звук. Вследствие трудностей, возникающих при переключении с одного артикуляционного уклада к другому, встречаются случаи нарушения слоговой структуры слова. В слоге со стечением согласных С CN Г - Владик и Снежана допускали искажение трёх звуков. В слоге со стечением согласных CN С Г- искажение более пяти звуков допускали 2 ребёнка. Наибольшие трудности вызывали почти у всех ребят по схеме С Г С и Г С Г. Это видно из профиля нарушения звуков <приложение № 6>. Так у некоторых детей отмечается во время прозношения вялая артикуляция, без активности и четкости. Двигательный акт не завершается, как бы "замирает" на полпути, тогда звук замещается гласным или паузой.

У троих ребят артикуляция неотрегулирована, язык чрезмерно сближаться с твердым небом и отклоняться в сторону, кончик проходит в межзубную щель, а корень излишне приподниматься к мягкому небу, вследствие чего возникает искажение (шипяшие и свистящие сигматизмы).

Согласные нарушаются по-разному, например, при произнесении [т], [д] кончик языка находится между зубами (неравномерность поражения черепно-мозговых нервов), передняя часть спинки языка смыкается с твердым небом.

У дух детей при спастическом парезе корень языка прикасается к тонически напряженному мягкому небу и язычку, под воздействием воздушной струи язычок вибрирует, тело языка, опушенное на дно полости рта, во время произнесения остается неподвижным, что приводит к искаженному произнесению [р].

На основании представленных результатов можно сделать вывод, что у детей данной группы выявлены следующие нарушения звукопроизношения:

  • свистящие звуки,
  • шипящие звуки оформляются в более простом, нижнем произношении и заменяются на свистящие звуки,
  • аффрикаты,
  • сонорные звуки,
  • заднеязычные (в меньшей степени),
  • нарушение двух и более фонетических групп звуков,
  • межзубное произношение переднеязычных звуков [л], [с], [з],
  • смягчение согласных звуков, обусловленное спастическим напряжением средней части спинки языка.
  • искажённое произношение одного или нескольких звуков, ребёнок может искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух не различать большее число звуков из разных групп.

Звукопроизношение может зависеть от фонетического аспекта, т. е. от позиции звука в слове, от сложности слоговой структуры слова.

Нарушение звукопроизношения носят полиморфный характер и выражается в антропофонических (искажение, пропуски) и фонологических (замена, смещении е) дефектах.

Список литературы:

  1. Архипова Е. Ф. Клинико-педагогическая характеристика детей со стёртой формой дизартрии. - М., 2006.
  2. Артёмова Е. Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. - М., 2005.
  3. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб: Детство-пресс, 2001.
  4. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М., 1997.
  5. Лопатина Л. В. Методика исследования экспрессивной речи детей дошкольного возраста, страдающих стёртой формой дизартрии //изучение и коррекция речевых расстройств. - Л.,1987.
  6. Соботович Е. Ф., Чернопольская А. Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики. - М., 1990.
  7. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. - СПб., 1998.

Приложение 1, приложение 2, приложение 3, приложение 4, приложение 5, приложение 6.