Игра по русскому языку для 9-го класса по теме: "Лишь слову жизнь дана…"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Формировать представление о русском языке как о духовной, нравственной и культурной ценности народа;
  • Закреплять, расширять и углублять знания учащихся по русскому языку, расширять кругозор;
  • Побуждать к познанию нового;
  • Воспитывать любовь к родному языку;
  • Развивать творческие способности учащихся.

Ведущий:

Русский язык

Дорожите
Родным, милым словом:
М н о г о л и к и м –
Большим языком !
Нашей жизни ОН –
Первооснова –
Всем народам
Планеты – знаком!

Берегите ЕГО
От цветистых
Иностранных
И чуждых нам слов,
Чтоб поток –
От наречий ручьистых –
Не затмил
Родника – Родников !

В нём черпайте
Живящую силу:
Русских говоров,
Песен, стихов... –
Всё, что дорого
Сердцу,
Чтоб слилось
В ЯЗЫКЕ, –
Как Основе Основ !

Он автор одного из самых известных и популярных русских словарей. Словарь фиксирует современную общеупотребительную лексику, демонстрирует сочетаемость слов и типичные фразеологизмы. Словник словаря лёг в основу многих переводных словарей. В 1949 году издает “Словарь русского языка”, который при жизни автора выходит в свет шесть раз. Толковый словарь - это настольная книга журналиста, копирайтера, да в общем-то и любого, кто устал сплошь и рядом натыкаться на перлы типа "Он ностальгировал по покинувшей его жене..." (Для бестолковых: в толковом словаре слово "ностальгия" не имеет глагольных словоформ и имеет одно-единственное значение – тоска по Родине)

(Ученик читает стихотворение С.Я.Маршака “Словарь”)

Словарь

Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы чувств не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: “Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать. Век заживать чужой…”
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.

Ведущий.

Есть вещи, которыми мы пользуемся с той степенью автоматизма, которая просто исключает вопрос об их происхождении, а уверенность в том, что они были всегда, не дает нам поинтересоваться, кто их выдумал. В самом деле, кто изобрел ложку? Или пуговицу? Где и кем впервые разработаны дорожные знаки? Желая узнать, как что пишется или толкуется, мы привычно берем в руки словарь. И вряд ли задумываемся о том, что этот словарь ведь кто-то составил. Как вообще пишутся словари?

Что мы знаем об авторах самых знаменитых словарей русского языка – Дале, Ушакове?

О Сергее Ивановиче не знаем даже такого пустяка: далеко не каждый правильно поставит ударение в его фамилии, очень немногие слышали о том, что "Словарь русского языка" за последние 50 лет издавался двадцать четыре раза (Сергей Иванович шутил, что по тиражам его словарь не уступает трудам всех классиков марксизма-ленинизма вместе взятых).

1-й разминочный вопрос командам-игрокам.

Как же правильно произнести фамилию известного автора Толкового словаря русского языка?

(О'жеговы – фамилия уральская. Она происходит от слова "о?жег" (с ударением на О) – так в старину называлась палка, которую окунали в расплавленный металл, чтобы определить степень его готовности к разливке. Сергей Иванович говорил детям, что они все происходят от одного из демидовских крепостных, которому чудом удалось спастись из затопленных подвалов Невьянского завода (этот эпизод уральской истории красочно воссоздан в фильме "Петр I", снятом по роману А.Н. Толстого). Достоверно известно, что дед Сергея Ивановича более полувека работал на Екатеринбургском заводе, имел четырнадцать сыновей и дочерей, и все они получили высшее образование. Выходит, тяга к знанию, к науке у Ожеговых – фамильная черта).

Ведущий.

Итак, Словарю Ожегова – 60 лет! (1949) И наша игра посвящена этой знаменательной дате. Все задания будут так или иначе связаны со словом: его значением, употреблением, местом в предложении и так далее. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых имеет оригинальное название – крылатое выражение. Какие-то афоризмы вам знакомы, с некоторыми вы встретитесь впервые. Желаем вам приятного отдыха, насладитесь очередной встречей с таким прекрасным явлением, как русский язык.

1 этап. Выучить несколько языков – дело одного или двух лет. А чтобы научиться говорить на своем языке как следует, надо полжизни. Вольтер.

Состоит из нескольких заданий.

1) Расставьте ударение в словах. Время – 1 мин. 1 балл – за правильный ответ.

Приняли, продала, проклятый (богом), пурпур, развитая (лектором мысль), ремень, сирота, свекла, соболезнование, средства, статуя, две ступни, тавро, таможня, терпящий, туника, углубить, упрочение, ходатайство.

2) Просклоняйте словосочетания: трудно уловимый, побуждающая к творчеству, вдохновенно выращивал. Время – 3 мин. 1 балл – за правильный ответ.
3) Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Время – 2 мин. 1 балл – за правильный ответ.

Радиопр…емник, уд…вительное открытие, счас(?)ливая собстве(?)ость, ра…писание радиопередач(?), в моей памят…, (не)был обделен, знать (на)изусть, необ…яснимая любовь, (н…)чего (не)знал, страдать от (не)знания, кла…ическая музыка, еж…недельно, было не (под)силу.

2 этап. Речь должна отвечать законам логики. / Великий древний мыслитель Аристотель.

Будет состоять из двух заданий.

Время 1 мин. 1 балл – за правильный ответ.

1) Укажите грамматически правильное продолжение предложения: Используя слова-паразиты:

А) трудно говорить кратко;
Б) люди не могут говорить выразительно;
В) невозможно точно передать свою мысль;
Г) речь становится невнятной.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения: Не используя синонимы:

А) страдает мысль;
Б) речь становится бедной;
В) невозможно точно передать свою мысль;
Г) люди лишают себя возможности говорить выразительно.

2) Прочитайте предложения, запишите их в такой последовательности, чтобы получился текст. Время 1 мин. 1 балл – за правильный ответ.

(1) Там он жил и учился около трех лет.
(2) Когда ему пошел четырнадцатый год, его отвезли в Москву и отдали в Благородный пансион при Московском университете.
(3) Василий Андреевич Жуковский родился и вырос в селе Мишенском, недалеко от города Тулы, в имении своего отца.
(4) Вернувшись домой, Жуковский продолжал заниматься литературой, писал стихи.

Ключ (3214).

3 этап. Где мало слов, там вес они имеют. / Великий английский писатель Вильям Шекспир.

1. За правильный ответ – 1 балл. Я читаю синонимический ряд, вы называете главное слово – общее для всего ряда:

1) Беллетрист, газетчик, критик, литератор, летописец, памфлетист, публицист, романист, сочинитель, фельетонист, хроникер, писака, щелкопер (писатель);
2) Нелепица, абсурд, ахинея, бессмыслица, белиберда, вздор, галиматья, дичь, дребедень, ерунда, несообразность, околесина (околесица, околесная), чепуха, чушь; абракадабра (нелепость);
3) Грамотей, начетчик, начитанный, профессор, доктор, магистр; авторитет; человек (служитель) науки; филолог, естествоиспытатель, математик, лингвист (ученый);
4) Предложение, фраза, спич, тост, здравица, тирада, филиппика, изложение, слог, стиль (речь).

2. Замените словосочетание фразеологизмом. За правильный ответ – 1 балл.

Едва сохраняться; быть под угрозой гибели, исчезновения – висеть на волоске.
Мифическая чудодейственная жидкость, возвращающая жизнь мёртвому телу. Всё, что одухотворяет, благотворно действует, пробуждает интерес – живая вода.
Это совсем не так просто, требует большого труда, усилий, стараний – легко сказать.
Человек с близкими кому-либо убеждениями, взглядами, настроениями; надёжный товарищ – свой парень.
С целью получить большую сумму денег – за длинным рублем.
Быть в постоянных заботах, хлопотах – как белка в колесе.
Неудержимо, до изнеможения смеяться – лопнуть со смеху.

4 этап. Словарь – это вся внутренняя история народа. / Великий украинский писатель Н. А. Котляревский.

Объясните значения слов: уха, похлебка, ботвинья, окрошка, бульон. Время – 3 мин. 1 балл – за правильный ответ.

Уха – русское национальное жидкое блюдо, разновидность супа. Версии происхождения названия блюда в основном сводятся к следующей: слово “уха” происходит от древнего индоевропейского корня *jus, означавшему “отвар” (“жидкость”). Уха – русское национальное рыбное горячее жидкое блюдо.

Похлёбки – первые горячие блюда, по существу крепкие овощные отвары. В отличие от супов и щей, приготовляемых на мясных бульонах, похлёбки – лёгкие супы, основу которых составляют вода и овощи.

Ботвинья – блюдо русской кухни, представляющее собой холодный суп на кислом квасе и отваре свекольной ботвы. В основном варианте в ботвинью добавляют отварную красную рыбу, свежую и солёную, и едят, постоянно подкладывая в тарелку кусочки льда. В ботвинью прибавляют обыкновенно крошеного лука, огурцов свежих или соленых, а когда угодно, вареной мелко нарубленной свеклы”. Ботвинья По Далю "холодное, обычно рыбное кушанье на квасу с вареными травами (щавелем и др.) ботвою свеклы и мелко искрошенными овощами (огурцом и луком)".

Окрошка (от глагола крошить — мелко нарезать) – традиционное блюдо национальной русской кухни, холодный суп. Окрошка представляет собой смесь мелко порезанных овощей, обладающих нейтральным вкусом (например отварные картофель, репа, морковь, брюква и свежие огурцы), пряных трав (мелко нарезанный зелёный лук, петрушка, укроп, сельдерей, кервель, эстрагон), варёных вкрутую яиц, заправленную специальной окрошечной заправкой из растёртых в небольшом количестве кваса или огуречного рассола, горчицы, зелёного лука, перца, хрена и желтков яиц, залитую опять же специальным окрошечным квасом или окрошечным квасом пополам с обыкновенным хлебным, и заправленную сметаной.

Бульон – жидкий навар из мяса, рыбы или овощей. Содержит небольшое количество белков, поэтому имеет больше вкусовое и возбуждающее значение, чем питательное, также легкоусваиваем даже ослабленным организмом.

5 этап. Русский язык неисчерпаемо богат, и всё обогащается с поражающей быстротой. / Писатель Максим Горький.

Баннер, дефолт, чат, реприватизация, пейджер. (Эти слова напечатаны на карточке).

Вопрос задается всем командам сразу, на обдумывание ответа дается 2 минуты. Заслушиваются ответы всех команд, затем жюри оглашает результат.

Что объединяет эти слова? Каким термином мы пользуемся, говоря о подобных словах? Дайте лексическое значение этих слов.

(Эти слова новые (неологизмы), заимствованные из английского языка (англицизмы).

Активизация деловых, научных, торговых, культурных связей, расцвет зарубежного туризма, все это вызвало интенсификацию общения с носителями иностранных языков. Таким образом, сначала в профессиональной, а затем и в иных областях, появились термины, относящиеся к компьютерной технике (например, компьютер, дисплей, файл, интерфейс, принтер и другие); экономические и финансовые термины (например, бартер, брокер, ваучер, дилер и другие); названия видов спорта (виндсерфинг, скейтборд, армрестлинг, кикбоксинг); в менее специализированных областях человеческой деятельности (имидж, презентация, номинация, спонсор, видео, шоу).

Многие из этих слов уже полностью ассимилировались в русском языке.

Баннер (англ. banner – флаг, транспарант) – графическое изображение рекламного характера. Баннеры размещают для привлечения потенциальных клиентов или для формирования имиджа.

Дефолт (англ.default – невыполнение обязательств) – невыполнение договора займа, то есть неоплата своевременно процентов или основного долга по долговым обязательствам или по условиям договора о выпуске облигационного займа.

Чат (англ. chat – болтать, болтовня, разговор) – средство обмена сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени, а также программное обеспечение, позволяющее организовывать такое общение.

Реприватизация – приватизация ранее национализированной частной собственности, обратный переход к приватизированной собственности, то есть возврат в частную собственность той государственной собственности, которая возникла в результате национализации.

Пейджер – приёмник персонального вызова. Пейджер устроен так, что позволяет получать сообщения, посылаемые по пейджинговой сети.

6 этап. Творческое задание. С русским языком можно творить чудеса! / Русский писатель К.Г. Паустовский.

Подберите к слову “творчество” однокоренные слова. Составьте текст (5-6 предложений), используя образованные Вами однокоренные слова. Подберите к тексту заголовок. Время – 5 мин. Максимальный балл – 5.

7. Подведение итогов.

8. Заключительное слово.

Жизнь после смерти.

Из 24 изданий "Словаря" шесть оказались прижизненными, из них четыре стереотипными, а два (второе и четвертое) переработанными, причем объем и принципы построения оставались неизменными, а словник и структура постоянно совершенствовались. Ожегов, как никто другой, понимал, что язык - явление живое, меняющееся, и больше всего удовольствия доставляли ему наблюдения за этими переменами.