Урок "Дети имеющие право на особую заботу и помощь"

Разделы: Начальная школа


Цели: формирования правовой культуры обучающихся и приобщение их к общечеловеческим ценностям с помощью ситуационного моделирования.

Задачи: Научить:

  1. обсуждать проблемы, учитывая противоположные точки зрения;
  2. обосновывать свою точку зрения;
  3. планировать решения;
  4. делать выводы и заключения;
  5. оценивать собственный мыслительный процесс.
  6. формировать у детей понятия “Права”, “Обязанности”;
  7. организация самоопределения детей в школьной жизни, через осознание собственных возможностей, выбор своей позиции, выбор правил, регулирующих школьную жизнь, осознание и выбор правил взаимоотношений с одноклассниками.

Ключевые навыки, которые смогут развить учащиеся в ходе дискуссии:

  1. умение критически мыслить;
  2. информационно-коммуникационные навыки;
  3. исследовательские навыки;
  4. организационные навыки.

После завершения дискуссии мы ожидаем получить:

по теме урока, а так же повышение уровня правовой культуры осознание и ценность роли и значения прав и обязанностей ребенка, а так же книжку-малышку “Права и обязанности первоклассников”.

Авторский медиапродукт: презентация

Средства обучения: компьютер, мультимедиа - проектор, экран, документ- камера

Пояснительная записка

Урок - дискуссия подготовлен для проведения открытого урока по “Окружающему миру” в мае.

В предварительный период (2 недели) учащиеся получают задание познакомиться с правами и обязанностями детей, выполнить рисунки по данной теме. Задания даются по группам (группы постоянного состава). Ребята выполняют задания, приносят их в класс, вывешивают на информационные стенды.

Учащиеся знакомятся с информационно-игровым “Детским правовым сайтом” (http://mir.pravo.by/library/azbuka/ , с сайтом “Права ребенка” http://oldfio.novgorod.ru/projects/Project732), выполняют в нем игровые задания, которые повышают уровень правовой культуры. (1 неделя)

Урок проводится по презентации. Вся презентация выстроена на гиперссылках и кнопках возврата к предыдущему слайду, если нет кнопки или гиперссылки, то переход осуществляется нажатием мыши.

На уроке учащиеся объединяются в новые группы, которые распределяются методом жеребьевки по цветовому принципу, поэтому во время занятия они распределяют роли между собой. До выполнения работы в группе дети должны познакомиться с критериями оценки результатов своей работы.

Прежде чем группы начнут работать самостоятельно, обязательно нужно повторить правила работы в группе, форму отчета группы перед всем классом. Во время обмена информацией участники других групп задают отвечающим возникшие вопросы. Урок заканчивается рефлексией и самооценкой работы каждой группы.

Оборудование: карточки - брошюры для творческой работы, “Конвенция о правах ребёнка”

Ход урока

1. Организационный момент.

Перед работой разобьемся на группы, чтобы распределение было справедливым, проведем жеребьевку по цветовому принципу.

(Учитель предлагает детям жетоны разных цветов, в зависимости от цвета жетона, который достался ребенку, дети делятся на группы.)

Обратите внимание, что у вас лежат на столах игровые учебные пособия, которые вы будете использовать в своей работе на уроке.

2. Актуализация знаний:

К нам в класс почтальон принёс посылку.

* Хотелось бы вам посмотреть, что в этой посылке? (да)

* А мы можем её открыть? (нет) / если да/ Мы знаем кому она адресована? (нет)

Тогда можно её открывать? (нет)

*А почему нельзя? (потому что есть правила, что брать и раскрывать чужое нельзя, докажите н-р: можно ли бегать по школе? Нет, так как есть правила поведения; правила дорожного движения)

* А если правила устанавливаются государством, то, как тогда они называются? (Закон)

* Как вы понимаете, что такое закон? / слайд 2/

* А какой главный закон нашей страны? (Конституция

– основной закон, по которому мы с вами живём).

* Что записано в Конституции? (права наших граждан)

/слайд 3/

  • Какой закон есть у всех детей мира? (Конвенция о правах ребенка)

(слайд 4-5)

  • Какова главная мысль этого документа? (дети имеют право на особую заботу и помощь)

/слайд 6/

* А что такое права? (правила, по которым живут люди…)

Обратите внимание на словарную статью из толкового словаря Ожегова. С.И.

*Что вы узнали из неё?

- Вспомните и назовите права ребёнка./слайд 7- 16/

Ш.Театрализация.

Участники: Судья, ведущий, Золушка, сёстры.

/слайд 17/

- Если права не соблюдаются, кто заступится за ребенка? (суд)

Наш кабинет превращается в зал суда.

Вы – присяжные заседатели. Я судья.

- Судья: Поступило заявление от Золушки. Она просит у суда защиты. Дело в том, что ее обижает мачеха и ее дочери. “Уважаемый суд, прошу разобраться в злодеяниях мачехи и ее дочерей. Защитите и помогите.”

Истец Золушка, расскажите суду поподробнее о том, что произошло. Уважаемые присяжные заседатели, выслушаем внимательно и примем справедливое решение.

(Звучит музыка из к\ф “Золушка”)

/слайд 18/

Золушка: Мой отец женился, когда умерла моя мать, на женщине сварливой и высокомерной. У нее есть две дочери. Все им не так, заставляют делать самую грязную и тяжелую работу в доме. Я молчу и не решаюсь пожаловаться отцу, так как он смотрит на меня глазами мачехи. Я боюсь, что он будет бранить за неблагодарность и непослушание. Вечером, окончив работу, я сажусь в уголок возле камина на ящик с золой, поэтому они меня прозвали Золушкой.”

(На стульчик садится Золушка и что-то шьет).

Голос: Внимание! Внимание! Сегодня вечером принц устраивает бал. Приглашаются все знатные люди!

(Появляются сестры)

1 сестра. Золушка! Ты слышала? Нас пригласили на бал принца.

2 сестра. Помоги нам поправить наряды. (Золушка помогает)

1 сестра. А что, Золушка, хотелось бы тебе поехать на бал?

Золушка. Что вы, сестрицы? Вы смеетесь надо мной! Разве пустят во дворец в этом платье и башмаках?

Мачеха (дочерям) Красавицы мои, вы собрались?

2 сестра. Сейчас, маменька, только в зеркало посмотрим. Золушка копается, никак нас не оденет.

Золушка. Матушка, можно мне я тоже поеду Я надену какое-нибудь из старых платьев сестриц?

Мачеха. И думать забудь! Не хватало еще, чтобы ты в таком виде показалась в приличном обществе. Да у тебя и дел много: пол подмести, ужин приготовить, посуду перемыть, посадить розы у меня под окном, перебрать гречку и горох. Ну а если управишься, то можешь потом приехать на бал.

Золушка. Я и за три дня не смогу все это переделать!

Судья: Все понятно. Оказывается, сказочные герои абсолютно не знают права ребенка.

Присяжные заседатели, займемся этим делом серьёзно.

(инсценировка заканчивается, учитель продолжает урок)

- Открываем наши буклеты, в которых вы увидите несколько ситуаций из сказки “Золушка”

* Прочитайте и проанализируйте, какие права соблюдаются или нарушаются в сказке Шарля Перро “Золушка”?

/слайд 19/

(показ на интерактивной доске)

  1. “У бедной Золушки работы и заботы стало ещё больше, чем всегда. Ей пришлось гладить сёстрам платья, крахмалить их юбки, плоить воротники и оборки.”

(нарушение прав - рабство, непосильный труд)

/слайд 20/

2. “Вечером, окончив работу, она забиралась в уголок возле камина и сидела там на ящике с золой. Поэтому сестры, а за ними и все в доме прозвали ее Золушкой.” (нарушаются права на имя)

/слайд 21/

3. “ -Что с тобой, дитя мое?- спросила фея. Но Золушка так горько плакала, что даже не могла ответить.

- Тебе хотелось бы поехать на бал, не правда ли? – спросила крестная.

- Правда, - сказала Золушка, всхлипывая.

- Что ж, будь тогда умницей,- сказала фея, - а я уж позабочусь о том, чтобы ты могла побывать сегодня во дворце.” (соблюдается право ребенка на помощь)

/слайд 22/

4. “Спала она на чердаке, под самой крышей, на колючей соломенной подстилке А у обеих сестриц были комнаты с паркетными полами…”

(право на жилище нарушается)

слайд 23

* Представьте, если бы все люди пользовались только правами, то что бы было? (ответы детей… должны быть не только права, но и обязанности)

* А почему?.. докажите

*В каком документе записаны обязанности? (Всеобщая декларация прав человека) записано:

“Каждый человек имеет не только права, но и обязанности, перед обществом, в котором живёт, и должен вести себя так, чтобы его права и свободы не мешали правам и свободам других людей”).

4. Творческая работа в группах.

Сейчас будете работать в группах.

Назовите основные правила работы в группе

Памятка: “Правила работы в группе”. слайд 24

1. Выслушивай товарища до конца.

2. Говори только по делу.

3. Помни: от твоей работы зависит результат всей группы

4. Работай дружно.

5. Хорошее настроение – успех в работе.

/слайд 25/

5. Создание книжки – малышки для первоклассников.

Вы выпускники нашей школы и сегодня на уроке попробуем создать для подарка будущим первоклассникам книжку-малышку – какие должны быть у них права и обязанности.

Когда вы будете оформлять страничку к книжке – малышке, то вам поможет набор картинок в буклете.

Так как у первой группы сложное задание, то я вам помогу.

А вторая и третья группа работаю самостоятельно.

1 группа: слайд 26

Задание: создать страницу социальной рекламы о правах ребёнка,

в виде рисунков.

Что такое социальная реклама?

Это демонстрация и пропаганда соблюдения правил и норм в обществе. Она передаёт общественное мнение. Ёё цель – изменить отношение человека к какой-либо проблеме, создать новые социальные ценности. В социальной рекламе говорится не только положительное, но и отрицательное отношение к проблеме.

Памятка:

1. Выбрать социальное явление, что хотите отобразить по правам ребёнка: положительное или отрицательное.

2. Выбрать героя или сюжет рисунка.

3. Подобрать надпись к рисунку.

2 группа: слайд 27-28

Задание: создать страничку к книжке – малышке по обязанностям школьника.

Памятка:

1.Из данных предложений выбрать только те, которые относятся к обязанностям школьника.

2. Подобрать к этим предложениям картинки.

Добросовестно учиться

Беречь только свое имущество

Соблюдать этику поведения

Соблюдать школьный режим

Беречь школьное имущество

Беречь свое здоровье и здоровье окружающих

Соблюдать правила поведения

Соблюдать чистоту и порядок

Слушаться только тех учителей, которые преподают в твоем классе.

Слушаться всех взрослых, которые работают в школе.

Беречь свое здоровье.

3 группа: слайд 29

Задание: создать страничку прав для первоклассников.

Вам нужно подумать и выбрать самые важные права для первоклассников,

которые, по вашему мнению, лучше помогут адаптироваться в классе, школе:

будь внимательным на уроках; будь усидчивым; целеустремлённым; на уроках не кричать и не баловаться; хорошо вести себя в общественных местах; внимательно слушать учителя и не перебивать его; участвовать в классных и школьных мероприятиях; посещать библиотеку, кружки и секции.

Право 1_______________________________________________________

Право 2_______________________________________________________

Право 3_______________________________________________________

Право 4_______________________________________________________

Право 5_______________________________________________________

Право 6_______________________________________________________

(представитель каждой группы рассказывает о выполненном задании использование документ – камеры

6. Подведение итогов.

Рефлексия слайд 30-31

Что вызвало у вас наибольший интерес? Дети идут к доске с магнитиками и голосуют за определённый этап урока.

- Посмотрите сколько нового вы сегодня узнали.

- Этот фрагмент урока получил наибольшее количество голосов. Почему?

Вывод: в результате нашей социально значимой работы вы узнали, что и в сказке могут встретиться те же права и обязанности, что и в нашей жизни по которым мы живём.

Вы узнали о социальной рекламе и сделали книжку – малышку для будущих первоклассников.

Спасибо за урок.