Проект по литературе "Я – сказочник"

Разделы: Литература


Визитная карточка

Каким пунктам тематического плана школьного предмета соответствует разрабатываемый проект (учебное занятие)

УНТ, сказки

Проблемные места, возникающие при изучении этой темы

  1. Однотипность анализа литературного текста в 5-м классе
  2. Нелогичность в оформления письменной речи
  3. Высокая степень осведомленности детей по данной теме
  4. Низкий уровень заинтересованности в прочтении художественной литературы

Прожектные идеи, с помощью которых можно решить одну из выбранных проблем.

  1. спектакль
  2. создание презентация
  3. создание сайта
  4. сочинение

Обоснование выбора одной из прожектных идей через анализ реальной ситуации, в которой предстоит реализовывать разработанный проект (учебное занятие).

Для реализации данного проекта выбрана идея создания сайта, т.к. данная форма представления позволяет более полно и широко рассказать о проделанной работе. Предполагается, что сайт будет содержать в себе презентации детей с собранной необходимой информацией, сборник собственных сказок с иллюстрациями, 2 буклета о знаменитых писателей сказочниках.

Тема проекта (учебного занятия)

Я - сказочник

Цели проекта (учебного занятия) и задачи, позволяющие достичь поставленные цели

  1. Ознакомившись с дидактическим материалом, написать сказки согласно предложенным схемам.
  2. Формировать положительную Я-концепцию у учащихся посредством групповой творческой деятельности

Задачи:

    1. Описать особенности жанра сказки
    2. Научить работать не только с художественной, но и литературоведческой литературой
    3. Развивать умение кратко и логично излагать свои мысли письменно и устно
    4. Научить пользоваться Microsoft PowerPoint, Microsoft Publisher для оформления результатов
    5. Развивать умение представлять и оформлять продукт деятельности

Планируемый конечный результат

повышение интереса к учебному предмету, работа с программами Microsoft

Перечень критериев проверки достижения планируемых результатов

Тест, соответствие сборника требованиям

Время реализации проекта (учебного занятия)

2 недели

Требуемые ресурсы (человеческие и технические)
Техническое обеспечение: компьютер, доступ к Интернету, проектор, экран, принтер, сканер

Программное обеспечение: Microsoft Word, Adobe Photoshop Image, Microsoft PowerPoint, Microsoft Publisher, Конструктор сайтов

Другие ресурсы: книги сказок, словари, кинофильмы

Исполнители

учитель, 4 группы учеников по 5 человек

Триада вопросов, которую Вы ставите перед учащимися

Основополагающий вопрос – Если б не было сказок?

Проблемные вопросы учебной темы:

  1. Почему сюжеты одних и тех же сказок встречаются у разных писателей и народов?
  2. Чем объяснить, что есть любимые и нелюбимые сказки?
  3. Каждый ли может сочинить сказку?
  4. Что дает ребенку многократное прочтение сказки?

Частные вопросы:

  1. Что вам известно о жанре сказка?
  2. Перечислите знаменитых писателей-сказочников
  3. Сюжет какой сказки встречается у разных авторов?
  4. Есть ли у вас любимые и нелюбимые сказки?
  5. Когда-нибудь вы сочиняли сказку?

Какие самостоятельные исследования учащихся имеют место в предлагаемом проекте (учебном занятии)

“Сказки как строительный материал”

“ Сказки на новый лад”

“ За что я люблю сказки? (анкетирование)”

“Знаменитые писатели-сказочники”

Перечень прилагаемых к проекту (учебному занятию) дидактических материалов

  1. тест
  2. опросник
  3. подборка материала
  4. схемы
  5. памятка “Как оформить сборник”
  6. копилка иллюстраций

Описание проекта

Тема: Я - сказочник

Цель:

  1. ознакомившись с дидактическим материалом, написать сказки согласно предложенным схемам;
  2. формировать положительную Я - концепцию у учащихся посредством групповой творческой деятельности

Задачи:

    1. Описать особенности жанра сказки
    2. Научить работать не только с художественной, но и литературоведческой литературой
    3. Развивать умение кратко и логично излагать свои мысли письменно и устно
    4. Научить пользоваться Microsoft PowerPoint, Microsoft Publisher для оформления результатов
    5. Развивать умение представлять и оформлять продукт деятельности

Класс: 5

Сроки проведения: 2 недели

Техническое обеспечение: компьютер, доступ к Интернету, проектор, экран, принтер, сканер

Программное обеспечение: Microsoft Word, Adobe Photoshop Image, Microsoft PowerPoint, Microsoft Publisher, Конструктор сайтов

Другие ресурсы: книги сказок, словари, кинофильмы

Краткая аннотация проекта (учебные темы, охватывающие проект, описание основные изучаемых теоретических положений, краткое объяснение того, как практические занятия и самостоятельные исследование помогут учащимся 5 класса ответить на проблемные вопросы и вопросы учебной темы):

Данный проект разработан в рамках учебной темы “Устное народное творчество. Сказки”. В ходе поисковой деятельности ученики расширят свои представления о жанре сказка, узнают интересные факты из жизни знаменитых писателей – сказочников, выяснят у учеников своей школы, за что они любят сказку, проявят себя как писатели – сказочники. Проект предназначен для развития творческих способностей учащихся: предполагает развитие образного и логического мышления при решении поставленных проблем, нацеливает на самостоятельную исследовательскую деятельность, формирует навыки сравнительно-сопоставительного анализа как способа изучения художественного произведения.

Оформление результатов проекта: сайт (учитель), презентация, буклеты (ученики)

Этапы проекта:

Стадии Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Разработка проектного задания  Учитель формулирует тему проекта, формирует группы, готовит конверты с заданиями, создает сайт, разрабатывает поощрительную рейтинговую систему оценивания работы на уроке  
1.1. Выбор темы проекта Учитель предлагает учащимся тему проекта Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме.
1.2. Выделение подтем в теме проекта Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора 5 конвертов с заданиями Координатор группы выбирает конверт с заданиями
  Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися о выполнении подтем проекта Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты поиска и сбора информации, также возможные формы представления. Каждый ученик выбирает одну из подтем для себя (т.е. выбирает себе роль).
1.3. Формирование творческих групп Учитель проводит организационную работу по объединению школьников предварительно, 4 групп по 5 человек К началу проекта учащиеся уже сгруппировались, а на первом этапе определили свои роли
1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы Учитель представляет сайт проекта, в котором описаны цели, проблемы, вопросы проекта, а также темы исследований учащихся. По окончании работы все наработки учеников будут размещены на сайте Вопросы для поиска ответа вырабатываются в командах, определяются основные источники, записывают план деятельности
1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности Учитель в конвертах с заданиями заранее предложил формы представления проектной деятельности (презентация, буклет) Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности, выявляют недостающие знания для представления результата.
2. Разработка проекта Учитель консультирует по вопросам работы в Microsoft Publisher, Microsoft PowerPoint координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность посредством рейтингового оценивания урока. Учащиеся осуществляют поисковую деятельность
3. Оформление результатов Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность Учащиеся по группам оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами.
4. Презентация Учитель приглашает в качестве экспертов администрацию школы, представляет сайт проекта Докладывают о результатах своей работы: показ презентаций, раздача буклетов
5. Рефлексия Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки Для осуществления рефлексии каждая группа заполняет предложенные листы для групповой и индивидуальной рефлексии

Изученные модули: Создание работ в программы Microsoft Publisher, создание образовательного сайта на основе Конструктора школьных сайтов, создание образовательного фильма, монтаж образовательного фильма из готовых фрагментов, создание кроссвордов и тестов в Microsoft Excel.

См. приложение 1, 2, 3 и видеофрагмент.