Урок русского языка "Понятие об имени прилагательном как части речи"

Разделы: Русский язык


Цель: Формирование понятия об имени прилагательном.

Задачи:

  1. Обеспечить усвоение основных признаков имени прилагательного как части речи.
  2. Продолжать формировать специальные умения анализа слова, как части речи, установки связи слов в предложении.
  3. Развивать аналитические способности учащихся, память.
  4. Содействовать развитию речевых навыков детей.
  5. Воспитывать стремление применять новое знание на практике.
  6. Учить работать индивидуально, парами.

Оборудование:

  • запись слов II (жизнь, человек, вольная, борьба);
  • таблички для аналитической схемы фишбон;
  • опорные таблицы: 1) значение, вопрос, роль в предложении, 2) имя существительное, 3) имя прилагательное;
  • мультимедийная установка + презентации по теме урока (приложения 1-2);
  • картинки животных для индивидуальной работы;
  • карточки для проверки знаний учащихся.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый.
Начинаем наш урок.
Нам надо многое понять,
Чтобы грамотными стать.

- Запишем число, классная работа, прокомментируйте пропущенные буквы.

2. Минутка чистописания.

Учитель: Начнём мы нашу работу по традиции с минутки чистописания. Прочитайте слова на доске:

жизнь

человек

вольная

борьба

птицы

- в течение 10 минут запоминаете их. Я закрываю слова. Вы по памяти пишите. (1 человек пишет на доске)

- проверим: и себя, и того, кто писал на доске (все ли слова запомнил, правильно ли их написал, какой совет дадим ….., а себе?)

- составим цепочку букв для чистописания: выпишем из данных слов буквы, обозначающие мягкие согласные звуки

НЧЛРТ (учитель - изменяю, напишите)

ЧЛРТН …. (проанализируйте, что произошло, продолжите сами)

ЛРТНЧ РТНЧЛ ТНЧЛР (объясните, как построили цепочки)

3. Актуализация опорных знаний учащихся о частях речи.

- Какое слово, по вашему мнению, здесь лишнее? Обоснуйте.

Жизнь – оно не переносится

Человек – в нём отсутствует орфограмма “Ь – показатель мягкости”

Борьба – в этом слове в корне проверяемая безударная гласная

Вольная – имя прилагательное, остальные имена существительные

Птицы – во мн. ч

Учитель: Но, тем не менее, все эти слова из одной группы, которая называется …. (ЧАСТИ РЕЧИ). Я предлагаю систематизировать уже имеющиеся знания и определить ту область раздела Морфология, с которой предстоит нам ознакомиться сегодня и продолжить работу на следующих уроках. (метод фишбон – приём активизации детей посредством суммирования информации) Послушайте сказку:

(!!! по ходу составляется аналитическая схема фишбон)

Было это давным-давно. В словах была настоящая неразбериха. Попытались как-то слова построиться. Становились и так, и эдак. Всё плохо получается. “Без командира нам не обойтись, решили слова. – Призовём-ка мы на помощь принцессу … (кто знает, как её зовут?) … Морфологию.

- Кто из вас обозначает предмет? – спросила Морфология у слов.

- Мы! – ответили одни

- Какие слова их тех, что записаны на доске, откликнулись? (Ей ответили “жизнь, человек и борьба”)

- А какие формы у вас есть? – спросила она

- Что они перечислили (род, число и падеж).

- А что вы умеете делать?

- Что ответили наши слова? (Быть в предложении подлежащим и второстепенным членом предложения)

- Становитесь под знамя ….. (дать детям самим сказать). “Имя существительное” - приказала им царица.

- Дайте определение этой части речи (имя сущ. – слово, обозначающее предмет, т.е. существующее лицо, вещь, явление).

Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова, и наступил мир и покой.

- Какие группы слов вы ещё знаете? (Глагол, имя прилагательное, числительное, местоимение, наречие, предлоги)

- Вернёмся к нашему оставшемуся слову “вольная”. По каким признакам вы определили, что оно не относится к именам существительным? (Опора: значение, вопрос, роль в предложении)

4. Сообщение темы урока.

Итак, мы начинаем знакомство с новой частью речи – именем прилагательным и тема нашего урока: Знакомство с существенными признаками имени прилагательного как части речи.

5. Работа с текстом.

Учитель: предлагаю вам текст (приложение 1, презентация про зайца). Я буду читать по 1 предложению, а вы пробуйте определить, что это за зверь.

Этот … зверёк живёт в лесу.

У него … хвост.

Шубка у зверька летом …, а зимой - ……… .

… зверёк всего боится.

Его так и зовут: зайчишка-трусишка.

Варианты ответов будут разные – мало информации.

Непонятно: у всех зверей есть хвост.

Этот зверь меняет окраску, но такой зверь не один.

Теперь понятно, это заяц.

- Сколько предложений мне пришлось прочитать, пока вы догадались, о ком идёт речь? (5, минимум 4)

- Попробуйте вставить пропущенные слова, которые дали бы нам больше информации о зверьке и помогли бы гораздо раньше догадаться, о ком говорится в тексте?

- Работать предлагаю в парах. На некоторых партах лежат карточки с подсказами нужных слов. Если кому-то понадобится помощь, можете обратиться к консультантам своей четверки.

Проверка: чтение текста по предложению, анализ, выбор оптимального варианта, показ его на экране (!!! обратить внимание на повторы, если они будут)

Этот небольшой (маленький) зверёк живёт в лесу.

У него короткий хвост.

Шубка у зверька летом серая, а зимой – белая.

Трусливый (симпатичный, добродушный) зверёк всего боится.

Его так и зовут: зайчишка-трусишка.

- Какой части речи вставленные слова? Докажите.

Вывод: дополним нашу “рыбку” (фишбон) новыми знаниями:

- Что обозначают имена прилагательные?

- На какие вопросы отвечают?

- Перечислите шаги, которые вы должны сделать, чтобы не ошибиться в определении части речи.

6. Физкультминутка.

7. Наблюдение над зависимостью имён прилагательных от имён существительных.

Учитель: А вы не задумывались, почему имя прилагательное так называется?

(“Прилагается” к имени существительному для обозначения его свойств или качеств)

- Как это происходит в нашей речи? Послушайте ещё одну сказку: От рождения у Прилагательных были очень покладистые характеры. Они с удовольствием согласовывались бы со всеми Существительными, да вот незадача: не было у Прилагательных собственных рода, числа, падежа.

- А что, если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, - мечтали Прилагательные и решили, наконец, поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады своим новым друзьям. Так и живут с тех пор Прилагательные, чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода, числа и падежа. Вместе – служба, вместе – дружба. (Лишняя, убрать!!!)

- Докажем это. Вернёмся к словам чистописания. Образуйте словосочетания нашего прилагательного с каждым из имён существительных. Запишите их (у доски 2 человека работают в паре).

вольная жизнь

вольный человек (м.р.)

вольная борьба (ж.р.)

вольные птицы (мн.)

- В каких случаях вам пришлось изменить окончания прилагательного? Почему? (Слово другого рода, другого числа)

Вывод: (добавить в схему фишбон). Следовательно, в нашей речи имена прилагательные принимают на себя род и число имени существительного, с которым связаны. Подробно об этом будем говорить на следующих уроках. А сейчас следующая задача - научиться устанавливать связь прилагательных и существительных в тексте.

- Вот наш текст о зайце: установите связь имени прилагательного с именем существительным, к которому оно относится (продолжение работы в парах с последующей проверкой и выявлением связи в предложениях разобранного текста).

- Испытывали ли вы трудности, устанавливая связь слов в предложении?

 

8. Закрепление (разноуровневые задания):

1) КСО: игра “Узнай, кто это или что это”.

Учитель: (приложение 2, презентация Загадки). А знаете ли вы, что именно прилагательные помогают нам отгадывать многие загадки. Хотите попробовать?

- Запишите отгадку, прокомментировав орфограммы. Назовите имена прилагательные, подсказавшие вам каждую отгадку.

Рыжая, пушистая на ёлочке живёт.
Крепкими зубками орешки грызёт.

Не боится волка маленькая кроха.
Острые иголки защитят надолго.

Скачет по болоту зелёная квакушка.
Зелёненькие ножки, зовут её …

Пи, пи, пи - она сказала,
Сразу в норку убежала.
Что же это за малышка?
Это маленькая …

У этой малышки твёрдая рубашка.
Знаю я из книжки, это - …

Дружбу водит он с лисой,
Для других ужасно злой.
Всё зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый …

Маленький, удаленький.
Сквозь землю прошел -
Красную шапочку нашел.

Белочка, ёжик, лягушка, мышка, черепашка, волк, гриб

2) Индивидуальные задания (дать заранее на перемене): составить рассказ о животном, изображённом на картинке, не называя его, а только описывая.

Проверка: не читая всего рассказа, назвать только имена прилагательные, по которым остальные ученики класса д.б. определить само животное (вывешиваются картинки)

9. Рефлексия.

- Какой ответ вы дадите Почемучке: с какой целью употребляют в речи имена прилагательные? (Стр. 176 учебник)

- Значит, мы можем сказать спасибо именам прилагательным за то, что делают нашу речь яркой и выразительной.

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!

- Какие признаки предметов называют подобранные нами имена прилагательные? Размер, цвет, качество характера)

- Перед вами карточки, заполните их:

1 уровень

1. Соедини стрелкой:

имя прилагательное обозначает

действие предмета

предмет

признак предмета

отвечает на вопросы

кто? что?

какой? Какая? Какое?

Что делает?

2. Подчеркни только имена прилагательные: год, нашёл, глубокий, крохотный, малыш, ласковая, сообразительные, спасает, красивый, глубина.

2 уровень

1. Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает …. и отвечает на вопросы ….

2. Придумай и запиши имена прилагательные: ….

- Трудно ли вам было работать на уроке?

- Что новое узнали?

- Какие трудности встретились и как их преодолевали?

10. Д/з.

Написать небольшое сочинение о самом ярком событии каникул, употребив как можно больше имён прилагательных

11. Это интересно (доп. материал).

Прилагается ли прилагательное
(Чтобы у вас так не получилось!)

Госпожа Простакова из комедии “Недоросль” Д.И. Фонвизина хочет показать, как учён её у них сын Митрофанушка. Митрофан говорит, что он выучен грамматике. На вопрос, что он знает из грамматики, отвечает: “Много. Существительна да прилагательна”.

- Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

- Дверь? Котора дверь?

- Вот эта.

- Эта? Прилагательна.

- Почему же?

- Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит не навешена: так та покамест существительна.

- Так поэтому у тебя слово “дурак” прилагательное, п.ч. оно прилагается к глупому человеку?

- И ведомо.