Тема урока "Наблюдение над ролью суффикса в слове" (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Сегодня ценностью является не то, что мир воспринимается по схеме знаю – не знаю, владею – не владею, а ищу – и нахожу, думаю – и узнаю, тренируюсь – и делаю. Учитель должен стать организатором получения информаций. И на первый план выходит не накопление учащимися знаний, умений, навыков, а становление личности, ее “самостроительство”. Значит процесс учения – это процесс деятельности ученика направленный на становление его сознания и его личности в целом. В соответствии с концепцией “Школа 2100” на уроке используются: поиск контактов и сотрудничества, ситуация взаимопомощи, свободный выбор задания, создание проблемной ситуации, самооценка деятельности, познавательный интерес, побуждение к поиску решения поставленной цели.

Учащиеся на уроке действуют активно, учатся сотрудничать с товарищем, с учителем, интересуются конечным результатом деятельности, проявляют интерес к заданиям повышенной трудности. У детей появляются задатки самокритичности, умения рассуждать, анализировать, сравнивать.

Деятельностный подход на уроке позволяет развивать и основные ключевые компетентности учащихся: коммуникативную, информационную, учебно-предметные. Решая проблему, ребенок переживает радость открытия, формируется вера в свои силы и познавательный интерес.

Применение деятельностного подхода позволяет изменить подход к процессу обучения и отношения к ученику. Ученик, а не учитель становится центральной фигурой. Главным в процессе обучения на уроке становится не преподавание, а деятельность познания: самостоятельное приобретение и применение полученных знаний; совместные размышления, исследования, которые имеют большее значение для развития личности, нежели усвоение готовых знаний.

Определение суффикса.

Цель:

  1. Познакомить детей со словообразовательной ролью суффиксов в русском языке и формулировать умения образовывать слова с помощью суффиксов.
  2. Развивать у учащихся умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
  3. Воспитывать у детей чувство взаимоподдержки, взаимовыручки.

Оборудование: Словари, презентация к уроку.

Ход урока Развитие ключевых компетентностей учащихся
I. Организационный момент.

– Ребята, давайте поприветствуем наш урок:
Здравствуй, великий, здравствуй, могучий,
Здравствуй, любимый русский язык!

II. Введение в новый раздел.

1.Словарная работа.

– Слово, с которым мы сегодня познакомимся, вы составите сами, если внимательно проследите за движением стрелки.

Работа в группах. (Работа со словарями)

Выступление групп.

Запишите слово карандаш в тетрадь.

Измените, слово так, чтобы он обозначал маленький предмет. (Карандашик)

Проблемный вопрос.

– С помощью чего удалось превратить в новое слово?

2. Рассмотрите рисунок-кадр на фотопленке. (Слайд)

– Что подставил Петя Зайцев?

– Где?

Было слово корень. Стало слово…(корешок).

– Что такое – ок?

III. Сообщение темы и цели урока.

– Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать?

– Как вы догадались?

– Что хотелось бы вам узнать, чему научиться?

IV. Работа над новым материалом.

Прочитайте слова. Найдите корень.

Зуб-зубок
Лед-ледок
Мост-мостик
Глаз-глазок -Это разные слова или одно и то же слово?

– Как изменилось значение слова во втором столбике?

–С помощью чего получились новые слова?

– Что обозначают эти суффиксы?

Игра “Будь волшебником”.

– Вот у меня “волшебная палочка”, а вот слова

Нос, хвост, мед, дуб, стол, стул.

Кому я даю свою “палочку”, тот становится волшебником и превращает слова в названия маленьких предметов.

V. Работа над правилом.

– Ребята, попробуйте сформулировать, что такое суффикс.

(Суффикс – часть слова, стоит после корня, образует новые слова.)

– Сравните с правилом в учебнике (с. 79.)

VI. Первичное закрепление.

Спишите пословицу. Выделите знакомые суффиксы.

– Хорош пирожок, внутри творожок.

Проверка.

VII. Итог урока.

Выберите правильный ответ.

1. Что такое суффикс?

– Буратино сказал: “Суффикс-часть предложения”.

– Мальвина сказала: “Суффикс-часть слова”.

Незнайка сказал: “ Суффикс-это слово”.

2. Где в слове стоит суффикс?

– Буратино ответил: “Суффикс стоит в начале слова”.

– Мальвина ответила: “Суффикс стоит после корня”.

3. Зачем нужны суффиксы?

– Мальвина: “Суффиксы образуют новые слова”.

– Незнайка: “Просто так”.

VIII. Рефлексия.

– Что на уроке было самым интересным? Трудным?

– Доволен ли своей работой на уроке?

– Удалось ли достигнуть поставленной цели?

IX. Домашнее задание (на выбор детей).

  1. Сочинить сказку про суффиксы -ок-, -ик-.
  2. Подобрать группу слов так, чтобы можно было поиграть в игру “Третий лишний”.
  3. Упражнение 124, стр. 78.
Коммуникативные компетентности (К. к.)

Умение настроиться на деловой лад, собранность, готовность идти на контакт.

Информационные компетентности (И.к.)

Демонстрировать умения применять полученные ранее знания.

 

 

 

 

 

Работа с источниками информации.

Информационное сотрудничество, проявление толерантности, коллективно мыслительная деятельность.

Коммуникативные компетентности. Демонстрируют понимание проблемы.

 

 

Информационная компетентность. Демонстрирует понимание полученной информации, выводов.

 

 

 

Учебно-предметные компетентности. (У-П. К.)

Включение в общеучебную деятельность, знания и умения целеполагания.

 

 

Коммуникативная

Взаимодействие с окружающими (учителем, одноклассниками) в зависимости от предложенной социальной роли.

 

 

 

 

Коммуникативная.

Эмоциональная самореализация, самоподдержка.

 

 

Информационная.

Демонстрирует понимание полученной информации, умения делать выводы.

 

 

Информационная компетентность.

Демонстрирует понимание полученной информации.

 

 

Информационная.

Умение применять полученную информацию.

У-П. К. Самооценка учебно-познавательной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативная и учебно-предметная коммуникативность. Давать эмоциональную самооценку, взаимооценку, умение рефлексировать.

Информационная компетентность.

Умение использовать полученные знания в ходе практической творческой деятельности.