Урок окружающего мира во 2-м классе "Леса умеренного пояса" (УМПК "Школа 2100")

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Образовательные:

  • формировать представление о специфике лесной зоны, об особенностях сезонного климата, об отличиях хвойных и лиственных лесов;
  • помочь понять значение связей между членами лесного сообщества;
  • организовать групповую работу по моделированию лесного сообщества;
  • мотивировать учащихся к УД через создание доброжелательной атмосферы в классе.

2. Развивающие:

  • способствовать развитию коммуникативных навыков в ходе групповой работы;
  • способствовать развитию ОУУН – анализа, сравнения, обобщения, логического мышления.

3. Воспитательные:

  • содействовать воспитанию у младших школьников бережного отношения к природе;
  • содействовать воспитанию умения работать дружно в коллективе.

Ход урока

1. Самоопределение к учебной деятельности.

– На добрый путь всегда готовым будь!

– Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным?

– Пожелайте друг другу удачи (хлопки в ладони друг другу с соседом по парте).

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

Цель:

активизировать мыслительные операции;
– актуализировать имеющиеся у учащихся знания, необходимые для изучения новой темы;
– создать проблемную ситуацию – мотив для изучения нового материала.

Учитель. – Много на нашей земле разных чудес. Но, пожалуй, самое большое чудо нас ждет впереди… Приложение 1 Слайд  1.

Мы сегодня входим в лес,
Кто в глуши его таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все узнаем без утайки!
Разгадаем леса тайны!

Учитель. – Вам нравится узнавать тайны?

– Какие могут быть тайны у леса?

– Хотите узнать эти тайны?

– Мы с вами живем рядом с лесом, бывали в лесу, какие могу быть тайны?

– Много ли знаете о лесе?

– Сейчас есть возможность проверить свои знания. Рассмотрите фотографии (слайды 2 -4). Какое задание можете предложить для работы с этими фотографиями? (Распределить в три столбика лесных обитателей – животные, растения, грибы).

Загадки:

1.Убедитесь сами!
Они бывают разные:
С хвостами, с усами,
Бегать умеют они
И летать,
Ползать и плавать,
Кусать и хватать…
Добрые, злые, наземные, водные –
Кто же они? Догадались? (Животные)

2.Их весной и летом мы видели одетыми.
А осенью бедняжки сорвали все рубашки.
Но зимние метели в меха их одели. (Дерево)

3.И на горке, и под горкой,
Под березой, и под елкой.
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят. (Грибы)

Животные(1 ряд)
белка
заяц
белый медведь
бурый медведь
волк
Растения(2 ряд)
сосна
карликовая береза
черника
береза
лиственница
Грибы(3 ряд)
белый гриб
подберезовик
лисички
сыроежки
мухомор

Проверка. Все ли данные животные живут в лесу? (Слова-ловушки)

– Все данные растения (грибы) растут в лесу?

– Если мы живем в лесу, все ли мы о нем знаем? Достаточно ли вам этих знаний? Нужны ли вам эти знания?

3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.

Цель:

– выявить и зафиксировать место и причину затруднения;
– согласовать (сформулировать) тему и цель урока;
– уточнить индивидуальные задачи урока.

– Попробуйте сформулировать тему урока. (Лес.)

– Мы будем говорить про лес.

Тема: “Леса …………?………….пояса”.

Значима для вас эта тема?

– Почему мы с лесом дружим?
Для чего он людям нужен?

– Что на уроке предстоит выяснить, понять:

Узнать:

  • в каком поясе
  • место на карте
  • климат
  • … это природное сообщество?
  • польза леса

– На эти вопросы и постараемся ответить на уроке.

4. Совместное “открытие” знаний.

Цель:

– сформировать способность находить отличия умеренного пояса от других природных зон;
– как можно применять полученные знания.

– Как вы думаете, как на карте природных зон найти лес? Какой будет основной цвет? Найдите. (Работа по карте)

– В каком поясе? (Умеренный теплый пояс)

Слайд № 5:

– Уточним тему урока: “Леса умеренного пояса”.

– Когда работали по карте, на что обратили внимание? (Самая широкая – лесная зона)

– Назовите отличия лесной зоны от ледяной зоны (зоны холодного пояса)? (Лесами, наличие деревьев).

– Главная особенность умеренного климата – смена времен года (холодная зима, жаркое лето и т.п.). Резко выражена сезонность климата.

Работа по учебнику:

– Где можно проверить правильность наших предположений? (Учебник в 4-х ч., “Окружающий мир” А.А.Вахрушев, с. 49).

Физминутка:

Назвать птиц – взмахи руками, деревья – руки вверх подняться на носочки, животных – прыжки.

Кукушка, волк, сова, осина, лиса, клест, рябина.

5. Практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний.

Цель: – создать условия для групповой формы работы.

– Один американский ученый Барри Коммонер утверждает: “Все связано во всем”.

– Как понимаете эти слова?

– Заяц, лиса, дятел, …– почему эти и многие другие животные живут именно в лесу?

– На какие группы можно разделить все деревья?

– Как предлагаете поработать дальше, чтобы найти ответы на эти вопросы? (В группе)

– Почему? (Легче, быстрее проработать большой по объему материал).

– Правила работы в группе:

  1. Понять задание.
  2. Выслушать мнение каждого.
  3. Найти решение.
  4. Выбрать выступающего.

Распределитесь по группам. (По цветовому фону карточек)

– Давайте сформулируем вопросы, которые вы будете разбирать в группах:

Слайд № 6:

  1. Лес природное сообщество?
  2. Группы деревьев.
  3. Польза леса.

– Каждой группе предоставлен материал для наблюдений, для доказательства.

– Как можно оформить этот материал? (Наклеить карточки на листы и провести линии-связи, лесные цепочки). Сделайте вывод. Оформите.

– Если будут затруднения, можно к кому обратиться? (К товарищам, к учебнику, к учителю).

– Рассмотрите гербарии. Оформите вывод. (Лиственные и хвойные)

– Время работы ______ мин.

Проверка. Выступление групп.

– Существует такое утверждение: “Лес – это прочное природное образование. Леса существуют на земле сотни, тысячи лет, никто и ничто не может уничтожить лес...” Так ли это? (Человек способен все уничтожить).

– Как человек должен вести себя, чтобы не навредить природе?

– Какие правила поведения в лесу знаете вы?

– Попробуйте сформулировать эти правила в группах. (По карточкам-плакатам)

Проверка. Каждая группа представляет по 2 правила.

– Знают ли эти правила поведения в лесу первоклассники нашей школы?

– Какое задание можете предложить? (Оформить памятки для первоклассников)

Памятка:

Правила поведения в лесу:

1. Не сбивай ногой даже несъедобные ________________. Они не только являются лекарством для некоторых животных, но и участвуют в разложении остатков. Иначе их называют “______________________”. Грибы срастаются с ________________ деревьев и помогают им в питании.

2. Не лови и не уноси домой _______________.

3. Не разоряй _________________________.

4. Самый страшный враг леса _____________________. После ___________________ лес будет медленно вымирать. Не уходите из леса, не затушив ______________.

5. Береги ________________!

Проверка: все показать, одну зачитать.

6. Д/З. Попробуйте решить кроссворд. Если не знаете каких-то названий, где можно найти ответ? (Справочники, энциклопедии, родители).

7. Итог. Рефлексия.

– Какая тема урока?

– Какие тайны раскрыл нам лес?

Слайд № 7:

1.Лес – это природное сообщество.

2. Лес: хвойный (тайга), лиственный.

3. В умеренном климате – Времена года: зима весна лето осень.

– Всем людям Земли надо помнить:

Лес – это зеленый наряд нашей планеты.

Лес – это дом для всех лесных обитателей.

Лес – это наше богатство.

Лес – это богатая кладовая.

– Что было для вас интересным?

– Кто доволен своей работой?

– Для чего нужны вам знания сегодняшнего урока? Пригодятся ли вам знания, приобретенные на этом уроке в дальнейшей жизни?

Сигналы (обратная связь):

красный – кто понял материал урока и может рассказать дома, друзьям;

зеленый – кто понял, но еще затрудняется рассказать;

синий – кто не понял.

Слайд № 8:

– Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: “Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, а зверю – лес и горы”.

– А для тех, кто пожелает пополнить свои знания о лесных тайнах, может воспользоваться выставкой книг.

– Спасибо всем за плодотворную работу! Настроение после урока….(солнечное, хорошее)!