Организация методической среды кабинета физики современной гуманитарной гимназии

Разделы: Физика


Исходное состояние кабинета

Образовательная среда кабинета физики МОУ «Гимназия № 75» способствует достижению цели по формированию и развитию у обучающихся научных знаний и умений по предмету.
Учебное оборудование кабинета практически соответствует требованиям стандарта физического образования (с учетом профильного обучения), минимумам содержания, базисным программам основного и среднего общего образования; удовлетворяет необходимость наблюдения фундаментальных явлений, экспериментального подтверждения эмпирических законов и теоретических следствий посредством  выполнения лабораторно-практических работ обучающимися и постановкой демонстрационных опытов учителем.

Учебное оборудование:

  • Технические средства обучения: диапроектор, персональный компьютер,  сканер, ксерокс, принтер, экран;
  • Печатные, аудиовизуальные, компьютерные пособия: комплекты тематических таблиц, таблицы-стенды «Шкала электромагнитных излучений», «Международная система единиц», «Физические постоянные», «Таблица химических элементов», учебный видеокурс по физике;
  • Приборы и принадлежности общего назначения: комплекты расходных материалов, посуды, инструментов, соединительных проводов и т.д., электрофорная машина;
  • Приборы демонстрационные: измерительные приборы и принадлежности для демонстраций учителем опытов по механике, термодинамике и молекулярной физике, электродинамике, оптике и т.д.;
  • Приборы лабораторные: для организации выполнения обучающимися измерений и наблюдений.

Дидактический материал систематизирован в соответствии с изучаемыми темами, уровнем развития компетентностей обучающихся, профилем образования:

  • Раздаточный материал для контроля ЗУН;
  • Раздаточный материал для обобщения темы;
  • Пакеты творческих заданий;
  • Пакеты тестовых заданий по параллелям;
  • Список тем для организации индивидуальной исследовательской, проектной деятельности обучающихся.

Ключевые идеи, на основе которых строится система работы по созданию учебно-методической среды кабинета физики

Предметная область "Естествознание" играет первостепенную роль в формировании  в мировоззрении  учащихся естественнонаучной картины мира.
Изучение предметов этой образовательной области и физики  в том числе,  составляет неотъемлемую часть полноценного образования, подразумевающего не только получение определенной суммы знаний в некоторой области, но и всестороннее развитие творческой личности. Значение физики в формировании научного мировоззрения определяется ее непреходящей ролью лидера современного естествознания.
Анализ гуманитарных и естественных наук  выявил противоречие: гуманитарные  науки связаны с познанием человеческих отношений к миру, к себе, к другим людям, в основе же естественных наук лежат наблюдение, измерение, опыт.
Это говорит о том, что приоритетной компетентностью в этой области является информационная компетентность.

Задачи обучения физике таковы:

  • развитие творческих способностей учащихся, а также познавательного интереса к физике и технике; формирование осознанных мотивов учения и подготовка к осознанному выбору профессии  (что особенно существенно в профильных классах);
  • раскрытие структурной неисчерпаемости и единства строения материи; универсальность важнейших законов физики, диалектического характера физических явлений и теорий и соотношения роли теории и эксперимента в развитии физики, роли практики в познании; формирование научного мировоззрения;
  • ознакомление учащихся с физическими основами главных направлений НТП;
  • формирование современной естественнонаучной картины мира и  ряд других задач.

Что касается преподавания физики, то  выделю четыре основных предметных ключевых компетентности:

  • освоение методов научного познания;
  • овладение определенной системой физических законов и понятий;
  • умение воспринимать, перерабатывать и представлять  учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической);
  • овладение понятиями и представлениями физики, связанными с жизнедеятельностью человека.

В условиях профильного обучения необходимо не только пересмотреть задачи обучения физике, но и перечень предметных ключевых компетентностей согласно профилю класса. Начать этот процесс нужно, конечно, с отбора содержания, и, безусловно создания особой образовательной среды кабинета физики.

Развитие творческих способностей учащихся является одной из центральных целей образовательного процесса в гуманитарных классах. Таким образом, обнаруживается возможность приоритета развития личностной и коммуникативной компетентностей.

Исследования ученых показывают, что творческие искания протекают в форме образов, а умение мыслить образно можно развивать  в процессе обучения физике. При использовании методов эмпатии, свободных ассоциаций, ролевых игр, воображение  и фантазия учащихся обогащаются и совершенствуются. Для осуществления этого процесса необходимы новые комплекты заданий, дидактический и наглядный материал должны быть модернизированы.

Идеи привлечения художественной литературы к изучению физики не нова, её использовали Я. И. Перельман, Л. В. Тарасов, С. А. Тихомирова и др.,  их цель была иной - сделать  изучение физики более интересным, представить ученику информацию в виде художественного текста, что формирует информационную, коммуникативную компетентности обучающегося. Для реализации этих идей необходимы по-новому организованные дидактические материалы, использующие культурологические ориентиры.

На основе сказанного, предполагаю, что построение курса физики в опоре на культурологический стержень является главным условием реализации  идей гуманитарного образовательного  профиля. Основным средством может стать использование технологии конструирования культуротворческих ситуаций (КТС).

К специальным приемам развития творческих способностей  учащихся относится конструкторская и исследовательская деятельность, а потому имеет смысл создание руками обучающихся демонстрационных приборов и приспособлений, макетов и сооружений, игрушек.

Творческий процесс юного физика основывается на поиске, обработке, интерпретации   различных видов информации. На уровне чувственного восприятия отражательная и творческая деятельность человека могут сливаться воедино.

Высшая форма творческой деятельности, в частности теоретическая творческая деятельность тоже носит отражательный характер, т.к. образы, знаки, модели, которыми оперирует ученик в творческой деятельности имеют реальное содержание, поскольку отражают реальные отношения между предметами и явлениями действительности, установленные через восприятие.

В силу сказанного ясно, что содержание образовательной среды кабинета физики должно опираться на  образы, знаки, модели, идеальные конструкции, а также культурологические ориентиры.

Модель системы работы по учебно-методическому обеспечению образовательной среды кабинета физики

Цель работы по учебно-методическому обеспечению образовательной среды кабинета физики – создание инновационной системы методического сопровождения процесса обучения физике, посредством которой реализуется развитие компетентностей обучающихся на основе принципов практико-ориентированного подхода в рамках личностно-ориентированного обучения.
Методическая среда кабинета физики в современной гуманитарной гимназии должна соответствовать следующей модели:

Рис. 1

  1. ТСО, печатные пособия, приборы и принадлежности, лабораторное оборудование, соответствующие требованиям к оснащению учебного процесса – это необходимый минимум, предусмотренный нормативными документами Министерства образования РФ
  2. Видеотека и медиатека призваны дать учащимся наглядное представление об изучаемых явлениях и процессах, т.е. являются средствами моделирования, а также могут содержать информацию об использовании физических законов, сведения об ученых-физиках и их открытиях, интерактивные упражнения и задания и т.д.
  3. Материалы сетевых проектов и конкурсов позволяют проводить с обучающимися сетевые проекты, конкурсы, олимпиады, долгосрочные
  4. Учебно-методические материалы (УММ) – современная форма обобщения материалов педагогических исследований, создания и апробации инновационных методик и технологий, представляющий цельный пакет, содержащий психолого-педагогический анализ, обобщение теоретических основ, описание инновационного опыта, новейший дидактический, раздаточный материал, творческие работы обучающихся, методики оценки результативности и данные мониторинга ОП по предмету.
  5.  Техноло-гические  карты тематического планирования – по всем параллелям и темам по использованию различных педагогических технологий способствуют целостному видению педагогом всех целей ОП, и необходимы для реализации дидактических принципов сознательности, последовательности и систематичности.
  6. Дидактические раздаточные материалы, тесты, задачи – неотъемлемая деталь процесса обучения, необходимая при реализации принципов личностно-ориентированного обучения. Перечисленные в п. 1-6 формы учебно-методического обеспечения не подразумевают участия в их создании обучающихся.

    Перечисленные  в следующих пунктах  формы подразумевают непосредственное участие обучающихся в их создании, что необходимо при реализации принципов практико-ориентированного обучения в рамках компетентностного подхода.

  7. Копилка творческих работ обучающихся систематически создается учителем и учениками, подразумевает использование  разнообразных форм работы с объектами коллекции: рецензирование работ одноклассников, их оценка, создание индивидуального и коллективного творческого продукта (презентации, фильмы, эссе, и т.п.) по изученной теме, по новой теме, по интересным прикладным вопросам и т.д. Создание копилки творческих работ полностью соответствует задаче развития ключевых компетентностей обучающихся.
  8. Самодельные приборы и игрушки – неотъемлемая часть демонстрационного оборудования, особенно если оно формируется по принципу о минимуме оборудования. В этом случае подручные предметы, с помощью которых выполнены руками детей макеты, приборы, игрушки и т.д. наиболее эффективным образом раскрывают прикладной характер науки, реализуя практико-ориентированный подход на уроках, где используются эти формы учебно-методического обеспечения.
  9. Библиотека кабинета, его оформление, стенды и т.д., пополняемые и проектируемые учениками способствуют как поддержанию интереса обучающихся  к изучению физики, так и делают образовательную среду кабинета привлекательной, комфортной для обучающихся, что способствует снижению школьной тревожности. Непосредственное участие школьников в оформлении среды кабинета способствует положительному эмоциональному восприятию уроков физики, осознанию учеником своей значимости, воспитанию эстетического вкуса, осознанию необходимости соблюдения санитарных норм и требований техники безопасности, что способствует становлению витагенного опыта и развитию социальной компетентности в том числе.