Сценарий урока по истории в 7-м классе "Царь Алексей Михайлович"

Разделы: История и обществознание


Тема: «Царь Алексей Михайлович Романов».

Цели урока:

  • Познакомить обучающихся с личностью царя Алексея Михайловича и охарактеризовать внутреннее положение России в первые годы его царствования.
  • Работать над развитием критического (аналитического) мышления обучающихся.
  • Воспитывать чувство уважения к истории нашего Отечества.

Стадия «Вызов»

Учебная задача Форма работы
Пробуждение интереса к изучаемой теме Использование медиаресурсов (мультимедийная презентация)
Актуализация прежних знаний Приём «Аналогия в схемах»
Активизация мыслительной деятельности Приём «Три подсказки»
Самостоятельная формулировка темы урока

Стадия «Осмысление»

Учебная задача

Форма работы

Знакомство  обучающихся с личностью царя Алексея Михайловича Лекция с элементами беседы (использование дополнительного материала)
Характеристика внутреннего положения
России в первые годы царствования Алексея Михайловича
Чтение и анализ предложенного учебного текста.
Работа в группах по выполнению дифференцированных заданий

Стадия «Рефлексия»

Учебная задача Форма работы
Выявление уровня усвоения изучаемого материала Защита итогов работы в группах (представление, обсуждение).
Пробуждение интереса к дальнейшему изучению темы Использование медиаресурсов (мультимедийная презентация)
Дифференциация домашнего задания

Время реализации занятия: 40 минут

Авторский медиапродукт: Презентация 14 слайдов; операционная среда Windows XP, редактор Microsoft Power Point, Microsoft Word (Приложение 1)

Целесообразность использования медиапродукта:

  1. Повышение эффективности усвоения учебного материала
  2. Развитие наглядного образного мышления за счет повышения уровня наглядности
  3. Развитие понятийного мышления за счет возможности и необходимости самостоятельно обобщать материал, выделять смысловые группы, систематизировать весь предлагаемый материал
  4. Интенсификация учебно-воспитательного процесса

Оборудование: компьютер, проектор

ХОД ЗАНЯТИЯ

Слова учителя: «Здравствуйте. Я рада вас видеть.
Мигель де Сервантес писал: «История – это сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего». Для меня история, это как машина времени, которая позволяет совершать путешествие в прошлое, открывать много нового и интересного. И сегодня я приглашаю вас в такое путешествие».

 «Вызов»  –  первый этап урока.

Обучающиеся самостоятельно определяют тему урока при помощи подсказок учителя.
Подсказка 1.
Посмотрите на слайд (Приложение 1, слайд 2)
и скажите, что изображено на представленной иллюстрации? Что символизируют эти предметы?
Посмотрите на слайд (Приложение 1, слайд 3)
и ответьте, по какому принципу образована представленная схема? Почему вы так решили? (Принцип: отец, сын)
Подсказка 3. В схеме написано имя того, с кем мы сегодня познакомимся более подробно, и о ком речь не шла еще на уроках истории. О ком я говорю? (Алексей Михайлович)
А теперь сопоставим все три подсказки (Приложение 1, слайд 4) и сформулируем тему нашего урока.
Обучающиеся  самостоятельно формулируют тему  урока «Царь Алексей Михайлович Романов» (Приложение 1, слайд 5).

 Второй этап урока – «Осмысление»

Сегодня мы познакомимся со вторым царем династии Романовых  – Алексеем Михайловичем, который правил с 1645-1676 гг. и рассмотрим внутренне положение России в первые годы его царствования.
Современники прозвали его Тишайшим. А как вы думаете, почему он получил такое прозвище? Варианты детей.
Предлагаю обратиться к слайду (Приложение 1,  слайд 6)и посмотреть, что по этому поводу писал историк В.О. Ключевский.
Задание:
Ребята, выделите ключевые слова, которые объясняют характер царя.
Алексей Михайлович был добрым, незлобным, строгим, но справедливым человеком. Иногда у него случались вспышки гнева, но, остынув, он спешил на встречу обиженному со словами примирения. К царствованию Алексея готовили заранее: в 5 лет стали учить читать, в 7 – писать. В зрелые годы он не только писал многие документы, но сочинял вирши (стихи). Всю жизнь собирал библиотеку и часы, проведенные за книгой, сделали его одним из образованнейших людей своего времени.
Большое влияние на юного государя оказывал его воспитатель (дядька) – боярин Борис Иванович Морозов, который практически и управлял страной первые три года.
Алексей Михайлович был человеком набожным (Приложение 1, слайд 7). Выстаивал долгие часы церковной службы, привечал богомольцев, нищих и обездоленных.
Любимым занятием царя была соколиная охота. На книге, посвященной соколиной охоте он сделал надпись, которая впоследствии стала известной русской пословицей (Приложение 1,  слайд 8). Назовите пословицу, с помощью моей подсказки: по словарю Даля, охота – одно из названий слова потеха (Приложение 1, слайд 9). А какую же надпись сделал Алексей Михайлович на книге? Выслушиваются варианты детей, ответ появляется на слайде 9 по щелчку мыши: «Делу – время, потехе – час».
Ребята, как современники прозвали Алексея Михайловича? Но, несмотря на его прозвание, в годы его правления произошли важные события XVII века: Соляной бунт, Медный бунт, восстание под предводительством С.Разина, Соборное уложение, церковная реформа патриарха Никона (Приложение 1, слайд 10).
И сегодня на уроке мы поговорим об одном из событий. Как вы думаете, о каком? Почему вы так решили?
Я предлагаю вам выступить в роли исторических исследователей и переместиться в архив. Среди множества пыльных папок вы нашли документ времен правления Алексея Михайловича. Данный документ лежит у вас на столах (см. Приложение 2). Посмотрите, как он называется? Что может означать это название? Варианты обучающихся.          Ребятам предлагается самостоятельно ознакомиться с данным документом.
А теперь я предлагаю выйти из архива (встать из-за столов), потянуться вправо, влево и перейти к рабочим столам. Сейчас мы поработаем в группах.

Задания группам (Приложение 1, слайд 11):

  • 1 группа. Найдите в тексте слова,  которые могут быть непонятны нашим современникам (человеку XXI века) и запишите  их на листе.  Дайте им объяснение.
  • 2 группа. Выделите фразы и предложения, которые больше всего запомнились или произвели впечатление (не более 5 фраз) и запишите их на листе.
  • 3 группа. Сформулируйте вопросы для своих одноклассников и запишите их на листе (вопросов должно быть не больше, чем абзацев в тексте).

Третий этап урока – рефлексия

По завершению работы каждая группа представляет свой мини-проект и происходит их обсуждение.
В завершение урока предлагается прослушать небольшой текст о правлении царя Алексея Михайловича (Приложение 1, слайд 12) .

Вывод по уроку. Сегодня на уроке мы рассмотрели только страницу главы истории  Российского государства времен правления Алексея Михайловича. И в дальнейшем нам предстоит изучить много нового и интересного.

Домашнее задание (Приложение 1, слайд 13)

  • Прочитать параграф восьмой и выполнить задание на ваш выбор:
  •  Найти дополнительную информацию о личности царя Алексея Михайловича (Интернет, справочники, энциклопедии и т.д.).
  • Составьте кроссворд к § 8
  • Эссе на тему: «Каким вы увидели царя в ходе Соляного бунта?»

Поблагодарить ребят за работу на уроке и попросить оценить урок, заполнив лист-опросник.

Лист оценки урока

Мне было Я работал Мне понравилось работать Я ставлю себе Я ставлю учителю
интересно неинтересно активно неактивно как обычно с иллюстрациями в группе индивидуально 2 3 4 5 2 3 4 5
                               

Использованная литература:

  1. Даль Владимир Толковый словарь живого великорусского языка6 Т. 1-4. – М.: Рус.яз., 1989.
  2. http://www.spsl.nsc.ru/history/kluch/kluch56.htm
  3. Пчелов Е.В. История России 7 класс. Русское слово.:2008.