Формирование у студентов педагогического колледжа основ исследовательской культуры на уроках методики экологического образования

Разделы: Экология


Учебно-исследовательская деятельность очень сложна, и овладеть ею, даже на элементарном уровне, достаточном для современной профессиональной деятельности, невозможно за короткий срок. В связи с этим возникла мысль о том, чтобы учить студентов исследовательским умениям и навыкам на протяжении всего периода обучения в колледже.

Чтобы студент выполнил качественно исследование и интенсивно работал над проблемой на протяжении всего периода обучения в колледже, разработана система отслеживания выполнения плана учебно-исследовательской работы за год, четко определено содержание отчета в соответствии с программой учебно-исследовательской работы на двухлетний срок.

В первый год обучения на специальных предметах, а это биология, экология, основы природопользования, психология, педагогика, основы исследовательской деятельности и методике экологического образования (которая изучается одна из первых - первый год обучения, второе полугодие) у студентов формируется мотивация и развивается интерес к выполнению исследовательской деятельности и экспериментальной работе. Студенты совершенствуют умения и навыки работы с литературой, изучают прогрессивный передовой опыт, знакомятся с диагностическими методиками, в то же знания по педагогике, психологии и методикам закрепляются в ходе концентрированной практики в дошкольных образовательных учреждениях во втором полугодии.

Анализ сформированности исследовательских знаний и умений у студентов второго года обучения в колледже позволяет констатировать наличие небольшого объёма опытно-экспериментальной деятельности, поэтому на первом этапе усвоение студентами знаний по методике экологического образования сопровождается интенсивной работой по совершенствованию вышеназванных знаний и умений.

Включение студентов в учебно-исследовательскую деятельность предусматривает решение дидактической и практической задач. Первая предполагает обучение студентов методологии и методике исследования и углубление знании педагогической теории, вторая - целенаправленное и систематическое участие в исследовательской деятельности. В связи с этим очень серьёзное внимание в подготовке специалистов уделяется приобретению студентами исследовательских знаний и умений, самостоятельности творческого подхода к делу, формированию умения непрерывно учиться.

В педагогическом колледже для решения данной проблемы созданы все условия, которые направлены на:

  • формирование у студентов знаний и представлений, изучаемых тем по предмету и систему взаимодействия с темами других предметов;
  • придание обучению проблемного характера, т.е. привлечение студентов на уроках к решению творческих задач;
  • постановка перед студентами исследовательских вопросов, для ответа на которые необходимо провести педагогическое обследование в рамках педагогической практики;
  • построение совместной деятельности преподавателя и студента как партнерской;
  • создание среды для самостоятельного экспериментирования студентов;
  • использование моделирования как знаковой опоры, схем, графиков, диаграмм;
  • формирование умения работать с литературой (выбрать нужный источник, знакомится с ним, фиксировать прочитанное).

Реализация данных условий предполагает использование различных методов и приёмов работы со студентами в ходе, которой формируются у них исследовательские умения и навыки.

«Методика экологического образования» - предмет специального цикла дисциплин дошкольных отделений педагогических колледжей, который призван обеспечить профессиональную готовность воспитателей к эколого-педагогической деятельности. Достижение поставленной цели способствует решение следующих задач: освоение студентами теории и передового опыта работы с детьми в условиях дошкольного учреждения; овладение системой психолого-педагогических, методических и специальных исследовательских умений, необходимых для осуществления процесса экологического образования детей; повышение теоретического и практического уровня подготовки по основам естествознания и экологии; воспитание экологической культуры педагога.

Основной формой обучения является урок. Наряду с уроками в традиционной форме спланированы уроки-семинары, уроки-диспуты, уроки-консультации, практикумы, собеседования, дискуссии, экскурсии. Применение различных форм обучения оказывает положительное воздействие на развитие у студентов познавательной самостоятельности как необходимого качества профессиональной деятельности и социально активной личности.

В содержание лекции внимание акцентируется на основных идеях темы; формулируются её проблемы, отражается история изучаемого факта или явления, показывается на конкретных примерах процесс научного поиска – это даёт настрой на дальнейшее исследование.

Действенной формой в работе со студентами являются семинарские занятия. Семинары необходимы для конкретизации и углубленного изучения основных положений темы, выдвинутых в лекциях.

Педагогическая ценность урока-диспута состоит в том, что он предполагает открытый обмен мнениями всех участников диспута, а также урок-диспут, как и семинар:

  • способствует формированию у студента умений определять в рассматриваемом вопросе главное;
  • помогает студенту из системы имеющихся знаний выделять положения для доказательства своей точки зрения, и готовить аргументированное выступление;
  • позволяет формировать умение анализировать выступления товарищей; сравнивать аргументы в пользу различных точек зрения.

Урок-диспут требует тщательной подготовки, одной из форм которой является опережающее домашнее задание.

Ведущими в составе исследовательского похода в обучении являются и общедидактические приемы: анализ и установление причинно-следственных связей, сравнение, обобщение и конкретизация, выдвижение гипотез, перенос знаний в новую ситуацию, поиск аналога для нового варианта решения проблемы, доказательства или опровержение гипотезы, планирование исследования, проектирование содержания, прогнозирование результата, оформление результатов проведенного исследования.

В процессе обучения также использованы педагогические ситуации, где студенты защищали свои проекты, приводили в защиту аргументы, доказательства, факты, задавали вопросы, выясняли непонятное. Например: рецензирование ответов товарищей, подобранного материала к уроку; оказание помощи, объяснение непонятного сокурснице; студенты поставлены в ситуацию свободного выбора задания как творческого; самопроверка, анализ и оценка собственных практических работ.

В тематическом плане учебной дисциплины «Методика экологического образования» предусмотрены практические задания для самостоятельной работы студентов. Овладеть умениями самостоятельно приобретать знания – значит, открыть для себя путь к исследовательской деятельности. Наиболее продуктивно формирование исследовательских умений реализуется в ходе выполнения рефератов, представляющих собой краткое изложение в письменном виде содержания и результатов индивидуальной учебно-исследовательской деятельности студента, имеющее регламентированную структуру и оформление.

Тематика учебных рефератов ориентирована на углубление знаний по методике экологического образования дошкольников. Например: «Роль моделирования в формировании знаний о росте и развитии растений», «Дидактические игры природоведческого содержания на занятиях по познавательному развитию», «Воспитание трудолюбия у дошкольников через организацию труда в уголке природы» и др. Логическим завершением выполнения рефератов является представление их на ежегодной студенческой конференции в колледже.

Многое дали педагогам и студентам колледжа встречи с Л.М. Маневцовой, Н.А.Рыжовой, они помогли увидеть научный подход к экологическому образованию дошкольников. Беседы с ними стимулировали внутреннюю (мыслительную) активность, поисковую деятельность. И сегодня после рассматривания, студентами нового набора, фотографий встреч с учеными, знакомства с их исследованиями и разработками у них вызывает неподдельный интерес к изучаемому предмету.

Проведенное промежуточное и контрольное анкетирование показало, что более половины из тех, кто был включен в исследовательскую деятельность, представленную выше, испытывал меньше сложностей при выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ.

Вдумчивое, заинтересованное выполнение исследования стимулирует профессиональные умения будущего педагога в создание благоприятных условий педагогической деятельности и формировании положительного отношения между педагогом и детьми.