Обобщающий урок по теме "Музыкальное путешествие по Европе" (4-й класс)

Разделы: Музыка

Класс: 4


Цели:

  • Развивающие:
    • развивать музыкальный кругозор, интерес к музыке;
    • совершенствовать музыкальное восприятие, умение аализировать, сравнивать, выделять главное;
    • развивать ладо-тональный, тембровый слух, музыкальную память; чувство ритма;
  • Образовательные:
    • в опоре на музыкальный опыт учащихся  обобщить знания о народной и композиторской музыке Европы;
  • Воспитательные:
    • пробуждать интерес к музыкальным традициям и культуре народов мира;
    • воспитывать эмоциональное восприятие к музыке.

Оборудование: магнитофон, иллюстрированный материал, музыкальная викторина в аудиозаписи: молдавский народный танец, греческий народный танец, испанский народный танец, вальс; музыкальные инструменты: треугольник, маракасы, бубен, румб, рубель, баян. фотепиано; карты – задания; портреты композиторов: И.С. Бах, Л.В.Бетховен, Э.Григ, И. Штраус, Ф.Лист, нарисованный поезд, карта путешествия.

Музыкальный материал: «Молдовеняска» молдавский  народный танец, «Мелодия» К. Глюка, «Сиртаки» греческий народный танец, «Болеро М. Равеля, Симфония №40 В.Моцарта, «Халлинг» норвежский танец Э. Грига, «Весенние голоса» вальс И штрауса, «Фуга» И.С. Баха.

Для осуществления дифференцированной проверки знаний и умений, мысленно делим класс на 3 группы: сильных, средних и слабых. Для поверки и оценки используется сочетание индивидуальной и фронтальной формы работы.

ХОД УРОКА

Под песню «Вместе весело шагать» дети входят в класс.

Музыкальное приветствие:

– Я очень рада новой встрече с вами. Несмотря на то, что за окном по – зимнему холодно, у нас в классе тепло и уютно, светло от ваших лучистых глаз. Ребята, сегодня вновь нас всех вместе собрала у себя Волшебница Музыка!

Всё в мире хочется  познать
Всё хочется увидеть в мире:
В стране мелодий погулять
И поиграть на струнной лире
Нас поезд ждёт
Пора нам в путь
Нам музыка всего дороже
Фантазий сказочная нить
Не заблудиться нам поможет.

– Сегодня у нас будет необычный урок. Мы будем с вами путешествовать по Европе. Успеем побывать во всех странах Европы,  с которыми познакомились на предыдущих уроках. Назовите мне эти государства?
– Как вы считаете, на чём можно путешествовать? (На самолёте, пароходе, поезде…)
– Правильно! Но мы отправимся в путешествие на поезде. Для этого нам необходимо выбрать «машиниста», а все остальные ребята будут путешественниками. А я ваш экскурсовод, буду «отправлять» вас в дорогу, называть станции, объяснять задания, оценивать вашу работу и только справившись с заданием,  мы сможем отправиться на другую станцию.
– Итак, урок-путешествие начинается: машинист даёт гудок (свистулька), и поезд отправляется в путь. (Под звучание песни «Голубой вагон» путешественники имитируют  движение поезда согнутыми в локтях руками.)

Первая станция «Мелодическая»

– На этой станции вы должны узнать по нотной записи мелодии, написанные на плакате и исполнить их с названием нот. Но прежде разогреем голосовые связки и исполним распевку.

  1. «Родина» греческая народная песня
  2. «Много песен мы споём» венгерская народная песня

– Молодцы ребята! С первым заданием вы справились хорошо. Станция мелодическая покорена и прикрепляем первый победный флажок.

Машинист даёт гудок, звучит 2 куплет песни.

Музыкальный поезд останавливается на второй станции «Ритмической»

– На этой станции вам предстоит выполнить 4 задания:

1. Исполнить ритмический рисунок. Назовите  страну с которой  эти ритмы тесно связаны. (Испания)

2. К доске выходят двое ребят.

А) Разобрать партитуру
Б) Исполнение
В) Какой ритмический рисунок,  здесь преобладает и для какой музыкальной культуры он характерен (Синкопа, Норвегия)

3. Исполнить ритмический рисунок по партитуре.

4. У доски работают двое ребят, один в партитуре подчёркивает триоли, а другой синкопы.

Машинист даёт гудок, звучит 3 куплет песни.

Третья станция  – станция «Музыкальных загадок»

– Каждому из вас предстоит выполнить работу на карточке самостоятельно.

1. Карточка (сильные)

Вспомни авторов этих популярных музыкальных пьес:

  1. «Венгерская рапсодия №2» Ф. Лист
  2. «Халлинг» Э. Григ
  3. «Баркарола из цикла «Времена года» П.И. Чайковский
  4. «Болеро» М. Равель

2. Карточка (сильные)

Заполнить таблицу, дописать пустые графы.

Композитор Название музыкального произведения Государство
1. Э. Григ «Утро» Норвегия
И. Штраус Вальс «Весенние голоса» Австрия
3. В.А. Моцарт Симфония № 40 Австрия
4. И.С. Бах Фуга Германия

3. Карточка (сильные) работают у доски.

К предложенным рисункам, подписать названия произведений и к какой музыкальной культуре они принадлежат.

4. Карточка (средние)

Прочитать названия народных жанров песен и танцев, переставив слоги по горизонтальным рядам и назвать государство,  к которому  они принадлежат.

Рапсодия
Сиртаки
Баркарола
Халлинг
Тарантелла

5. Карточка (средние)

Объяснить значение терминов:

Молдовеняска – молдавский народный танец.
Хардигфёле – норвежская  народная скрипка украшенная серебром и меньше размером.
Миф – фантастическое сказание древних греков.
Дифирамбы – хвалебные гимны у греков.
Хабанера – испанский танец.
Орган – клавишный инструмент.

6. Карточка (слабые)

Подписать в карточке названия инструментов (кастаньеты, гитара, орган)

7. Карточка (слабые)

Дописать слово, означающее инстумент

Клаве…син
Каста…ньеты
Ги…..тара
Ор…
Ав….лос

– Проверяем карточки. Молодцы, с заданием все справились отлично.

Физкультминутка

– Машинист оповещает всех «путешественников» о отправлении поезда и мы спешим с вами на следующую станцию.

Машинист даёт гудок, звучит  куплет песни.

Четвёртая станция – «Композиторская»

На этой станции у вас состоится встреча с композиторами. Я вам показываю портрет, а вы называете его имя и произведение, которое он сочинил. (Ф. Лист «Рапсодия», И.С.  Бах «Фуга», Л.В, Бетховен «Симфония», М.Равель «Болеро», Э.Григ «Халлинг», И. Штраус «Вальс», «Весенние голоса».)

– Хорошо ребята, музыкальное путешествие продолжается и поезд прибывает на пятую станцию – «Слушательскую»

– Сейчас мы с вами сыграем в игру под названием «Угадай мелодию». Прослушав фрагмент произведения, вы должны назвать его и композитора, который его сочинил. Сели все в позицию слушателя.

1. «Молдовеняска» н. танец Молдавии
2. «Мелодия»  К.Глюк
3.»Сиртаки» греческий н. танец
4. Вальс «Весенние голоса» И. Штраус
5. «Фуга» И.С. Бах
6. «Болеро» М.Равеля

– Молодцы ребята, все мелодии вы отгадали. И наш поезд отправляется на шестую станцию.

Машинист даёт гудок, звучит  куплет песни.

Шестая станция «Исполнительская»

– На этой станции заканчивается наше музыкальное путешествие и завершаем мы его исполнением песен.

  1. «Родина» греческая н. песня
  2. «Много песен мы споём» венгерская н. песня

– Ребята, понравилось вам путешествовать на нашем музыкальном поезде? А теперь обратим внимание на самое главное:

1. С какой музыкой мы знакомились? (Народной и композиторской)
2. У каждой музыкальной культуры есть свои  особенности. Кто является распространителем венгерской народной культуры? (Цыгане)
3. А в чём особенность австрийской музыкальной культуры? (Австрийская музыкальная культура развивалась по пути объединения разных национальных культур – австрийской, ческой, венгерской, цыганской, украинской, немецкой, итальянской.)

– Ребята, мы с вами изучили большой пласт музыкальной культуры разных народов, а что же нам помогло понять музыку этих народов, ведь мы с вами не знаем языка этих культур? (Понять музыку разных народов нам помогли элементы музыкальной речи: мелодия, лад, ритм, темп, динамика, инструменты, звуковедение).

– На этом наше увлекательное путешествие завершилось. Все ребята на уроке работали активно, поэтому вы получаете  «отлично». А я вам желаю любить не только русскую музыкальную культуру, но и интересоваться музыкой разных народов.