Программа "Логочас"

Разделы: Логопедия


Известно, что нормальное развитие ребенка возможно только при совокупности нескольких условий:

  • здоровье ребенка;
  • благоприятная социально-педагогическая развивающая среда, включающая специально организованное предметно-игровое пространство, обеспечение условий для познавательного речевого, эмоционального развития;
  • желание и интерес ребенка к окружающему.

Нормально развивающийся ребенок обладает значительными потенциальными возможностями. Он активно разворачивает свою собственную программу развития. У детей с проблемами в речевом и умственном развитии дело обстоит несколько иначе. Развернуть свою собственную программу они без специальной, коррекционной помощи взрослого не в состоянии.

Данная программа предназначена для работы с детьми 5-6 лет, имеющими отклонения в развитии (ЗПР, ТНР, УО, ТИ). Эти дети имеют отклонения в

  • нервно-психической сфере;
  • познавательной деятельности;
  • поведении;
  • развитии общей и артикуляционной моторики;
  • развитии лексики, формировании грамматического строя речи, звуко-слоговой структуры на ряду с грубым нарушением звукопроизношением с недоразвитием фонематического слуха.

Для детей с ЗПР характерны различные нарушения речевой деятельности. При задержке психического развития отмечается более позднее развитие фразовой речи, дети затрудняются в воспроизведении логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные взаимоотношения. В собственной речи они употребляют в основном самые простые конструкции, что связано с бедностью их смысловых связей. Характерны выраженные затруднения в грамматическом и семантическом оформлении предложений. Словарный запас дошкольников с ЗПР отличается бедностью и недифференцированностью: дети недостаточно понимают и неточно употребляют близкие по значению слова. Устная речь дошкольников может быть лишена выраженных нарушений звукопроизношения, но недостаточность звукового анализа во многом определяет специфические черты их отставания в речевом развитии.

У детей с УО характерно выраженное отставание в развитии речи. Оно имеет тотальный равномерный характер и касается недоразвития как импрессивной, так и экспрессивной речи. С трудом формируется дифференцированное понимание и обозначение предметов и действий. Характерно длительное употребление слов в неточном значении. Словарь умственно отсталого ребенка отличается бедностью, в нем почти полностью отсутствуют обобщающие понятия, многие дети неточно понимают значение даже общеупотребительных существительных, прилагательных, глаголов, наречий. Для детей с УО характерно крайне медленное усвоение логики построения предложений.

Речь детей с ТНР аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Характерным является недифференцированное произнесение звуков, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы; отмечаются замены и смешения звуков. На фоне относительно развернутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции. Понимание обращенной речи приближается к норме.

Перечисленные выше особенности дошкольников с отклонениями в развитии свидетельствуют о том, что без целенаправленной логопедической работы по исправлению недостатков в развитии всех компонентов речи у детей могут возникнуть трудности в учебе. В программе определены основные направления логопедической работы, обеспечивающие комплексный и индивидуальный подход к коррекции речевых нарушений; учтена общность развития нормально развивающихся детей и детей с недоразвитием речи, что проявляется в онтогенетическом подходе к построению её содержания. Педагогическая работа по данной программе позволяет обеспечить развивающее воспитание дошкольников, всестороннее развитие их интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей психические процессы, свойства и такие личностные качества, как креативность, любознательность, инициативность.

Основополагающими документами, используемыми в данной программе являются:

  • Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. – М; 1989.
  • Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (старшая группа детского сада). Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. – М; 1993.
  • Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (с 4 до 7 лет). Нищева Н.В. – СПб; ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006.

В качестве наглядного материала на занятиях может использоваться пособие Т.Б. Филичевой, Г.А. Каше “Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста”. – М.: Просвещение, 1989.

Цель программы: формирование речевой практики как основы усвоения элементарных закономерностей языка. (Коррекция речевых дефектов у детей с отклонениями в развитии.)

Основные задачи:

  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • формирование навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры,
  • подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза;
  • уточнение и расширение словарного запаса;
  • знакомство с обобщающими понятиями;
  • формирование практических навыков словообразования и словоизменения, умения употреблять простые распространенные предложения.

Методы и приемы, используемые в программе:

1. Словесные:

– словесная инструкция;
– показ (подражание);
– объяснение;
– рассказ.

2. Наглядные:

– жестовая инструкция;
– метод совместных действий;
– наблюдение;
– предметные, сюжетные, серии картинок, различные пособия.

3. Практические:

– подвижные игры;
– сюжетные игры.

В качестве наглядного материала на занятиях может использоваться пособие Т.Б. Филичевой, Г.А. Каше “Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста”. – Просвещение, 1989.

Прогнозируемые результаты, способы их проверки

К концу года дети старшего дошкольного возраста должны овладеть следующими навыками.

Звуковая культура речи.

1. Различать и внятно произносить звуки родного языка.
2. Уметь подбирать слова на заданный звук.
3. Выделять в произношении заданный звук.
4. Находить место звука в слове (начало, середина, конец).

Словарная работа.

1. Уметь группировать предметы по их назначению, использовать в речи существительные, обозначающие видовые и родовые понятия.
2. Уметь подбирать к словам синонимы и антонимы.
3. Составлять описательные рассказы о предметах (по схеме и без опоры на наглядность).
4. Составлять рассказы по картине и серии сюжетных картин.

Подготовка к обучению грамоте.

  1. Усвоить понятия: звук, буква, слово.
  2. Знать буквы русского алфавита.

Формы подведения итогов

В конце каждого периода работы проводится диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста по методике Н.В. Микляевой. (Приложение 1). Данная методика направлена на выявление уровня развития фонологического компонента языковой способности, носит тестовый характер и состоит из шести методик:

  • выявление артикуляционных возможностей детей;
  • выявление возможностей восприятия артикуляционной позы;
  • выявление осознанности представлений об особенностях произнесения звуков;
  • выявление сформированности звуко-слоговой структуры слова и навыков звукового синтеза;
  • определение уровня развития фонематического восприятия;
  • исследование навыков языкового анализа и синтеза.

Данная диагностика позволяет наглядно представить картину речевого дефекта и определить степень выраженности нарушения разных сторон речи, а также использовать её для прослеживания динамики речевого развития ребенка и эффективности коррекционного воздействия.

Алгоритм занятия: (фронтального)

  1. Организационный момент.
  2. Введение в тему.
  3. Знакомство со звуком (артикуляция и характеристика, обозначение звука символом).
  4. Артикуляционная и мимическая гимнастика.
  5. Упражнения на развитие фонематического слуха.
  6. Физкультминутка.
  7. Беседа по лексической теме.
  8. Упражнения на развитие речевого и физиологического дыхания.
  9. Пальчиковая гимнастика.
  10. Дидактические игры на развитие лексико-грамматического строя речи.
  11. Итог занятия.

Алгоритм занятия: (индивидуального)

  1. Организационный момент.
  2. Артикуляционная гимнастика
  3. Формирование речевого и физиологического дыхания.
  4. ообщение темы занятия.
  5. Развитие фонематического слуха.
  6. Пальчиковая гимнастика.
  7. Закрепление звука в слогах.
  8. Закрепление звука в словах.
  9. Физкультминутка.
  10. Закрепление звука в словосочетаниях.
  11. Закрепление звука в предложениях.
  12. . Закрепление звука в тексте.
  13. . Итог занятия.

Технические средства:

  1. Индивидуальные зеркала.
  2. Карточки с изображением букв.
  3. Материал для дыхательных упражнений.
  4. Наборы игрушек и комплекты предметных картинок для уточнения произношения в звукоподражаниях, уточнения произношения гласных и согласных звуков.
  5. Предметные и сюжетные картинки по изучаемым лексическим темам.
  6. Настольно-печатные дидактические игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи.

Содержание программы – приложение 1.

Конспекты по программе “Логочас” – приложение 2.