Урок Мира

Разделы: Классное руководство


Цель: воспитывать чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за свой народ, чувства уважения к прошлому страны; развивать чувство милосердия и сострадания.

Оформление: плакаты: “Миру – мир!”, “Мы рождены не для войны – для жизни, творчества, любви!”

Слово учителя. Сегодня мы отмечаем праздник – День знаний! Школа распахнула для вас свои двери, прозвенел первый звонок, и начался первый урок – урок Мира. Что означает слово “мир”? Толковый словарь С.И. Ожегова дает несколько определений этого слова. Вот одно из них: согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны. Что же такое война? Война – это зловещие языки пламени, рвущиеся в ввысь и испепеляющие все на своем пути. Искаженные ужасом лица женщин, прижимающих к груди насмерть перепуганных детей. Душераздирающие стоны раненых. Грохот орудий. Свист пуль. И всюду трупы людей, еще недавно думающих о будущем, надеявшихся на встречу с родными, мечтавших о любви и счастье. Все это и есть война – самое страшное бедствие, которое только может случиться в жизни человека и в истории всего человечества.

Что может быть страшнее, чем война?
Лишь слезы да страдания несет она.
И счастье разбивает у людей,
Любимых разлучая и друзей.
Как смерч, врываясь в мирные дома,
Их рушит яростно, не ведая сама,
Что веру в разум убивает
И души пламенем отчаянья сжигает.
Чем оправдать детей невинных муки,
Скорбь матерей, седых от горя и разлуки,
Надежд, ласкавших жизнь, крушенье
И мира варварское разрушенье?
А сколько в том огне жестоком,
Не избежав безжалостного рока,
Сердец сгорело молодых,
Мечтавших заглянуть в глаза родных! [2]

Особое место в истории нашего государства занимает Великая Отечественная война 1941-1945 годов. И это не случайно. Великая Отечественная война явилась небывалым по своей жестокости испытанием для всего советского народа. Она коснулась своим варварским крылом каждой семьи. Минуло уже более полувека с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные двери войны. Много воды унесла река с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа. [4]

Сорок первый! Июнь!
Год и месяц борьбы всенародной!
Даже пылью времен
Затянуть эту дату нельзя.
Поднималась страна
И на фронт уходила поротно,
Кумачовые звезды
На полотнах знамен унося.

Фашисты напали на нас, тщательно подготовившись, завоевав почти всю Европу. Они были убеждены в своей победе. Cтупая по нашей земле, они оставляли после себя разрушенные города, сожженные села и трупы мирных жителей. На кадрах немецкой кинохроники первых дней и недель войны мы можем видеть немецких солдат – наглых, хорошо отдохнувших, чисто выбритых и плотно поевших. Они рассчитывали захватить нашу страну всего за три месяца, максимум за полгода. Но они крупно просчитались. Весь советский народ, от мала до велика, поднялся на защиту своей семьи, своего дома, своего города, своей великой Родины. Старшеклассники и студенты осаждали военкоматы, просились на фронт, прибавляя себе год – два. К осени 1941 года из комсомольских организаций страны добровольцами на фронт ушли 900 тысяч юношей и девушек. Ушли, чтобы не вернуться. Почти весь школьный выпуск 1941 года не вернулся с фронта… Страна превратилась в единый военный лагерь. Общим лозунгом для всех стали слова: “Все для фронта, все для победы”. [4] На фронте бои шли везде: в воздухе и на земле, на воде и под водой. Даже попав в плен, советские солдаты продолжали, как могли, бороться с фашизмом.

Нас укрыла братская могила,
И хотя я мертвый в ней лежу,
Все же я припомню все, что было,
И живым об этом расскажу.

Мы – студенты, батальон отдельный,
Комсомольцы все как на подбор,
Нас собрали на Днепре, под Ельней,
Чтоб сдержать здесь танковый напор.
“Мессершмиты” с иступленным воем
Рушатся на нас из-за горы.
Рвы противотанковые роем
Мы под небом желтым от жары.

Каждый день сухую землю в клочья
Рвет и мечет бешеный огонь.
Вдоль эскадры, словно многоточье,
Протянулись холмики могил…

Вот тогда к нам и прибился Ленька.
Мне теперь уже и невдомек,
Чем он покорил всех в батальоне,
Этот беспризорный паренек.

Только помню рыл он землю бойко.
“Не устал?” Ответит: “Пустяки!”
“Наша беспартийная прослойка” –
Так прозвали Леньку остряки.

Поперек мундиров автоматы,
Штыковой к бедру приделан нож.
Ну а мы – со штыковой лопатой,
Тут, как говориться, не попрешь.
Не изведав пороху в сражении,
Вместе с ним, приемышем своим,
Так мы и попали в окруженье,
Молча, пред фашистами стоим.

Вышел лейтенант, мундирчик узкий,
Весь в ожогах (жаль, не догорел!),
И легко заговорил по-русски,
Где он только так поднаторел?
“Вы – студенты, потому нисколько
Мы вас не считаем за врага.
По команде комсомольцы только
Сделают из строя три шага.
Но и тот, кто есть член комсомола,
Если хочет жить, стоит в строю.
Этим самым он дает нам слово,
Что покинул партию свою”.

На деревьях ссорились галчата,
В небе коршун выводил круги,
Батальон спокойно отпечатал
Трудные, последние шаги.
Знать, недаром занимался ротный
С нами подготовкой строевой.
И от этих четких трех ударов
Вздрогнул, покачнулся шар земной.
Три шага – а как это далеко!
Как на них решиться, посуди?
Все шагнули, беспартийный Ленька
Только лишь остался позади.
Вдруг, отбросив в сторону лопату,
Словно бы свободу дав рукам,
Он внезапно бросился к ребятам,
Растирая слезы по щекам.

Ротный Леньку оттолкнул тихонько
И сказал, не поднимая глаз:
“Ты еще не комсомолец, Ленька,
Ты еще пацан, живи за нас”.

Будто он чужой какой, прохожий,
Батальон его не замечал.
“Братцы, я ведь свой, я с вами тоже!
Исступленно Ленька закричал, –
Если вы не примете, ребята,
Я тогда предатель и подлец,
Я тогда пойду на автоматы,
Тут уж все равно один конец!”

И комсорг сказал, как на собрании,
Нам, стоящим в роковом строю:
“Он достоин комсомольца звания,
Я рекомендацию даю.
Голосуем перед смертью стоя,
Поднимите руки те, кто “за”.
Приглушенный гул
Прошел вдоль строя,
Словно отдаленная гроза.

Точно лес над головою Лени
Вырос вдруг под небом грозовым.
К солнцу протянули мы ладони.
Голосуя, мы прощались с ним.

Леньке дверь в бессмертье открывая,
Распахнулся, расступился строй,
И глазами радостно сверкая,
Он шагнул к нам, маленький герой.

Даже лейтенант ошеломленный
Не сводил с мальчишки тусклых глаз,
Даже ветер, зноем опаленный,
Встрепенулся и запел про нас.
Я не знаю, как уж это вышло,
Только помню, Родина в тот час
Подходила к каждому неслышно,
Целовала каждого из нас.

Мы лежим здесь все в одной могиле
Локоть к локтю, как и в том строю,
Чтобы вы о Леньке не забыли,
Вам, живым, я, мертвый, говорю. [5]

Мы победили в этой страшной и кровавой войне, но заплатили за победу высокую цену: погибли около 28 млн. наших граждан. Это страшные и горькие цифры. Потоками крови и слез была омыта за эти долгие четыре года наша земля. Но сила духа русского человека оказалась прочнее металла и огня. Победа в этой войне – факт нравственного подвига советских людей, принявших на себя главную тяжесть в борьбе с фашизмом, достойно и отважно исполнивших свой долг. Мир помнит несгибаемое мужество защитников Москвы, Ленинграда и Сталинграда, Киева и Минска, Одессы и Севастополя, Новороссийска и Керчи, Тулы, Смоленска и Мурманска. Этим городам было присвоено звание “Город-герой”. Гитлеровцы у стен этих городов понесли самые огромные потери. Существенным фактором нашей Победы явилась борьба советских людей в тылу врага. Везде, где появлялись фашистские захватчики, советские люди поднимались на борьбу против них. В ряды народных мстителей вступали семьями, рабочими коллективами, деревнями. В состав боевых групп, подпольных ячеек, партизанских отрядов входили люди разных профессий, возрастов, национальностей.

Идут годы, сменяются десятилетия, уходят из жизни последние ветераны Великой Отечественной войны. [4] Будем же признательны людям, чья юность была опалена войной. Людям, которые сражались с немецко-фашистскими захватчиками, твердо зная, что идет “страшный бой… кровавый, смертный бой не ради славы, ради жизни на земле”, ради будущего ваших отцов и матерей, ради вас, ребята. [4] И если вы хотите отдать долг памяти и уважения им, то надо делать это сейчас. Каждым своим поступком. А на сегодняшний день главная ваша задача – получать прочные знания, защищать честь класса, честь школы, честь семьи. Мы должны отдавать долг памяти и уважения. Мы должны помнить об этой страшной войне, чтобы она не повторилась.

Вспомним всех поименно,
Сердцем вспомним своим,
Это нужно не мертвым –
Это нужно живым!

(Объявляется минута молчания) Минутой молчания почтим память павших за свободу и независимость нашей Родины.

И начался двадцать первый век,
И вновь земля от войн устала.
И вновь, как прежде, гибнет человек
От страшного горячего металла

Война… Мы знаем о ней понаслышке. Мы знаем, что она еще где-то есть. Задумайтесь! Как это страшно – один народ убивает другой. Человек убивает человека. Изощряется в пытках, изобретает оружие, уничтожает. Ради чего? По какому праву? [4]

Становиться горько от мысли, что через столько лет после того, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны, матери России оплакивают своих сыновей – внуков и правнуков тех, кто подарил нам победу в сорок пятом.

Десять лет длилась афганская эпопея. Тогда это называлось выполнением интернационального долга. Почти пятнадцать тысяч убитых, тридцать семь тысяч искалеченных. О том, как гибли наши мальчики, и что на самом деле творилось в Афганистане, громко говорить не полагалось. Ползли слухи, летели похоронки во все уголки России. На задворки аэропортов доставлялись из Афгана “черные тюльпаны”, так называли афганцы оцинкованные гробы. И все молчали, не отдав должного памяти погибших. Не полагалось хоронить с почестями “афганцев”. Даже на обелисках об этом – ни слова. [3]

Не сон, а явь. В горах Афганистана,
Охваченные мстительным огнем,
Душманы гульбеддиновского клана
Его казнили августовским днем.

Весёлый парень из деревни вятской,
Девятидневный новичок войны,
С кровавою налобною повязкой
Стоял он возле каменной сосны.

Глядел в чужие дымчатые дали,
Короткий жизни подведя итог,
А моджахеды яростно рыдали,
Протягивая руки на восток.

И тени зла сменяли тени страха
На пыльной коже смуглого лица.
Они просили гневного Аллаха
Простить их за распятие пришлеца.

Из-за рядов неторопливо вышел
И приказал хозяин-феодал:
– Отрезать ему уши – чтоб не слышал,
Глаза повыжечь – чтобы не видал.

И распластали грудь ему ножами
И вырезали сердце из груди.
И, как шакалы, палачи визжали:
– Вовек, гяур, сюда не приходи!

Одну из веток дерева пригнули,
Повесили солдата на сосне.
А сердце в пропасть ближнюю швырнули
И сгинули в вечерней тишине.

Сосна его растерянно качала
Немела ночь. Ни звуков. Не огней.
А сердце все настойчивей стучало
Из-под неостывающих камней.

И все ему, бессмертному, внимало –
И тот орел, что вымерял простор,
И тот овраг, с прожилкой речки малой,
И тот аул, что прятался меж гор.

И травы, омертвевшие когда-то,
Очнулись вновь и дружно в рост пошли.
Как будто сердце русского солдата
Вдруг стало сердцем выжженной земли. [3]

Восемнадцатилетние мальчишки прошли через ад и кровь, неотступно смотрели смерти в лицо, долгие месяцы ежеминутно были под вражеским прицелом. Они пережили гибель своих друзей, тяжелые болезни, нестерпимое пекло и песчаные смерчи. Им знакома не только безудержная храбрость и отвага, но и чувство безысходности и отчаянья. Они видели благородство и подлость, высокую дружбу и мелкое предательство. В свои 18 лет они видели так много, что груз их жизненного опыта порой оказывается непосильным для людей, намного старше их. [3] Нам известны песни, рожденные на афганской земле. В этих песнях поется о родине, долге, любви, товарищах, которых уже нет.

Наши мальчики продолжают гибнуть в Чечне, Абхазии, Южной Осетии. 15 лет прошло с начала первой Чеченской войны – самой трагической из войн России. Грозный, Гудермес, Моздок, Ялхой Мохк – для многих эти названия населенных пунктов прочно ассоциируются с гибелью тысяч российских солдат и офицеров. Первая чеченская война началась 11 декабря 1994 года. Причиной войны стала криминальная обстановка в республике: ежегодно в Чечне совершалось до 600 умышленных убийств, за 1994 год было совершено более 120 вооруженных нападений на поезда, против русских начался геноцид. Ввод федеральных войск в Чечню был необходим для сохранения единства России. Чеченские боевики проявили жестокость и злость по отношению к российским солдатам. Многие ребята вернулись с той войны инвалидами или с надломленной психикой. Эта война продолжается, и сегодня происходят взрывы, похищения и убийства людей. В настоящее время боевые задачи в Чеченской республике выполняют бойцы спецназа из разных регионов России.

8 августа исполнился год со дня нападения грузинских войск на Цхинвал. Война шла всего 5 дней, но принесла много горя и большие разрушения. Полностью сожжено 686 домов, 2000 домов частично разрушено. Люди остались без жилья, и до сих пор их дома не восстановлены.

Мы также помним 1 сентября 2004 года. Эта дата вошла в жизнь нашего народа трагедией в Беслане. Мирный, чистый и трогательный день, каким был всегда 1 сентября, содрогнулся от горя, плача и боли. В результате злодейского, беспримерного по жестокости террористического акта в городе Беслане погибли и получили ранения сотни мирных граждан, большая часть которых – ни в чем не повинные дети. Они не вернулись из школы. Молодые, сильные, жизнелюбивые. Они мечтали о творчестве, учебе, о жизни на Земле. [1]

Нам дорого будущее планеты. Наша задача – беречь мир, крепить солидарность во имя того, чтобы люди земли встречались не на поле боя, а в труде, на дорогах мира и содружества.

Перед вами открыты все дороги,
Как много от судьбы своей мы ждем.
Но помните у школьного порога:
Что мы посеем, то и пожнем!
От знаний ваших зависит,
Чтобы могуча была и сильна,
День ото дня становилась все краше
Родина наша, наша страна! [4]

Литература

  1. Газета для организаторов внеклассной работы “Последний звонок”. – № 7, 9. 2005, № 1. 2009.
  2. Газета для организаторов внеклассной работы “Последний звонок”. – № 9. 2005, № 1. 2009.
  3. Газета для организаторов внеклассной работы “Последний звонок”. – № 1. 2009.
  4. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /авт.-сост. И.А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.
  5. Сценарии школьных праздников /Сост. Н.Н. Романова. – М.: ООО “ТД “Издательство Мир книги”, 2006.