Урок литературы. "Библия. Новый Завет. Рождество Иисуса Христа"

Разделы: Литература


Цели урока:

  1. познакомить учащихся с великим памятником человеческой культуры – «Библией»;
  2. помочь детям освоить общечеловеческие нравственные ценности, заложенные в ней;
  3. с помощью поэзии, музыки и изобразительного искусства обогатить представления шестиклассников о «Библии», о празднике Рождества и народных обрядах, связанных с ним.

Оборудование урока: выставка различных изданий «Библии»; учебник – хрестоматия «Литература», 6 класс, под ред. Полухиной В.П.; репродукция картины Рембрандта «Святое семейство»; аудиозаписи колокольного звона и «Литургии»; наряженная рождественская ёлка; костюмы и атрибуты театрализованной сценки «Колядование»; печенье в форме рождественской (Вифлеемской) звезды.

Тип урока: урок-праздник.

План урока:

  1. Начало урока – колокольный звон (аудиозапись).
  2. Вступительное слово учителя о Библии.
  3. Демонстрация выставки различных изданий Библии.
  4. Рассказ учителя о значении праздника Рождества, сопровождаемый исполнением «Литургии».
  5. «История рождения Иисуса Христа» (отрывок из Библии в исполнении учащихся – мальчика и девочки).
  6. Чтение учителем стихотворения Б.Пастернака «Рождественская звезда».
  7. Демонстрация репродукции картины Рембрандта «Святое семейство» и рассказ учащегося о ней.
  8. Празднование Рождества в России (слово учителя).
  9. Театрализованная сценка «Колядование» в исполнении группы учащихся.
  10. Легенда о том, почему именно елка стала символом Рождественского праздника (рассказ учащегося).
  11. Хоровод детей вокруг ёлки с исполнением песни «Маленькой ёлочке…»
  12. Стихотворное обращение учащихся к гостям и угощение печеньем в форме рождественской (Вифлеемской) звезды.

Ход урока

Для создания торжественного и возвышенного настроения урок начинается колокольным звоном.

Учитель литературы:

На свете есть много разных книг: большие и маленькие, толстые и тонкие, иллюстрированные и без картинок. Каждая из них имеет свое название.

Но есть одна из книг – самая главная, самая важная в жизни людей. В ней собрана вся мудрость человеческая, в ней говорится, как должен жить человек на этой земле.

У этой книги нет названия. Она называется просто «Книга», а если перевести на греческий язык, то «Библия», поскольку она первоначально была написана не по-русски.

Библию читают во всех странах мира. Её читают и дети, и взрослые. После перестройки и наша Россия стала издавать эту книгу. Вот выставка Библий, изданных и у нас, и за рубежом.

(Учитель демонстрирует выставку)

Библия делится на две части. Первая часть называется Ветхим заветом. Там говорится о сотворении мира и о жизни людей до появления Спасителя.

Во второй части говориться о жизни Иисуса Христа. Поэтому центральной частью Нового завета является рождение сына Божьего, то есть праздник Рождества Христова.

Рождество… Многие из наших современников – не только дети, но и взрослые – имеют об этом празднике очень смутное представление. А ведь Рождество Христово называют «матерью всех праздников». В эту ночь родился Иисус Христос – сын Божий, Спаситель мира. Значение этой святой ночи столь велико, что наше летосчисление мы ведем от Рождества Христова.

До 1917 года праздник Рождества Христова был одним из самых любимых в России. В ночь на 25 декабря (7 января по новому стилю) по всей стране, в малых и больших церквах, совершалось торжественное богослужение. (Звучит аудиозапись «Литургии»).

За вопросом учителя «Что же рассказывает нам Библия о рождении Иисуса Христа?» следует рассказ ученицы о том, где и как родился Иисус Христос (использован материал учебной хрестоматии для 6 класса)

Затем учитель выразительно читает стихотворение Б.Пастернака «Рождественская звезда», в поэтической форме рассказывающего библейскую легенду о рождении Иисуса Христа.

Демонстрация репродукции картины Рембрандта «Святое семейство» и рассказ ученика о ней:

Мы вновь обращаемся к гениальному Рембрандту, к его картине на библейскую тему. Перед нами его «Святое семейство».

Картина изображает некое пространство, дающее представление о бедности его обитателей.

На переднем плане – детская колыбель и склонившаяся к ней богоматерь с такой лаской глядит на свое дитя, что кажется, все полотно согрето теплом ее души.

Освещены только они – Мария и маленький Иисус – это главное в картине.

Но если приглядеться внимательнее, можно увидеть на заднем плане темную фигуру Иосифа. Он, как обычно, плотничает, занят своим будничным делом.

Слева, в углу картины, несколько ангелов охраняют сон младенца Иисуса. Картина погружена в полумрак – малыш спит.

Спокойная, исполненная теплоты библейская сцена раскрывает тонкие оттенки человеческих переживаний, рождает чувство душевной близости между зрителями и персонажами картины.

Учитель литературы:

До революции праздник Рождества Христова был одним из самых любимых в России. Его праздновали все. Рождеству предшествовал 40-дневный пост, известный под названием Рождественского. Люди ели только постную, то есть растительную пищу: хлеб, овощи, фрукты.

День перед Рождеством назывался сочельником. В сочельник ничего не едят до самого вечера, «до звезды», то есть до появления на небе первой звездочки, той, которая указала волхвам путь к новорожденному Христу.

С вечера рождественского сочельника обыкновенно начиналось «колядование». Ребятишки гурьбой выходили на улицу, стучались в ворота домов. И когда их приглашали войти в дом, то они славили Христа и пели колядки – короткие песенки, в которых упоминали именно о том, что могло быть всего нужнее данному хозяину. Ребят, певших колядки, называли колядовщиками.

Сценка: группа ряженых ребят с рождественской звездой, украшенной цветными ленточками, стучится в дом.

- Кто там? – спрашивает хозяин.

- Это мы, колядовщики.

- Здравствуйте, хозяюшка. Позвольте во горенку войти, во горенку войти да на лавочку сесть. На лавочку сесть да песенку спеть.

Дети исполняют колядки.

Девочка:

Коляда, коляда,
Отворяй ворота.
Ты вставай, господин,
Разбужай госпожу,
Хлебом – солью нас корми,
Путь – дорожку укажи.

Мальчик:

Я, маленький хлопчик,
Принес Христу снопчик.
С праздником поздравляю,
Здоровья желаю.

Девочка:

Пришла коляда
Накануне Рождества
Дайте коровку
Масляну головку!
И дай Бог тому,
Кто в этом дому.

Все вместе:

Пришла коляда
Вперед Рождества
Дай вам Господи
Скота, живота,
Коровку с теленочком,
Овцу с ягненочком,
Лошадь с жеребеночком,
Свинью с поросеночком…
Открывайте сундучок,
Доставайте пятачок,
Открывайте коробейки,
Доставайте нам копейки.

Хозяин с хозяйкой награждают детей деньгами и угощением.

Ученик рассказывает легенду о том, почему именно ёлка стала символом рождественского праздника:

Святая, торжественная ночь опустилась на землю, принесла с собой великую радость людям. В Вифлееме, в убогой пещере родился Спаситель мира. Не только люди, но и деревья, и цветы – все по-своему принимают участие в великом торжестве. Они простирают свои ветки, поднимают головки, стараясь заглянуть внутрь пещеры.

Счастливее других – три деревца, стоящие у самого входа в пещеру: это стройная пальма, прекрасная пахучая маслина и скромная зеленая ёлка.

- Пойдем и мы поклонимся Божественному младенцу и поднесем ему наши дары,- говорила маслине пальма.

- Возьмите меня с собой!- робко промолвила скромная ёлка.

- Куда тебе с нами,- презрительно окинув взглядом ёлку,- ответила пальма.

- И какие дары ты можешь поднести, кроме колючих иголок да противной липкой смолы,- прибавила маслина.

Промолчала бедная елка и отошла назад.

Великолепная пальма обмахнула младенца лучшим листом из своей кроны. А маслина наклонила свои ветки, и с них закапало душистое масло, и вся пещера наполнилась благоуханием.

С грустью, но без зависти смотрела на это елка. «Они правы»,-думала она.

Но ангел слушал разговор деревьев и видел гордость пальмы и маслины и скромность елки, он взглянул на небо. Оно было усеяно сверкающими звездами. И ангел сделал знак, и одна за другой звездочки стали скатываться на землю, прямо на зеленые ветки елки, и скоро она вся засияла блестящими огоньками. И когда Божественный младенец проснулся, то не благоухание в пещере, не роскошный веер пальмы привлекли его внимание, а сияющая елка. На нее взглянул он, и улыбнулся ей, и протянул к ней руки. Обрадовалась елка, но не загордилась. И ангел видел это и сказал: «Ты доброе деревце, милая елка, и за это ты будешь вознаграждена. Каждый год в это время ты теперь будешь красоваться в сиянии множества огней, и дети, глядя на тебя, будут радоваться и веселиться. И ты, скромная зеленая елка, сделаешься знамением веселого рождественского праздника.

Загораются огни на елке. Дети хороводом идут вокруг нее и поют «Маленькой елочке…»

Маленькой елочке холодно зимой,
Из лесу елочку взяли мы домой.
Бусы повесили, яркие шары,
Сласти, подарочки – все для детворы.
Нравится елочке наше торжество,
Весело, весело нам на Рождество.

Заканчивается урок выразительным чтением ученицей стихотворения:

Наступили святок радостные дни,
И зажглись на елках яркие огни.
Пусть «спасибо» наше примут в добрый час
Те, кто этой елкой одарили нас.
Просим от души мы дорогих гостей:
«Пожалуйста, примите наш привет скорей!»

Ребята угощают гостей и одноклассников печеньем в форме рождественской (Вифлеемской) звезды, покрытой белой глазурью.