О работе краеведческого лагеря "Моя Родина — Хатылы"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Содержание:

1. Общее положение.

2. Цели и задачи лагеря.

3. Содержание программы.

4. Итоги работы.

5. Распорядок дня.

6. План работы лагеря.

7. Отзывы учащихся о лагере.

ХОД УРОКА

1. Общее положение.

Основной состав краеведческого лагеря "Моя Родина - Хатылы" - учащиеся, занимавшиеся в течение года в авторском элективном курсе учителя якутского языка и литературы Хатылынской средней общеобразовательной школы имени В.С. Соловьева-Болот Боотура Макаровой Н.В. "Алаас ааттаах, дойду сурахтаах" ("Земля славится людьми"). Это - учащиеся 5-11 классов, интересующиеся историей своего края.

Количество учащихся - 17

Руководитель - 1

Воспитатель - 1

Повар - 1

Количество сезонов - 1

2. Цели и задачи лагеря

Цели.

  • Воспитание любви и патриотического отношения к родному краю.
  • Привитие навыков общения с природой по обычаям предков.
  • Воспитание личности в коллективе.
  • Организация летнего досуга детей с пользой.
  • Укрепление здоровья детей.

Задачи:

  • Изучить историю и природу родного края.
  • Привить чувство уважения к своим предкам.
  • Организовать индивидуальную работу для каждого ребенка, направленную на развитие положительных качеств.
  • Воспитать всесторонне развитого человека.
  • Дать ребенку те знания и умения, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни.

3. Содержание программы.

У каждого человека есть родной город, село, улица, дом, семья, где он вырос. Все это называется Родиной, и все это человек любит, даже не задумываясь об этом. И леса, поля, луга, окружающие нашу малую родину, родной язык, на котором мы говорим – это тоже часть Родины. И если придется защищать свою страну, то где-то в глубине сердца каждый будет знать, что защищает и этот клочок земли, научивший видеть и понимать прекрасное, – этот до боли в сердце любимый край, любовь к которому не угаснет, как никогда не угаснет любовь к матери.

Куда бы ни занесла нас судьба, мы будем тосковать о своей Родине и ждать встречи с ней. Любовь к родному краю заложена в нас с первых дней жизни, впиталась с молоком матери.

Все, что приходит на эту землю скоротечно. Так устроена жизнь. Из года в год наше село теряет старожилов - хранителей духовного богатства родного края. Вместе с ними уходит часть истории. Задача молодых заключается в том, чтобы впитать нужную информацию, обучиться всему тому, что пригодится в дальнейшей жизни. Ведь будущее села зависит от подрастающего поколения.

С каждым годом в силу разных причин мы все больше отдаляемся от культуры своих предков. Каждое новое поколение все меньше и меньше знает историю своего народа. Программа краеведческого лагеря “Моя Родина - Хатылы” предназначена для учащихся 5-11 классов, целью которой является воспитание патриота своей Родины. Основным фундаментом этой программы является авторский элективный курс “Алаас ааттаах, дойду сурахтаах”. В 2000 году к 160-летию села вышла на свет замечательная книга “Моя Родина - Хатылы”. Но, к сожалению, в этой книге были включены материалы, в основном освещающие события советского времени. Не были включены легенды и предания, рассказывающие о далеком прошлом села. Поэтому целью этого курса является изучение истории села по нескольким направлениям. Ребята собирают у старожилов села легенды и предания. Тем самым они узнают много интересного не только о своих односельчанах, но и об истории своего наслега. В будущем планируется выпуск брошюры по собранным материалам.

4. Итоги работы:

Основой работы лагеря является авторский элективный курс “Алаас ааттаах, дойду сурахтаах”. Учащиеся в течение года изучали историю своего наслега - занимались сбором фольклорного материала от населения. Составили карту маршрутов экспедиции. Летом в лагере ходили по этим маршрутам, фотографировали, занимались сбором материалов, изучали флору и фауну родного края. В дальнейшем планируется выпуск брошюр и участие с докладами на научно-практических конференциях.

  • За 10 дней вели краеведческую работу по 6 маршрутам:

1. Алас Чэкээлийэ

2. Бабагинский хребет

3. Вдоль речки Бабага

4. Дерево сказок

5. Коневодческая база

6. Алас Улахан Эбэ

  • Во время прохождения по маршрутам проводилась беседа по привитию обычаев предков: не шуметь и не разговаривать громко в святых местах, бережное отношение к могилам предков, к святыням народа - сэргэ (коновязь), кэрэх мас (дерево жизни), не сорить на природе, кормить духов огня и земли и.т.д.
  • Во время прохождения по маршрутам были обнаружены такие находки: на местах, где проживали люди в XVII–XIX веках древние сэргэ (коновязи), кэрэх мастар (деревья жизни), древние захоронения людей, деревянные плуги, колеса от телег. Кроме этого было много вещей времен колхоза, т.е. 1930-х годов.
  • Занимались общественно-полезным трудом - построили маленький мост через речку Бабага, убрали мусор с древних поселений.
  • С целью укрепления здоровья детей каждый день проводилась утренняя пробежка и зарядка, организовывалось купание в чистых водах речки Бабага, экскурции и спортивные игры на свежем воздухе.
  • Были проведены мероприятия с целью развития творческого потенциала детей:
  1. Клуб веселых и находчивых (КВН)
  2. Конкурс среди девочек "Мисс Бабага"
  3. Конкурс среди мальчиков "Мистер Бабага"
  4. Конкурс настенных рисунков "Граффити"
  5. Просмотр и обсуждение популярных кинофильмов
  6. Игра "Любовь с первого взгляда" и.т.д.

5. Распорядок дня:

  • 8ч.30м. - подъем
  • 8ч.30м. - 9ч. - умывание, зарядка и пробежка
  • 9ч.00м. - завтрак
  • 9ч.30м. - планирование маршрута, анализ и исследование собранных материалов
  • 10ч.00м. - 12ч.00м. - прохождение по маршруту
  • 12ч.30м. - 13ч.30м. - обед
  • 14ч.00м. - 16ч.00м. - свободное время, купание
  • 16ч.00м. - 18ч.00м. - спортивные игры, просмотр кинофильмов
  • 18ч.00м. - 19ч.00м. - ужин
  • 19ч.00м. - развлекательные мероприятия: интеллектуальные игры, конкурсы и.т.д.
  • 21ч.00м. - 23ч.00м. - свободное время
  • 23ч. - 8ч.30м. - сон

6. План работы лагеря. Приложение

Для реализации программы мы придерживались следующих принципов.

  1. Принцип содружества – все мы часть природы.
  2. Принцип “Знай и почитай предков своих” - каждый человек должен знать и уважать свои корни.
  3. Принцип уважения к природе – каждое живое существо на этой земле имеет право на существование и это право не должно зависеть от того насколько он полезен для людей.
  4. Принцип взаимоотношения – мы должны понимать и войти в положительный контакт с окружающей нас природой.
  5. Принцип любви, сбережения и радости – материальное богатство не самое лучшее, чего можно достичь в жизни.
  6. Принцип бережливого отношения к природе - человек не должен быть причиной исчезновения живых существ на этой земле.
  7. Принцип любви к родному краю – родной край единственное на земле место, куда человек хочет вернуться.

7. Отзывы учащихся о лагере:

Макарова Уля, 7 кл.:

Я во время летних каникул отдыхала в краеведческом лагере на речке Бабага. Там я узнала много интересного об аласах. Купалась в красивой речке Бабага. Каждый день мы ходили по маршрутам. Я впервые была так долго на природе. Все было очень интересно.

Кривошапкин Коля, 7 кл.:

Летом я отдыхал на речке Бабага. Там я очень хорошо отдохнул, играл. Мы пешком прошли по многим аласам, были на Бабагинском хребте, фотографировали древние захоронения, стоянки. Мне очень полюбилось древнее сэргэ с узорами. Было проведено очень много мероприятий. Это лето я провел с пользой. Там мне очень понравилось, в следующем году тоже хочу поехать.

Николаева Сааскылана, 7 кл.:

Этим летом я впервые была в лагере на речке Бабага и мне там ужасно понравилось. Название нашего лагеря - "Моя Родина - Хатылы". Лагерь организовала наш классный руководитель Нюргуяна Владимировна. Там мы изучали аласы. Оказывается бывать на природе - это так здорово! Если в следующем году лагерь будет работать, я обязательно поеду. Хочу, чтобы лагерь развивался и работал каждый год.

Макаров Айал, 10 кл.:

Этим летом у нас в Хатылы была очень хорошо организована работа лагеря. Название лагеря - "Моя Родина - Хатылы". Направление лагеря - краеведческое. Это значит - изучение флоры, фауны, истории аласов, местностей. В лагере собрались 17 ребят и плодотворно занимались исследованием истории своего края. Было проведено очень много разных мероприятий. Мы весело и с пользой провели эти незабываемые летние дни.

Козлова Ньургустана, 7 кл.:

Это лето мы провели в краеведческом лагере на речке Бабага. Там очень хорошо провели лето. Ходили по аласам, видели могилу удаганки. Дежурили по очереди в столовой, я научилась готовить. Каждый день купались. Вечерами проводились разные игры, конкурсы,мероприятия. Я очень хорошо отдохнула. В следующем году тоже хочу поехать.

Яковлев Мичил,7 кл.:

Я очень хорошо отдохнул в лагере на Бабаге. Самые полюбившиеся маршруты - Дерево сказок и Бабагинский хребет. Впервые увидел древние захоронения. Нашли много интересных вещей. Моя мечта - еще раз побывать в этом прекрасном месте.

В статье использованы фотографии о работе краеведческого лагеря "Моя Родина - Хатылы" за 2008 год.

Также к статье прилагается презентация Power Point "О работе краеведческого лагеря".