Урок математики по 2-м классе (УМК "Гармония")

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  1. Познакомить учащихся с понятием “задача”, “решение задачи”; учить их внимательно читать текст задачи.
  2. Формировать умения, необходимые для решения любой математической задачи (выделять данные и искомое, условие и вопрос, устанавливать зависимость между ними, строить умозаключения, моделировать, проверять полученный результат.)
  3. Закреплять вычислительные умения и навыки сложения и вычитания, геометрический материал.
  4. Показать практическую значимость тех математических понятий, которые встречаются в начальном курсе математики.
  5. Формировать процесс творческого подхода к решению задач.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска (или проектор), программное обеспечение, музыкальный центр, наглядные пособия, раздаточный материал (карточки со словами “Задача”, “вопрос”, “условие”, “решение”, “ответ”).

Этапы урока Ход урока Примечание
1. Орг. момент. Дети здороваются, показывают свою готовность к уроку. Проверить закладки.
2. Актуализация ЗУН, связанных с изучением нового материала. - Сегодня мы отправимся в космическое путешествие. Что нам нужно, чтобы отправиться в путь? (Приложение 1).

А) Космонавты;
Б) Ракета;
В) Маршрут;
Г) Снаряжение.

- Ребята, вот наша ракета. Она готова к старту. Мы много путешествовали на ней по Учебной Галактике и побывали на разных планетах.

- Какими должны быть космонавты? (Ответы детей)

- Так как мы совершаем полёт на уроке математике, проверим наше снаряжение?

- Нашим бортовым журналом будут ваши тетради, сюда мы запишем всё то, что встретится на нашем пути.

“Мы рады успехам друзей и не огорчаемся, если нас не спросят”.
3. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи. - А теперь пришло время узнать, чему будет посвящён наш полёт.

- А узнаем мы это, если выполним задание. (Примеры на доске).

Игра “ Космическое поле чудес”

26 87 92 30 65 53

84-31
29+36
97-67
68+24
37+50
14+12

Дети решают примеры и переворачивают карточки с ответами. В итоге появляется запись:

З А Д А Ч А

- Итак, тема нашего полёта “Задача”. Откройте свои бортовые журналы и запишите дату нашего полёта и тему.

(Пока дети пишут учитель обращает их внимание на то, что и ракета называется: За-да-ча).

 
4. Подготовка к изучению нового материала.

 

 

 

 

Минутка чистописания.

- Теперь мы можем отправляться в путь.
- Даем обратный отсчет (двойками, начиная с 20).

20, 18, 16, 14, 12, 10, 8, 6, 4, 2…пуск!

(Музыка)

- Ребята, а вы знаете, что такое задача?

Задача – это математический рассказ, в котором есть условие и вопрос.

- Тогда послушайте мои математические рассказы. Ответы на вопросы запишите в тетради. И потренируйтесь в написании этих цифр.

1.

“Идет охотник по лесу
И видит из-за пенька торчат
Шесть длинных заячьих ушек.
Сколько за пеньком зайцев?”

2.

“Сколько нужно взять колес, чтобы составить два двухколесных велосипеда?”

- Составьте из цифр число.
- Сколько чисел можно составить? (34, 43).
- Дайте характеристику числа.
- Запишите эти числа попеременно 4 раза.
- Какую закономерность наблюдаете? (+9, -9)

 

 

 

 

 

 

 

Почему?

3

 

4

5. Работа над новым материалом. - Давайте посмотрим в иллюминаторы.

- Ух ты, какие интересные созвездия!

“Маша сосчитала 7 падающих звезд, а Миша на 3 больше”.

“Маша сосчитала 7 падающих звезд, а Миша 5. Сколько всего звезд сосчитали Маша и Миша?”

Появляются картинки с созвездиями и с текстом задач.
  - Сравните тексты слева и справа. Какой текст можно назвать задачей, а какой нет?

Дети: Текст справа – это задача. Здесь есть вопрос. Текст слева задачей назвать нельзя, в нем нет вопроса.

- Вы правы, в задаче должен быть вопрос. Но тогда, что вы скажите об этом?

Приземляемся на первую планету.

Планета вопросов.

“Сколько всего звезд увидел астроном?”
“На сколько метеоритов больше, чем комет?”

- Ребята, это задачи?

Дети: Нет. Какие же это задачи, если в них только вопрос.

- Ребята, а что нужно, чтобы получились настоящие задачи?

Дети: Условие и вопрос.

- Попробуйте составить условие к этим вопросам.

(Дети составляют задачи).

- А теперь мы сделаем запись в бортовом журнале.

Задача №1.

- Как ответить на вопрос задачи?
- Что для этого нужно сделать?

В задаче это называется “решением”.

- Запишем это:

Решение.

- Как записать решение? (Ответы детей).

- Раз это задача, а не простое выражение, то в скобках после ответа, записывается пояснение (з).

- Мы ответили на вопрос задачи?
- Да.
- Это был наш устный ответ, а вот как это записывается …

Ответ: всего ……звезд.

Задача №2.

- Как ответить на вопрос задачи?

Как узнать на сколько больше?

(Нужно из большего вычесть меньшее).

А кто хочет попробовать, записать решение:

Решение:

…………….

Ответ:

- Из каких частей состоит задача:

У В Р О

- Какая связь между ними?

Продолжаем наш полет.

 

 

 

 

На доске, появляются постепенно:

  • Задача;
  • Условие;
  • Вопрос;
  • Решение;
  • Ответ.
6. Физминутка. Космическая физминутка.

1,2,3,4,5 – все умеем мы считать.
Раз! Подняться, потянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – теперь чуть-чуть попрыгай: влево, вправо, наклонись и тихонечко садись.

 
7. Закрепление нового материала. Встреча с космическими пиратами.

Пираты:

1п. - Ха-ха-ха! За-да-ча! Разобрались они! А давай их запутаем!
2п. – Давай!
1п. – Эй, детишки! Удачи!
2п. – Решите-ка наши задачи!

1п. – “ На одной летающей тарелке 3 марсианина, а на другой 5 космических пиратов. Сколько космических пиратов на двух тарелках?”

2п. – “Астроном увидел много звёзд. Сколько звёзд увидел астроном?”

1п. – “ Росло 4 берёза. На каждой берёзы по 4 больших ветки. На каждой – по 4 яблока. Сколько всего яблок?”

1п. – А можно ли назвать эти тексты задачами и записать их решения:

А) “ Сколько лап у двух собак?”
Б) “Сколько ног у двух пиратов?”

(Дети определяют, где задача, а где нет. Объясняют почему?)

- Ну и дети! Они всё знают! Ничего не боятся!
- Полетели отсюда.

(Улетают).

 
8.П роверка результатов усвоение темы. - Космические пираты улетели, и мы приземляемся на планету “ Космический лабиринт”.

- На этой планете нас ждёт испытание. Выйти из лабиринта может тот, кто выполнит все задания.

Самостоятельная работа.

1. У всех на столах карточки с условием задачи и несколькими решениями.
2. Несколько задач и несколько решений. Соедините условие и решение стрелками.
3. Геометрический материал.

- Задание выполнено.
- Ребята. А теперь садимся в ракету и возвращаемся домой в наш класс.

(Музыка).

 

 

 

Взаимопроверка.

Оценивание.

9. Итог урока. - Заглянем в наш бортовой журнал. С каким математическим понятием вы познакомились?
- Вы работали отлично и заслужили сюрприз.

“Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет.
Здесь лентяем места нет!”

 
10. Творческое задание. Придумать и нарисовать условие задачи.