Урок – защита проекта "Авторские сказки"

Разделы: Начальная школа


Цели проекта:

  1. Знакомиться с писателями – создателями сказок.
  2. Знакомиться с художниками – иллюстраторами сказок.
  3. Знакомиться с театральными постановками на сюжет авторских сказок.
  4. Сравнивать художественные и мультипликационные фильмы, в основе которых лежит сказочный сюжет.
  5. Познакомиться с композиторами, создававшими свои произведения на сюжеты авторских сказок.

Оборудование:

1. Презентации:

“От сказки народной к сказке авторской” (1),
“Авторские сказки” (2),
“Метерлинк, “Синяя птица” (3), созданные учащимися.
“Постановки в театрах” (4)

2. Выставка книг.
3. Выставка рисунков.
4. Приложение 1 (задания к проекту “Авторские сказки”)

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

- Чему учат сказки?
- Нужны ли сказки в жизни?

2. Сравнение народных и авторских сказок.

(Презентация 1)

3. Выступление ученика.

Сравнение сказки А. Аксакова “Аленький цветочек” и сказки Лепренс де Бомон “Красавица и Чудовище”.

“Аленький цветочек”.

Сказка ключницы Пелагеи.

- Сказку “Аленький цветочек” записал известный русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков (1791 — 1859). Он услышал ее в детстве во время своей болезни. Писатель так рассказывает об этом в повести “Детские годы Багрова-внука”:

“Скорому выздоровлению моему мешала бессонница... По совету тетушки, позвали один раз ключницу Пелагею, которая была великая мастерица сказывать сказки и которую даже покойный дедушка любил слушать... Пришла Пелагея, немолодая, но еще белая, румяная... села у печки и начала говорить, немного нараспев: “В некиим царстве, в некиим государстве...”

Нужно ли говорить, что я не заснул до окончания сказки, что, напротив, я не спал долее обыкновенного?

На другой же день выслушал я в другой раз повесть об “Аленьком цветочке”. С этих пор, до самого моего выздоровления, Пелагея ежедневно рассказывала мне какую-нибудь из своих многочисленных сказок. Более других помню я “Царь-девицу”, “Иванушку-дурачка”, “Жар-птицу” и “Змея Горыныча”.

В последние годы жизни, работая над книгой “Детские годы Багрова-внука”, Сергей Тимофеевич вспомнил ключницу Пелагею, ее замечательную сказку “Аленький цветочек” и записал ее по памяти. Впервые она была напечатана в 1858 году и с тех пор стала у нас любимой сказкой.

Лепренс де Бомон. Красавица и Чудовище

Иностранный вариант Аленького цветочка. Тот же вопрос: Что же важнее: красота телесная или душевная?

(Презентация 2)

4. Выступления учеников в соответствии с планом, составленным коллективно во время подготовки проекта:

* Рассказать о писателе по плану:

- Какие русские писатели создавали сказки?
- Какие сказки они сочинили?
- Что ты знаешь о жизни и творчестве?

* Рассказать на тему:

- Какие анимационные или игровые фильмы были созданы на сюжеты авторских сказок?
- Какие художники- аниматоры, композиторы, режиссёры создавали их?
- Какие актёры играли в кинофильмах?
- Какие фильмы тебе наиболее понравились? Объясни.

* Рассказать о театральном спектакле по плану:

- Какой театральный спектакль поставлен на сюжет авторской сказки?
- В каком театре ты видел его?
- Сравни спектакль и сказку, на сюжет которой он поставлен.
- Кто из героев спектакля особенно тебе запомнился и почему?

(Презентация 3)

* Рассказать о художнике по плану:

- Какие художники иллюстрировали авторские сказки?
- В каких музеях находятся эти картины?

* Рассказать о композиторе по плану:

- Какие музыкальные произведения созданы на сюжеты авторских сказок?
- Что ты знаешь о композиторе, сочинивших их.

(Презентация 4)

5. Итог:

- Авторские сказки – это самостоятельные произведения или обработанное повторение народных сказок?

(Авторские сказки – самостоятельные произведения. Содержание авторской сказки подчинено более глубокой идее).