Разработка интегрированного урока (литература + история) "Бородинское сражение – поражение или победа"

Разделы: История и обществознание, Литература


Цели урока:

  1. Показать историческое значение Бородинской битвы, ее стратегическое значение в ходе Отечественной войны 1812 г; учить сравнивать взгляды писателей и историков, делать выводы.
  2. Учить работать с историческими и литературными источниками, развивать умение анализировать художественный тест. Формирование коммуникативных и образовательных компетенций.
  3. Воспитывать у учащихся любовь к Родине на ярких примерах героизма и храбрости русских воинов, их готовности стоять насмерть, защищая Родину. Воспитывать гуманизм, стремление жить в мире, желание противостоять агрессии, войне как источнику гибели всего живого на Земле..

Оборудование: карты, схемы, таблицы, показывающие ход сражения; роман Л.Н.Толстого “Война и мир” (3 том), фрагмент художественного фильма С. Бондарчука “Война и мир”; репродукции картин и литографий В. Верещагина, Беланже, Н.Самокиша, Р.Волкова, Ф.Рубо, анимация хода Бородинского сражения, слайдовая презентация ключевых фрагментов урока, слайдовая презентация памятников архитектуры в честь Бородинской битвы, поэтические тексты М.Ю.Лермонтова, В.А. Жуковского, Д.Давыдова и др.); таблицы для каждого учащегося; слайдовая презентация ключевых моментов урока; кластер; проектор, экран.

Ход урока

Эпиграфы к уроку:

  1. “Вам не видать таких сражений...” М.Ю. Лермонтов.
  2. “…война есть сумасшествие, ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания”. (Л Н Толстой “Война и мир”).

I. Мотивационный этап.

  • Просмотр фрагмента фильма С. Бондарчука “Война и мир” (ч.3)
  • Вопрос: “Как вы думаете, фрагмент какого фильма мы сейчас просмотрели? Какие события отражены в этом фрагменте?”

Слово учителя: “Мы с вами посмотрели небольшой фрагмент замечательного фильма режиссера С. Бондарчука “Война и мир”, который позволил нам окунуться в атмосферу грозных и героических событий Отечественной войны 1812г. Сегодня на уроке мы продолжим изучение событий этого периода русской истории, но уже с позиций истории и литературы. Сейчас вам предстоит, работая в группе, обобщить полученные на предыдущих уроках знания”.

II. Повторение изученного на предыдущем уроке (сравнение точек зрения историков и писателя Л.Н.Толстого на причины и характер Отечественной войны 1812г).

  • Групповая работа

Задание: Ответить на вопросы, сопоставив точку зрения историков и писателя Л.Н.Толстого.

1 группа:

Каковы причины войны 1812г?
Какой характер носила война для воюющих сторон?

2 группа:

Каковы были планы воюющих сторон накануне войны?
Как и почему изменились планы воюющих сторон в ходе войны?

3 группа:

Почему война 1812 г. являлась для России Отечественной войной?
В чем проявлялся народный характер войны?

Ответы групп учащихся, дополнения и уточнения ответов.

III. Определение темы урока.

  • Задание: Прочитайте предложенные высказывания. Как вы думаете, о каком событии в них идет речь, и конкретизируйте тему урока. (обсуждение в группах).
  1. “Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы одержали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми. Из 50 сражений, мною данных, в битве под Москвою выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех” (Наполеон).
  2. “Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание каждого было умереть на месте и не уступать неприятелю. Французская армия под предводительством самого Наполеона, будучи в превосходнейших силах, не превозмогла твердость духа российского солдата, жертвовавшего с бодростью жизнею за свое Отечество” (И.М.Кутузов)
  3. “Это была битва гигантов. С обеих сторон было введено в бой более четверти миллиона солдат и офицеров…гремели залпы 1200 орудий” (Наполеон).
  4.  “Всемилостивейший государь Александр I. Сражение 26-го нами было проиграно. Армия, а особливо левый фланг, понесли чрезвычайную потерю. Одна из причин, послуживших проигрышу сражения, произошла от беспорядка, поселившегося в артиллерии после смерти графа Кутайсова…” (из донесения генерала на русской службе Винценгерода Ф.Ф. Александру I).
  • Ответы групп: тема урока “Бородинское сражение – поражение или победа?”

Репродукции картин ….

IV. Актуализация знаний по теме урока.

  • Задание группам: заполнить кластер “Бородинское сражение (каждой группе выдаются шаблоны кластеров):

  • Ответы групп (одна группа дает ответ, остальные делают дополнения).
  • В ходе ответов демонстрируются репродукции картин и литографий о Бородинском сражении, портреты Кутузова, Наполеона.

V. Постановка учебных задач (УЗ).

  • Вопрос: “Как вы думаете, достаточны ли наши знания о Бородинском сражении? Сформулируйте учебные задачи, исходя из темы и особенностей урока.

Обсуждение в группе. Ответы учащихся, дополнения.

  • Предполагаемые УЗ:
  1. Узнать о ходе Бородинской битвы и ее значении в ходе Отечественной войны 1812г.
  2. Сравнить исторический и литературный материал и выяснить, совпадают ли точки зрения историков и писателя Л.Н.Толстого на события.
  3. Познакомиться с примерами проявления героизма русских солдат.

VI. Изучение нового материала. Решение поставленных УЗ.

  • Слово учителя: “Работая с историческими материалами и литературным текстом, выяснить взгляды историков на цели, подготовку, ход и итоги Бородинского сражения. Исследуя текст романа Л.Н. Толстого “Война и мир” (том 3), определить позицию писателя и выяснить, совпадают ли взгляды Л.Н.Толстого со взглядами историков на событие. Заполнить таблицу”.
  • Знакомство с ходом сражения: просмотр анимации.

Задача: почерпнуть первые сведения о ходе Бородинской битвы.

  • Работа с материалами учебника, историческими документами и текстом романа “Война и мир”.

Заполнение таблицы. Работают 2 группы: группа “Историков” и группа “Литературоведов”.

Группе историков предложены для изучения документы (см. приложение 1), материалы учебника “История России. XIX век”.

Группа “Литературоведов” работает с 3 томом романа Л.Н. Толстого “Война и мир”.

Обе группы получают шаблоны таблицы с вопросами и заданиями 1-й графы.

Таблица. (Приложение 2)

Вопросы и задания.

Исторические материалы о Бородинском сражении. (предполагаемые ответы)

Л.Н.Толстой о Б.С. в романе “Война и мир”  (предполагаемые ответы)

1. Цели, преследуемые русской армией.    
2. Подготовка к сражению    
3. Соотношение сил накануне сражения.    
4. Роль Кутузова и Наполеона в сражении.    
5. Итоги сражения, следствие.    
  • Обсуждение материалов таблицы, отмечаются наиболее удачные варианты ответов, вносятся дополнения: группа “Историков” освещает вопросы по материалам учебника и исторических документов, группа “Литературоведов” освещает точку зрения Л.Н.Толстого.
  • Слово учителя: “Итак, вы убедились, что точка зрения историков и Л.Н. Толстого на события не всегда совпадают. Да, писатель не удовлетворен объяснением историками причин наполеоновских войн, не согласен он и со взглядами историков на цели, подготовку и ход Бородинского сражения”
  • Проблемный вопрос: Как вы можете объяснить такие разногласия?
  • Ответы учащихся.
  • Вот как сам Толстой отвечает на этот вопрос в послесловии к роману: “Разногласие мое в описании исторических событий с рассказами историков…не случайное, а неизбежное. Историк и художник, описывая историческую эпоху, имеют два совершенно различные предмета. Как историк будет неправ, ежели он будет пытаться представить историческое лицо …во всей сложности отношений ко всем сторонам жизни, так и художник не исполнит своего дела, представляя лицо всегда в его значении историческом….Историк обязан иногда, пригибая истину, подводить все действия исторического лица под одну идею, которую он вложил в это лицо. Художник, напротив, старается понять и показать не известного деятеля, а человека. В описании самих событий различия еще резче и существеннее…

Итак, задача художника и историка совершенно различна, и разногласие с историком в описании событий и лиц в моей книге не должно поражать читателя”.

2-й этап урока. Храбрость и героизм русских воинов в Бородинском сражении.

I. Чтение отрывка из стихотворения В. Степанова:

..Металась битвы злая ярость,
Как вихрь, на запад и восток…
В единый грохот все сливалось,
Сплеталось все в один клубок…
В одном ряду – отцы и дети,
Дерзать и детям, и отцам!
И бил в лицо бессмертья ветер
На смерть идущим храбрецам…
И, жертвуя собою, смело
В огне сходились грудь на грудь…
“Ура!”– раскатисто гремело,
Победе расчищая путь!
Степанов В. Люблю и верю: Стихотворения и поэмы.

  • Вопрос 1: Назовите известные вам произведения искусства, посвященные Бородинскому сражению.
  • Вопрос 2: Почему Бородинской битве посвящено так много произведений искусства (живописи, архитектуры, литературы)?

(возможные ответы: – это сражение, предопределившее исход Отечественной войны; – русские воины проявили героизм, мужество, стойкость).

II. “Литературоведы” и “историки”, работая с историческими документами, романом “Война и мир”, текстами стихотворений, репродукциями картин и литографий попробуют увидеть и понять, как боролись с врагом защитники Отечества, ответят на вопрос: “Почему это сражение народное?”.

  • Работа в группах:

Задание группе “Историков”: прочитайте письма французских офицеров (Приложение 3). Приведите отрывки о храбрости русских в Бородинском сражении. Сделайте выводы.

Задание группе “Литературоведов-1”: Ответьте на вопросы, работая с текстом романа Л.Н.Толстого “Война и мир” (том 3, часть 2; главы XXXI – XXXIX).

  1. Зачитайте эпизоды, описывающие поведение русских воинов в бою. Какие чувства вызывают в вас эти эпизоды? Почему можно назвать это сражение народным?
  2. Почему Б.С. дано глазами Пьера Безухова? (Ничего не понимает в военном деле; воспринимает войну с психологической т. зрения: наблюдает за настроением участников битвы)
  3. Как меняется настроение участников битвы (до сражения – во время сражения), по наблюдениям Пьера Безухова?
  4. Сделайте выводы об участниках Бородинского сражения.

Задание группе “Литературоведов-2”: прочитайте стихотворения В. Жуковского “Певец во стане русских воинов”, Ф.Н.Глинки, Д В. Давыдова “Бородинское поле”, И.А.Крылова “Волк на псарне”, А.С. Пушкина “Полководец”, М.Ю.Лермонтов “Поле Бородина”, “Бородино”, “Два великана”.

1. Подберите и процитируйте отрывки из стихотворений, показывающих героизм и мужество русских солдат в Бородинском сражении.

III. Ответы групп.

IV. Подведение итогов урока.

  • Фронтальная беседа

1. Что же явилось прямым следствием Бородинского сражения?

(“Прямым следствием БС было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой смоленской дороге, погибель пятисоттысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородиным была наложена рука сильнейшего духом противника” (Л.Н. Толстой).

2. Возвращаясь к теме урока, ответим на вопрос: “Бородинская битва – победа или поражение?”. Аргументируйте.

3. Удалось ли нам решить поставленные учебные задачи?

  • Рефлексия

– Что запомнилось, понравилось на уроке? Что произвело самое сильное впечатление?

– Чем интересны такие интегрированные уроки?

– Ваши пожелания друг другу, учителям, всем присутствующим.